Кружковая деятельность "Квест-игры"
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Перспективное планирование кружковой деятельности "Квест-игры" в младшей, средней, старшей и подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружковая деятельность "Квест-игры" | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №28 «Снегирёк»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДЕНО
педагогического совета Заведующий МДОУ д/с №28
от «_8_» ___09__ 2020г. ___________ /СидороваЕ.В/
Протокол № __1___ «__8_» ______09____ 2020
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности
«Квест-игры в детском саду»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Гасаналиева Наргиз Шихвагидовна
Воспитатель первой квалификационной категории
Снегири, 2020
Пояснительная записка
Актуальность
Актуальность:
В настоящее время в дошкольном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ.
Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.), воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды перемещаются по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. После каждой игры ребенок анализирует свое место в команде, командные действия, планирует, прогнозирует результат дальнейших игр вместе с педагогом-наставником. Ребенок учится проводить самоанализ своих физических возможностей, умений и навыков, планирует вместе с педагогом тренировочный процесс, понимая, что ему не хватило до достижения результата: выносливости, быстроты, силы или координации. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:
1.Игры должны быть безопасными.
2.Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3.Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Цель: изучение и использование современной квест-технологии в работе с дошкольниками.
В игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
-использовать современные технологии и методы работы с дошкольниками;
-познакомить детей с квест – игрой как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
-активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников.
-сформировать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность и взаимопонимание;
Образовательные- вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс; участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
Развивающие – развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, развитие инициативы и самостоятельности, и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
Воспитательные – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
Направленность: Социально-педагогическая
Характеристика возрастных особенностей воспитанников 3 - 4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Данный вид деятельности рекомендуется один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 15 минут. Форма обучения очная групповая.
Основное направление программы - художественно-эстетическое. Здесь активизируется приобщение детей к истокам отечественной культуры, развивается речь, раскрывается творческий потенциал.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Развитие психических процессов.
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4—5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.
Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4—5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»). На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24—25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
от 5 до 6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно - логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
от 6 до 7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем,
кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.
От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.»
У детей 6-7 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К подготовительной группе накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В подготовительной группе основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети подготовительной группы активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным усло виям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
Объем и срок освоения: Программа по самообразованию является познавательной, срок реализации –4 года. Занятия проводятся 4 раза в месяц во второй половине дня, продолжительность:
младшая группа- 15 минут
средняя группа- 20 минут
старшая группа- 25 минут
подготовительная группа- 30 минут
Форма обучения: очная-групповая.
Особенности организации образовательного процесса:
Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
Эмоциональная окрашенность заданий.
Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Планируемые результаты:
Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного развития детей;
- умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
У детей сформируются:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение синтезировать полученные знания;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения возникающих задач посредством поиска решений;
- повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.
Форма аттестации:
Итоговое мероприятие в каждой возрастной группе: квест-игра с родителями.
Материально-техническое обеспечение:
Материал и оборудование: сундук, схема, магниты, поля-клумбы, геометрические фигуры, чудесный мешочек, скрепки, письма с заданиями, цветы, ключи, конверты к заданию, сундук с наградами, три нарисованных дерева на А3 формате без листьев, клей, листики 3-х цветов по 54 шт, кошелёк-сумочка для сбора листьев. Сундучок, клубок ниток, волшебный мешочек, папка - имитация обложки книги, страницы, проектор, презентация занятия, шапочки зверей.
Картинки — следы животных и птиц; части карты с заданиями, картинки — воздушный и водный транспорт; картинки — животные и их домики; разноцветные шары на каждого ребенка; один шар-красный; картинки-деревья и их листочки;
1 баночка-кофе;
2 баночка-соль;
3 баночка-песок;
вода;
мерная ложка;
сундучок со сладостями и декоративными камушками
карта – маршрута
конверты с заданиями и частями цветка (лепесток)
полезные и вредные продукты (конверт с картинками)
ориентиры
ребристая доска
«дорожка здоровья»
гимнастические палки деревянные (5-6 штук)
канат
стойки с прикрепленными картинками (огород, спортивная площадка, уголок познания, уголок природы)
кольцебросы с кольцами
5-7 обручей малого диаметра
книжка с выдвижными картинками, маски с персонажами сказки, мячи гимнастические.
