Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы "Свет и тень"
методическая разработка (подготовительная группа)

Мищенко Татьяна

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дошкольного и дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22

города Ейска муниципального образования Ейский район

Опытно-экспериментальная  деятельность

в подготовительной  к школе группе компенсирующей направленности №13

по теме:

«Свет и тень»

Подготовил воспитатель:

Мищенко Т. А.

Возраст воспитанников: дошкольный возраст (7-й год жизни)

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи:

- Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.

- Формировать навыки исследовательской деятельности.

- Активизировать словарь детей (эксперимент, опыт)

- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света.

- Развивать мыслительные операции, умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

- Способствовать  развитию у детей познавательной активности, любознательности.

- Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.

- Воспитывать доброжелательное отношение, умение работать в паре, развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи.

Материал и оборудование: картинки с изображениями искусственных и естественных источников света, CD-диски на каждого ребёнка, фонарики на каждого ребёнка, картинка радужного спектра, квадраты из плёнки и чёрного картона на каждого ребёнка.

Ход:

Воспитатель:     Здравствуй небо голубое!

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй ты! Здравствуй я!

Здравствуйте мои друзья!

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель. Скажите, а какое сейчас время суток (день), а в какое время суток вы приходите из дома в детский  садик? А что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем?

- Как вы думаете почему день сменяется ночью? (Солнце прячется и наступает ночь)

Воспитатель: Да, ребята! Молодцы! Наша планета находится в Солнечной системе. В солнечной системе все планеты расположены не далеко от солнца, но каждая имеет своё место. Поэтому на каких-то планетах холодно, а на каких-то, наоборот, очень жарко. Наша планета – Земля находится на самом идеальном расстоянии от солнца, поэтому имеет  самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. Но свет бывает разный -  свет от солнца является  естественным - он создан самой природой.  Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования.  Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?

Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».

(Детям предлагается набор картинок: луна, звезда, молния, фара машины, экран телевизора, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, огонь в камине, извергающийся вулкан, факел. Разложить на 2 группы естественный и искусственные)

В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

 Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами  в настоящую лабораторию, где изучают свет. Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:

1.     Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

2.     Внимательно слушать научного руководителя.

3.     Приступать к выполнению опыта только после моего указания.

4.     После каждого опыта делать - вывод.

Воспитатель:  Ребята,  свет - это форма энергии, которая с нами повсюду, она невидима для человеческого глаза

Воспитатель. Ребята, а вы замечали, что образуется на небе, горизонте когда идет дождь и светит солнце(радуга)

 •На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

(Радуга)

Сейчас мы с вами сделаем радугу - проведём эксперимент

- Возьмите  диск, и посветите на него фонариком. Что вы увидели? (радугу)

Из каких цветов состоит радуга

Когда вы светили фонариком на диск, каким цветом светил фонарик (белый, желтый)

Дети: Белого, желтого...

Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь разных оттенков

Воспитатель: Ребята, ну а так как мы с вами находимся в лаборатории, мы с вами можем увидеть все цвета света.

Давайте раскрасим свет в разные цвета.(опыт 2)"Семь оттенков света".

Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?

Дети: Можно сделать вывод о том, что свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый,  голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать.

Педагог просит детей взять с  подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки.

- Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим:

- Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?

- А теперь возьмите картонный квдрат и посветите на него, проникает ли через него луч света?

     Дети проводят опыт "Способность света проникать или не проникать через предметы"

Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?

Дети: Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.

Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.

Воспитатель: Вот на таком свойстве игры света - тени,  люди придумали Теневой театр.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Давай наведём порядок на своих рабочих местах.

Воспитатель: Нам пора отправляться в сад.

Воспитатель подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В гостях у капельки" На помощь к водяному. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.

Презентация "В гостях у капельки """ На помощь к водяному" является полностью готовым материалом для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы, при условии, чт...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"

Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.

Ведущими задачами являются: -  развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к   самостоятельному познанию;    ...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...