Театрализованная игра "Каша из топора"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
План-конспект театрализованной игры по мотивам русской народной сказки «Каша из топора»
Подготовительная к школе группа
Цель: создание условий и познавательный интерес через русские народные сказки.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки; учить создавать художественные приемы, упражнять в работе с изобразительным материалом;
- развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать и рассматривать книги;
- воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества.
Оборудование: красочно оформленная группа в стиле «Русской деревенской избы», выставка книг русских народных сказок, большой конверт с письмом, аудиозапись музыкального сопровождения, гуашь, кисточки разного размера, цветные карандаши, восковые мелки, стаканчики под кисти и воду, чистые листы бумаги для рисования.
Ход игры:
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Орг.момент | Звучит аудиозапись песни «В гостях у сказки» (сл. Ю.Кима, муз. В. Дашкевича). -Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут сказочные герои. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в которой происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? | Дети садятся на стульчики перед книжной выставкой. -Да |
Вводный этап | -Тогда я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Иван-царевич». Речевая игра «Иван-царевич». Ведущий называет слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета. Играющие должны назвать имя или название полностью: -Молодцы! Вижу, вы хорошо знаете сказки и любите их. Мир сказок огромный, почти как наша планета Земля, на которой мы живем, а каждую сказку можно сравнить со страной. -Сказочный мир делится на два больших материка: на одном живут сказки народные, а на другом – авторские. -Какие сказки называются народными? А какие – авторскими? | Иван- (царевич), мышка- (норушка), лягушка- (квакушка), зайчик - (побегайчик), лисичка- (сестричка), мишка - (топтыжка), сестрица (Аленушка), братец (Иванушка), Конек- (горбунок), Жар- (птица), серый (волк), Елена (Прекрасная), Василиса (Премудрая), Марья- (Искусница), Царевна- (лягушка), шапка- (невидимка), ковер- (самолет), меч - (кладенец), скатерть- (самобранка). -Авторская сказка придумывается и записывается одним человеком – автором. А народная сказка устно передается от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям. Так сказка и живет. |
Основной этап | Театрализованная деятельность Действующие лица: Солдат, Бабка, Мальчишка. Деревенская изба. На первом плане слева сени, справа – печь, посередине – стол. На втором плане стена и окошко и лавка. В окошко выглядывает мальчишка. Мальчишка: Жила в деревушке В кособокой избушке Старая бабка – Рваные тапки, Салоп до пупа, Скупа да глупа. Никому не мила, Остальным всем взяла! Мальчишка прячется. Из сеней выходит Бабка с набитой кошелкой и начинает выкладывать на стол продукты: пирог, булку, крупу, масло. Раздается стук в дверь и дружное хихиканье. Хор детских голосов (поют дразнилку) Бабка Маланья – Голова баранья, Бородавка на носу, Нос, как просека в лесу! Чтоб не выросли рога, Дай кусочек пирога! Коли пожалеешь, Мигом околеешь. Бабка (сердито): Не дождетесь, чертенята! Бабка хватает метлу и бросается к сеням. В окошке снова появляется Мальчишка, хватает пирог и исчезает. Бабка бежит к окну и пытается стукнуть проказника метлой. -Бабка Убирайтесь вон из хаты! Ах, вы тати! Ах, жульё! Мальчишка опять появляется в окне и пытается схватить булку. Бабка. Ай, отдай! Не тронь! Моё! Бабка замахивается метлой. Мальчишка убегает. Раздается решительный стук в дверь. Бабка быстро хватает продукты и прячет их за печкой. Бабка (ворчливо) И кому опять неймется? Бабка быстро усаживается за пустой стол. Входит Солдат. Здравствуй! Где присесть, найдется? Прошагал я много верст. Бабка (притворяясь глухой) Да, харчевня через мост. Солдат. Нет уж, ты мне дай поесть. Бабка. Там на гвоздике повесь! Солдат. Что совсем глуха, не чуешь? Бабка. Под забором заночуешь. Солдат (сам себе) Что-то, старая карга, Больно на ухо туга. Пропишу-ка ей леченье, Как солдату на ученьи. Солдат достает розгу и гоняется по избе за Бабкой. Солдат. Вот тебе! Зело? Старушка мигом бросает свое притворство. Бабка. Зело! Всё, касатик, помогло! Солдат. То-то! А теперь харчи, Из печи на стол мечи. Солдат усаживается за столом и достает большую ложку. Бабка. Так ведь нечего, служивый, Вот те крест. Бабка крестится и достает из печи пустой горшок. Солдат (в сторону) Вот дьявол лживый! Но солдат я, а не вор. (Бабке) Бабка, принеси топор. Бабка идет в сени и возвращается с топором и