Учебный план.
Младшая группа.
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводный блок | 2 | 2 | |
2 | Квест-игры по математике | 5 | 1 | 4 |
3 | Квест-игры по экологии | 5 | 1 | 4 |
4 | Квест-игры на прогулке | 8 | 1 | 7 |
5 | Квест-игры по развитию речи | 4 | 1 | 3 |
6 | Квест-игры двигательной активности | 8 | 1 | 7 |
7 | Квест-игры по ПДД | 4 | 1 | 3 |
ИТОГО | 36 часов | 8 часов | 28 часов |
Каждая тема – 1 групповое занятие в форме игры, продолжительностью 15 минут.
Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц
Содержание изучаемого курса:
СЕНТЯБРЬ
- «Что такое квест-игры?»
- «Найдем колобка»
- «Лисичкин клад»
- «Ёжик»
ОКТЯБРЬ
1.«Путешествие в мир осени»
2. «Путешествие по карте»
3. «В царстве веселых цифр и фигур»
4. «5 остановок безопасности»
НОЯБРЬ
1.«Путешествие в страну Речевичок»
2. «В поисках сигнала светофора»
3. «Путешествие по загадкам»
4. «Иди туда, не зная куда, и найди то, не зная, что»
ДЕКАБРЬ
1.«Найди клад»
2. «Путешествие в город Дорожных знаков»
3. «Секреты здоровья»
4. «Путешествие по временам года»
ЯНВАРЬ
1.«Природа вокруг нас»
2. «В поисках колобка»
3. «Давайте помогать друг другу»
4. «Дружба крепкая…»
ФЕВРАЛЬ
1.«Путешествие в страну профессий»
2. «Путешествие в сказочный лес»
3. «Игрушки»
4. «Гуси-лебеди»
МАРТ
1.«Потерянная сказка»
2. «Поможем зверятам построить новый теремок»
3. «Наши папы»
4. «Поможем скворушке построить домик»
АПРЕЛЬ
1.«По лесным тропинкам»
2. «Дорогою добра»
3. «В поисках зверей»
4. «В гостях у радуги»
МАЙ
1.«Спасение Айболита»
2. «Путешествие Буратино»
3. «Старичок-годовичок»
4. «Сказочный переполох в лесу»
Учебный план.
Средняя группа.
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводный блок | 1 | 1 | |
2 | Квест-игры по математике | 5 | 1 | 4 |
3 | Квест-игры по экологии | 5 | 1 | 4 |
4 | Квест-игры на прогулке | 8 | 1 | 7 |
5 | Квест-игры по развитию речи | 4 | 1 | 3 |
6 | Квест-игры двигательной активности | 8 | 1 | 7 |
7 | Квест-игры по ПДД | 5 | 1 | 4 |
ИТОГО | 36 часов | 7 часов | 29 часов |
Каждая тема – 1 групповое занятие в форме игры, продолжительностью 20 минут.
Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц
Содержание изучаемого курса:
СЕНТЯБРЬ
1.«Что такое квест-игры?»
2. «В гости к Лесовичку»
3. «Ищем колобка»
4. «Путешествие по Снегирям»
ОКТЯБРЬ
1.«В поисках ключа здоровья»
2. «По страницам затерянной книги»
3. «В царстве веселых цифр и фигур»
4. «Путешествие к дедушке Ау»
НОЯБРЬ
1.«В мире сказок»
2. «В поисках цветка здоровья»
3. «Геометрический лес»
4. «В поисках заколдованного клада»
ДЕКАБРЬ
1.«Зимние забавы»
2. «Секреты здоровья»
3. «Зимушка-зима»
4. «В поисках сюрпризов от Зимушки-зимы»
ЯНВАРЬ
1.«В поисках моих любимых игрушек»
2. «На поиски Нолика»
3. «По дорогам сказок»
4. «Приключения на необитаемом острове»
ФЕВРАЛЬ
1.«Затерянная лаборатория»
2. «Путешествие в сказкино»
3. «Старичок-годовичок»
4. «Проделки Баба-Яги»
МАРТ
1.«В поисках Иванушки»
2. «Страна дошколят»
3. «Поможем воробью»
4. «Путешествие в мир природы с Симкой»
АПРЕЛЬ
1.«Путешествие в лес»
2. «Поход на остров «Здоровья»»
3. «Сокрытое сокровище»
4. «Юные помощники Светофора»
МАЙ
1.«Спасение Галактики Здоровейка»
2. «Сокровища Пиратов»
3. «Книга чудес по ПДД»
4. «В поисках ключа здоровья»
Учебный план.
Старшая группа.
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводный блок | 1 | 1 | |
2 | Квест-игры по математике | 5 | 1 | 4 |
3 | Квест-игры по экологии | 5 | 1 | 4 |
4 | Квест-игры на прогулке | 8 | 1 | 7 |
5 | Квест-игры по развитию речи | 4 | 1 | 3 |
6 | Квест-игры двигательной активности | 8 | 1 | 7 |
7 | Квест-игры по ПДД | 5 | 1 | 4 |
ИТОГО | 36 часов | 7 часов | 29 часов |
Каждая тема – 1 групповое занятие в форме игры, продолжительностью 25 минут.
Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц
Содержание изучаемого курса:
СЕНТЯБРЬ
1.«В поисках осенних даров»
2. «Берегите природу»
3. «Времена года»
4. «Путешествие в царство лепки»
ОКТЯБРЬ
1. «По дорогам сказок»
2. «В поисках науки»
3. «Фруктовые истории»
4. «Поиски мышонка»
НОЯБРЬ
1.«Веселые пазлы»
2. «По дорогам русских народных сказок»
3. «Как положено друзьям, все мы делим пополам»
4. «Путешествие в страну «Красивой речи»»
ДЕКАБРЬ
1.«Веселые старты»
2. «Клад знаний»
3. «Секреты здоровья»
4. «В поисках волшебного ключа»
ЯНВАРЬ
1.«Приглашение в зоопарк»
2. «Там на неведомых дорожках»
3. «Поможем цветику-семицветику»
4. «В поисках Светофора»
ФЕВРАЛЬ
1.«Тропа безопасности»
2. «Красный. Желтый, Зеленый»
3. «Путешествие Незнайки в детский сад»
4. «В поисках дерева Доброты»
МАЙ
1.«Следопыты»
2. «Поиск спрятанного сюрприза»
3. «Волшебный цветок приключения»
4. «Путешествие по стране физкультуры и здоровья»
Учебный план.
Подготовительная группа.
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводный блок | 1 | 1 | |
2 | Квест-игры по математике | 4 | 1 | 3 |
3 | Квест-игры по экологии | 5 | 1 | 4 |
4 | Квест-игры на прогулке | 7 | 1 | 6 |
5 | Квест-игры по развитию речи | 4 | 1 | 3 |
6 | Квест-игры двигательной активности | 10 | 1 | 9 |
7 | Квест-игры по ПДД | 5 | 1 | 4 |
ИТОГО | 36 часов | 7 часов | 29 часов |
Каждая тема – 1 групповое занятие в форме игры, продолжительностью 30 минут.
Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц
Содержание изучаемого курса:
СЕНТЯБРЬ
- «Путешествие в сказочную страну»
- «В поисках науки»
- «Загадки Тетушки-Непогодушки»
- «Волшебное путешествие»
ОКТЯБРЬ
1.«Поиски корзины осени»
2. «Воздушный шарик»
3. «Клад знаний»
4. «Цветок дружбы»
НОЯБРЬ
1.«Путешествие в страну знаний»
2. «Мы будущие первоклассники»
3. «Как животные готовятся к зиме»
4. «Путешествие в город «Правильной речи»»
ДЕКАБРЬ
1.«Поиск спрятанного сюрприза»
2. «В поисках Симки»
3. «Книга не только для чтения, но и для игр»
4. «Тайны феи Осторожность»
ЯНВАРЬ
1.«В мире профессий»
2. «Путешествие в страну трудолюбия»
3. «По дорогам сказок»
4. «На помощь сказкам»
ФЕВРАЛЬ
1.«Путешествие в сказочную страну»
2. «Детективное агенство «Ладушки»»
3. «Путешествие на остров Сокровищ»
4. «Мозаика из соленного теста»
МАРТ
1.«Путешествие за секретами здоровья»
2. «Загадки от домашних животных»
3. «Буратино и золотой ключик»
4. «Знатоки природы»
АПРЕЛЬ
1.«Космос»
2. «Приключения Марсика»
3. «Дорожная грамота»
4. «Найди корзину белочки»
МАЙ
1.«В поисках зашифрованного слова»
2. «В поисках клада»
3. «В поисках волшебного сундука»
4. «Времена года»
Методы обучения:
- Сюрпризный момент;
- Беседа;
- Ответы на вопросы;
- Загадывание загадок;
- Педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные:
- Демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практические:
- Решение проблемной ситуации;
- Поисковые действия;
- Игра – инсценировка сказки;
- Физминутка- гимнастика глаз;
- Дыхательная гимнастика.
