Практические рекомендации родителям будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа)

Саватнеева Татьяна Геннадиевна

Подготовка ребенка к школе – это, конечно же, покупка школьных принадлежностей, школьной формы, портфеля или рюкзака, но не только это. Самое главное, ребенок должен иметь желание идти в школу! В этом, пожалуй, заключается самая главная часть подготовки! Если Вы слышите от своего будущего первоклассника: «Я не хочу идти в школу», то это значит, что у него неправильная мотивация поступления в первый класс. Конечно, новый портфель, пенал, книги – это очень важно и красиво, но ребенок – первоклассник должен быть заинтересован самим процессом познания, тем фактом, что школа – это место, где он узнает много интересного и нового, много чему научится. К этому нужно, конечно, готовить ребенка не за месяц или два, а намного раньше - с 3-4 лет. Но даже если до начала занятий остался один месяц, то еще можно немного исправить ситуацию. Это Ваша задача – объяснить ребенку, что он уже почти совсем взрослый, и в школе он много чему научится, чтобы быть умным и умелым. Что значит эта загадочная «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические рекомендации родителям

 будущих первоклассников

Анкета  поможет родителям определить, готов ли их ребёнок к школе и над чем следует ещё поработать в первые месяцы школьной жизни.

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

1.Раскрыть родителям требования, которые предъявит в школе учебная деятельность к психике ребенка.

2.Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

3.Предложить родителям анкеты  для исследования новообразований и изменений в психике ребенка перед поступлением в школу.

Подготовка ребенка к школе – это, конечно же, покупка школьных принадлежностей, школьной формы, портфеля или рюкзака, но не только это.

Самое главное, ребенок должен иметь желание идти в школу!

В этом, пожалуй, заключается самая главная часть подготовки!

Если Вы слышите от своего будущего первоклассника: «Я не хочу идти в школу», то это значит, что у него неправильная мотивация поступления в первый класс. Конечно, новый портфель, пенал, книги – это очень важно и красиво, но ребенок – первоклассник должен быть заинтересован самим процессом познания, тем фактом, что школа – это место, где он узнает много интересного и нового, много чему научится. К этому нужно, конечно, готовить ребенка не за месяц или два, а намного раньше - с 3-4 лет. Но даже если до начала занятий остался один месяц, то еще можно немного исправить ситуацию. Это Ваша задача – объяснить ребенку, что он уже почти совсем взрослый, и в школе он много чему научится, чтобы быть умным и умелым.

Что значит эта загадочная «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»?

Напомню: она состоит из трех направлений: физиологическая готовность, психологическая и социальная.

Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению.

Для этого дайте себе ответы на вопросы, которые может задавать педагог- психолог при поступлении в школу.

1.Проведите простой тест на функциональную готовность ребенка к школе.

Потенциальный школьник должен дотянуться рукой через голову до мочки противоположного уха. Если ему это удалось – функционально ребенок готов к школе, поскольку длина тела и конечностей напрямую связана с развитием тормозной функции головного мозга.

2.Составьте с будущим первоклассником распорядок дня, вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новому режиму. Ложиться спать он должен не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Минимум за полтора часа до сна следует прекратить просмотр телепередач, работу с компьютером, активные игры. Перед сном стоит прогуляться с ребенком на свежем воздухе, обсудить с ним прошедший день. Чтобы сгладить негативные эмоции раннего пробуждения, купите ребенку будильник, обыграйте ситуацию: «Ты уже взрослый, самостоятельный. Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и везде успевать» или что-то вроде этого.

3.Не отправляйте ребенка одновременно в 1 класс и какую-нибудь секцию или кружок.

Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для детей.

4.У каждой личности должно быть свое пространство.

Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать ему его учебный уголок: письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом – учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены – правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение

5.Понаблюдайте за своим ребенком и помогите ему «дозреть» до школьной жизни, обеспечить ему готовность к школе.

Может ли Ваш ребёнок:

1.Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?

2.Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»?

3.Понимать смысл того, о чём ему читают?

4.Чётко выговорить своё имя?

5.Запомнить свой адрес и номер телефона?

6.Писать карандашом или мелками на бумаге?

7.Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?

8.Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

9.Вырезать ножницами с тупыми концами, причём ровно и не поранившись?

10.Слушать и следовать полученным указаниям?

11.Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

12.Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

13.Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

14.Положительно оценивать: я – человек, который многое может?

15.«Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?

16.Проявлять интерес к окружающим его предметам?

17.Ладить с другими детьми?

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.

Поставьте знак + против высказываний, с которыми Вы согласны. Те ответы, которые остались пустыми – это план вашей работы с ребенком до 1 сентября и всю первую четверть.

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2.Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

3.Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?

4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

5.Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число)

8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?

9.Умеет ли он считать до 10 и обратно?

10.Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?

11.Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?

12.Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?

13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?

14.Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15.Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?

16.Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Если Вы ответили «ДА», то поставьте 1 балл, если Вы написали «НЕТ», то поставьте 0 , затем сложите все ответы.

Количество утвердительных ответов составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу.

Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше- почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Уважаемые родители! Результаты могут вас разочаровать.

Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Полезные советы и рекомендации:

1. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

2. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.).

3. Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей» - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

4. Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки.

5. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

6. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов).

7. Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

8. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.

Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

9.Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть.

Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.

Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики.

Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире. И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.1.Будите ребёнка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. 2.Не торопите. Умение расс...

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников "Как достичь школьных радостей?"

В настоящей работе родители будущих первоклассников получат практические советы о том, как помочь своему малышу стать первоклассником....

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассника

Если у Вас в семье есть первоклассник, то эти рекомендации именно для Вас. Они помогут Вам вместе безболезненно пройти адаптационный период в школе, найти правильный подход к ребенку-первокласснику и ...

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников

25 полезных советов родителям, чьи дети идут в школу в первый раз в первый класс....

Практические рекомендации для родителеи будущих первоклассников

Данныи материал содержит практические рекомендации для родителеи будущих учеников по организации жизни и деятельности их детеи....

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников

Ø  Будите ребѐнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дѐргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже есл...

Памятка для родителей: "Практические рекомендации родителям будущих первоклассников"

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников...