Статья «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста».
статья (младшая группа)

 Воспитание познавательного интереса у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста».

Воспитание познавательного интереса у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста».

   

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое  значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра.

На каждом возрастном этапе развития ребенка, дидактические игры меняются, но все они направлены на развития, памяти, мышления, воображения, дидактические игры учат также детей играть по правилам, содержит игровой замысел. Наличие правил создают условия для самоорганизации детей, формирование правильного поведения и отношения между детьми. Дидактическая игра дает  возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей дошкольного возраста.

  Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть.  Это можно  достичь  различными приемами: использование сюрпризов, загадок, считалок,  волнующего вопроса, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Организуя  дидактическую  игру  с детьми раннего возраста обязательно осуществляю показ игровых действий, знакомлю с функцией  игрушки, проговариваю конкретных игровые ситуации; использую разнообразный наглядно-игровой  материал и постепенное усложнение игрового содержания. Использование потешек, загадок, художественного слова – привлекает малышей. Организуя игру, всегда помню, чтобы это не  занятие. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому в начале  игры знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учу, как их важно выполнять.                                                                                          

Занятия с предметами играют важную роль. Малыши получают навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в простых и усложненных вариантах. Обращаю  внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках.                                                

Различные дидактические игры с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка раннего возраста: умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников. Если в начале года я использовала, в основном, наглядные методы, рассчитанные на подражание, то  сейчас  воспитанники  могут  действовать по инструкции, выполнять часть  действий по представлению.                                                                                        

 В своей работе использую различные  дидактические игры и упражнения, в ходе которых  дети знакомятся  с цветом, формой, величиной, положение в пространстве;  Широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности.                            В играх с детьми раннего возраста  использую разнообразный наглядный материал: погремушки, игрушки-вкладыши, природные материалы, неваляшки.

 В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

—игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки; Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

—настольно-печатные игры:

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей.  Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

—словесные:

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширяют  знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; рассматривают и учатся  выделять

Вывод:

Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

  Сущность дидактической игры заключается в том,  что для взрослых она - средство развития детей, а для детей - игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста.

Актуальность выбранной темы.«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, о...

«Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросахвнедрения дидактических игр в современные технологии.Задачи:Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей...

Самообразование во 2 мл.гр.по теме "Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста"

Самообразование во 2 мл.гр.по теме "Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста"...

Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

В лэпбуке размещены дидактические игры на развития памятию,внимания,мышления и сенсорики....

Статья "Дидактическая игра - как форма обучения детей раннего возраста"

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...

Статья "Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста"

Ведущей деятельностью для маленького ребенка является дидактическая игра, в процессе которой происходит развитие личности. В статье описана роль  .дидактических игр для сенсорного развития ...