Список используемой литературы:
1.Интернет ресурсы: www.maam.ru; http://nsportal.ru;
2.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
3.Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.
4 Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.- Ростов н / Д: Феникс, 2005.-192с.
5.Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.-94с.
6.Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста , - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
Утверждаю
Заведующий МДОУ д/с №28
__________ Е.В.Сидорова
«___» __________ 2019г.
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Квест-игры в детском саду»
1 год обучения
Младшая группа (3-4лет)
Месяц | Тематика | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
Сентябрь | Вводный блок | 4 | 4 |
Октябрь Ноябрь Январь Май | Квест-игры по математике | 4 | 4 |
Сентябрь Ноябрь Январь Апрель | Квест-игры по экологии | 4 | 4 |
Сентябрь Октябрь Март Май | Квест-игры на прогулке | 6 | 6 |
Сентябрь Ноябрь Апрель Май | Квест-игры по развитию речи | 6 | 6 |
Сентябрь Октябрь Февраль Май | Квест-игры по двигательной активности | 8 | 8 |
Ноябрь Апрель Май | Квест-игры по ПДД | 4 | 4 |
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Квест-игры в детском саду»
1 год обучения
Средняя группа (4-5лет)
Месяц | Тематика | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
Сентябрь | Вводный блок | 4 | 4 |
Октябрь Ноябрь Январь Май | Квест-игры по математике | 4 | 4 |
Сентябрь Ноябрь Январь Апрель | Квест-игры по экологии | 6 | 6 |
Сентябрь Октябрь Март Май | Квест-игры на прогулке | 4 | 4 |
Сентябрь Ноябрь Апрель Май | Квест-игры по развитию речи | 6 | 6 |
Сентябрь Октябрь Февраль Май | Квест-игры по двигательной активности | 7 | 7 |
Ноябрь Апрель Май | Квест-игры по ПДД | 5 | 5 |
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Квест-игры в детском саду»
1 год обучения
Старшая группа (5-6лет)
Месяц | Тематика | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
Сентябрь | Вводный блок | 4 | 4 |
Октябрь Ноябрь Январь Май | Квест-игры по математике | 5 | 5 |
Сентябрь Ноябрь Январь Апрель | Квест-игры по экологии | 3 | 3 |
Сентябрь Октябрь Март Май | Квест-игры на прогулке | 6 | 6 |
Сентябрь Ноябрь Апрель Май | Квест-игры по развитию речи | 6 | 6 |
Сентябрь Октябрь Февраль Май | Квест-игры по двигательной активности | 9 | 9 |
Ноябрь Апрель Май | Квест-игры по ПДД | 3 | 3 |
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Квест-игры в детском саду»
1 год обучения
Подготовительная группа (6-7лет)
Месяц | Тематика | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
Сентябрь | Вводный блок | 4 | 4 |
Октябрь Ноябрь Январь Май | Квест-игры по математике | 5 | 5 |
Сентябрь Ноябрь Январь Апрель | Квест-игры по экологии | 3 | 3 |
Сентябрь Октябрь Март Май | Квест-игры на прогулке | 5 | 5 |
Сентябрь Ноябрь Апрель Май | Квест-игры по развитию речи | 7 | 7 |
Сентябрь Октябрь Февраль Май | Квест-игры по двигательной активности | 7 | 7 |
Ноябрь Апрель Май | Квест-игры по ПДД | 5 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая
Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...
Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая
Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...