Методы оценки индивидуального развития дошкольников
статья
При реализации образовательной деятельности по программе дошкольного образования, в рамках педагогической диагностики мною осуществляется оценка индивидуального развития детей с целью оптимизации образовательного процесса, по пяти образовательным областям. Диагностику провожу, учитывая возраст воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_otsknki_individ_razv.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы оценки индивидуального развития дошкольников.
Федянина Светлана Альбертовна,
воспитатель МБДОУ «ЦРР – Д/с «Сказка», г. Абакан
При реализации образовательной деятельности по программе дошкольного образования, в рамках педагогической диагностики мною осуществляется оценка индивидуального развития детей с целью оптимизации образовательного процесса, по пяти образовательным областям. Диагностику провожу, учитывая возраст воспитанников.
В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной с учётом примерной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
При проведении оценки индивидуального развития детей использую различные методы:
Метод «Наблюдение» предполагает систематическое, целенаправленное и организованное восприятие и регистрацию поведения детей. Осуществляется наблюдение на занятиях, прогулке, в группе, во время свободной игры детей, что обеспечивает определение возможностей и интересов каждого ребенка, умение детей взаимодействовать в группе, проявлять инициативу. Наблюдение так же использую для изучения особенностей развития ребенка по различным направлениям: социально-коммуникативное развитие, игра, художественно-эстетическое развитие, а также изучение отдельных компонентов физического, познавательного, речевого развития. Исходя из цели, наблюдение использую выборочное (например, наблюдаю только за использованием предметов-заместителей), скрытое (дети при этом ведут себя более свободно, проявляется зона актуального развития); включенное наблюдение (в сочетании с диагностическими заданиями).
Метод «Беседа» даёт возможность уточнить результаты, полученные в процессе наблюдений и анализа продуктов деятельности, установить доверительные отношение с ребенком. Целенаправленно сформулированные вопросы беседы дают детям возможность выразить мнение, активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать. Для повышения заинтересованности ребенка ставлю вопросы проблемного характера, мотивирую через игру.
Метод «Анализ продуктов деятельности детей» (поделки, рисунки, аппликация) помогает оценить уровень развития практических навыков (ОО Художественно-эстетическое развитие). На основе анализа детских работ выявляю способности воспитанников и создаю условия для их развития.
Метод «Диагностические ситуации» использую при исследовании активности старших дошкольников ОО «Познание»: использую пособия «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, «Что мне интересно» О.В. Афанасьевой, «Перевертыши» Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой и др.
Проводится диагностика для определения индивидуально-групповой картины развития детей, в соответствии с общепринятыми возрастными нормами развития для своевременной коррекции построения образовательного процесса в группе ДОО
Полученные результаты вношу в карты наблюдения, итоговые таблицы, разработанные мной на основе методических рекомендаций программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Анализирую полученные данные: определяю наличие представлений у детей по пяти образовательным областям, учитывая их возрастные возможности и содержание ООП; прослеживаю динамику развития, сопоставляя результаты прошлой педагогической диагностики, с новыми данными.
Анализ результатов показывает, что в старшей группе были выявлены дети с низкой динамикой развития.
Учитывая анализ, корректирую образовательную деятельность:
важно подобрать подходящие данной категории детей образовательные технологии, т.к. у них снижен познавательный интерес, внимание, поэтому чаще использую игровые технологии, сюрпризные моменты, поощрения. Планирую индивидуальную работу и работу в парах/тройках. В небольшой подгруппе детям легче сосредоточиться. Вовлечение родителей и индивидуальный подход дает хороший результат.
Таким образом, используемые мной методы оценки индивидуального развития детей разнообразны, применяются обоснованно, мной проводится анализ полученных данных и дается адекватная оценка индивидуального развития детей, на основе которой проводится корректировка образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) по ФГОС МКДОУ детский сад "Березка"
Положение педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) по ФГОС МКДОУ детский сад "Березка"...
Консультация для воспитателей ДОУ «Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»
Консультация для воспитателей ДОУ«Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»...
Педагогическая диагностика.Оценка индивидуального развития дошкольника. Средняя группа.
Все мы хотим видеть наших малышей успешными во взрослой жизни и стремимся помочь им в этом. Для этого взрослым необходимо знать, что должен уметь ребенок в каждый возрастной период...
Методы для оценки индивидуального развития детей.
Описаны методы для оценки индивидуального развития детей...
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) дошкольника
Данная методическая разработка поможет воспитателям дошкольной образовательной организации в проведении педагогической диагностики, содержит показатели развития детей всех возрастных групп, практическ...
Педагогическая диагностика, как метод изучения индивидуального развития дошкольников
Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развит...
Методы оценки индивидуального развития детей
Методы оценки индивидуального развития детей...