Статья "Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста"
статья

Семенова Ксения Васильевна

 

Ведущей деятельностью для маленького ребенка является дидактическая игра, в процессе которой происходит развитие личности. В статье описана роль  .дидактических игр для сенсорного развития детей и роль дидактических игр - как средство воспитания звуковой культуры речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста

Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей.

Ведущей деятельностью для маленького ребенка является дидактическая игра, в процессе которой происходит развитие личности.

Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемых для обучения и воспитания детей. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

С помощью дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.

 Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  1. Игры – занятия. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и прочее. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
  2. Дидактические игры.

У детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому необходимо правила игр объединять с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, необходимо сообщать их постепенно.

С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, матрешки). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

Воспитателю необходимо подбирать такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

Обязательно до игры следует познакомить детей с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинке.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, педагог отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

Интерес к игре у детей усиливается, если педагог предложит детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

Дидактическая игра – как средство воспитания звуковой культуры речи детей

Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах, об окружающем мире. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт  драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.

В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитания правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.

В дидактических играх ребенок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста.

Актуальность выбранной темы.«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, о...

«Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросахвнедрения дидактических игр в современные технологии.Задачи:Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей...

Самообразование во 2 мл.гр.по теме "Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста"

Самообразование во 2 мл.гр.по теме "Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста"...

Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

В лэпбуке размещены дидактические игры на развития памятию,внимания,мышления и сенсорики....