бухается Солдату в ноги. Бабка (испуганно) Не губи! Солдат. Ты что, мамаша? Из него сварю я кашу. Бабка. Брешешь! Солдат. Правду говорю! Бабка. Что ж останусь, посмотрю. (себе под нос) Вот ведь, в гроб давно пора, А не ела топора. Солдат Мне помощник пригодится. Бабка, принеси водицы. Бабка уходит в сени и возвращается с ведром. Бабка. На те полное ведро. Солдат кладет топор в горшок и заливает его водой. Бабка внимательно наблюдает. Солдат В общем, дело не хитро: В котелок кладем топор, Заливаем до сих пор. А теперь поставим в печку Да и подождем малечко. Солдат ставит горшок в печь и садится на лавку. Бабка (нетерпеливо). Долго ждать-то? Солдат. Не спеши. Я спою, а ты спляши. Бабка (сердито). Я для плясок старовата. Солдат. Ерунда, уважь солдата. Бабка (с ностальгией) Эх, была я молода, Вот плясала я тогда, А теперь ни встать – ни сесть. Солдат Спляшешь, будем кашу есть. Бабка упирает руки в боки и пляшет. Солдат (напевает и хлопает в ладоши) Бабка Маланья – Голова баранья, Бородавка на носу, Нос, как просека в лесу! Чтоб не выросли рога, Дай кусочек пирога. Коли пожалеешь, Мигом околеешь. Бабка (запыхавшись) Тьфу ты! Песня просто срам! Не пора ли кушать нам? Ты давай, милок, попробуй! Солдат помешивает кашу ложкой и пробует. Солдат (изображая удовольствие) Вкус и аромат особый. Всем бы кашица взяла, Да без соли не мила. Бабка. Посолить? Ну, это можно. Бабка роется за печкой и приносит солонку. Бабка Сыпь, да только осторожно. Солдат солит варево. Бабка вырывает у него солонку. Бабка (сокрушенно) Хватит! Хватит! Что за мот! Плакал мой запас на год! Не пора ль за стол садиться? Солдат снова пробует. Солдат Мне бы горсточку крупицы, Вот тогда из топора Каша выйдет на ура. Бабка достает из-за печки несколько мешочков с крупой. Бабка Есть овес, пшено и просо… Солдат забирает у Бабки все мешочки и высыпает в свой котел. Солдат. Всё сгодится, без вопросов! Бабка. Ох, убытков мне не счесть. Солдат мешает варево и снова пробует. Бабка (нетерпеливо). Всё? Готово? Можно есть? Солдат (насмешливо) Вижу, ты проголодалась. Маслица еще бы малость, И тогда уже за стол. Бабка достает из-за печки горшочек с маслом. Бабка (со вздохом). На, возьми чуток, сокол! Солдат щедро кладет масло в варево. Бабка (сокрушенно) Хуже татя, гость незваный! Разоряет, окаянный! Солдат отдает Бабке пустой горшок. Солдат Зря ты воздух не тряси, Ставь горшок да хлеб неси. Бабка достает ухватом горшок из печки, ставит на стол и со вздохом достает из-за печки булку. Они садятся и едят кашу наперегонки. Бабка (причмокивая). Сроду лучше не едала! Солдат (облизывая ложку). Каша славная! Бабка. Да мало! Ты на ложках больно скор. Не пора ли съесть топор? Солдат достает горячий топор из горшка. Бросает его на стол и дует на руки. Солдат. Эк, проклятый, раскалился! Да беда – не доварился. Бабка (огорченно). Что же делать? Солдат. Не горюй – По дороге доварю Да позавтракаю вволю. Солдат кладет топор в ранец. Бабка (заискивающе) Ты б, милок, остался что ли. Больно каша хороша И не стоит ни гроша. Погостил бы хоть немного. Солдат Нет, пора мне в путь-дорогу. Государевы дела! Солдат салютует Бабке и уходит. Бабка (сокрушенно). Зря топор я отдала. Бабка берет ухват и примеряет его к горшку. Бабка Эх, сварила бы ухват Да горшочек маловат. В окне появляется Мальчик. Мальчик (поет дразнилку) Бабка Маланья – Голова баранья… Бабка с ухватом наперевес выбегает прочь из дома. Раздается детский смех. | Дети распределяют роли по считалочке. |
Заключительный этап | -Ребята, вам понравилась игра? -А играть роли? | -Да -Да |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника к 23 февраля "Каша из топора"
Сценарий праздника для детей старше-подготовительной группы....
Сценарий театрализованного представления"Каша из топора"
Сценарий посвящен Отечественной войне 1812 года...
«Как зайчик искал свой топор».
План - конспект спортивного развлечения для младшей группы....
Русская народная сказка "Каша из топора"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по "Введению в художественную литературу" в старшей группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие по сказке «Каша из топора» (подготовительная к школе группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитиюТема НОД: «Путешествие по сказке «Каша из топора»».Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: Развитие всех сторо...
Театрализованная деятельность по мотивам русской народной сказки "Каша из топора" для детей 6-7 лет
Театрализованная деятельность по мотивам русской народной сказки "Каша из топора" для детей 6-7 лет...
Театрализованная деятельность: "Каша из топора".
Лауреат городского фестиваля-конкурса "Колокольчик"...