Статья "СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ".
статья

Гусева Вероника Евгеньевна

В настоящее время во многих семьях наблюдается ослабление внутрисемейных связей. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни современного общества.

В этой статье изложен опыт проектной деятельности с семьями воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_semeynye_traditsii_i_tsennosti._red.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В.Е. Гусева

ГБДОУ детский сад №65

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

«Солнышко»

В настоящее время во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г.) одним из основных принципов дошкольного образования определяет сотрудничество с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Соответственно перед образовательными учреждениями стоит задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Одним из направлений работы в своей группе мы выбрали знакомство детей с семейными традициями и ценностями. Целью является вовлечение родителей в педагогический процесс через совместную деятельность  всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. Для достижения данной цели, мы работаем над решением следующих задач:

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с  детьми в условиях детского сада по знакомству с семейными традициями;

- укреплять внутрисемейные связи, через познание истории своей семьи, ее традиций и ценностей;

- воспитывать доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь и уважение к труду и подвигами своих предков.

Для человека очень важна его семья, его Родина и традиции, заложенные предыдущими поколениями. Семья - это тот маленький мир, в котором ребенок познает уклад и законы общества, его ценности и это все закладывается в  фундамент его личности.

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить духовными интересами или целиком уйти в бытовые проблемы. Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм» (А.Н.Острогорский).                                                                                         В своей работе мы использовали как традиционные формы: родительские собрания, беседы, наглядная информация, выставки, так и нетрадиционные: чаепития, круглые столы, мастер-классы, совместные досуги, фото-истории.

Устроив чаепитие «Семейные реликвии и традиции», мы увидели, что эта тема заинтересовала не только родителей, но и детей. Детям было интересно увидеть, что раньше вечера люди проводили не за гаджетами, а занимали себя настольными играми, рукоделием, задушевными песнями и беседами за одним столом. Не все семьи смогли посетить нас по тем или иным обстоятельствам. Но, тем не менее, наша встреча прошла в атмосфере уюта. Очень интересно было увидеть семейные реликвии наших воспитанников. Одна семья составила и сама издала мемуары своего дедушки, который прошел ВОВ. Книга, иллюстрирована фотографиями из личного архива семьи. Детям очень интересно было разглядывать награды и ордена. У другой семьи сохранились серебряные детские ложечки, которые дарились на «первый зуб». А бабушка нашей воспитанницы привезла из деревни изделия ручной работы: пуховые платки, вышивки, рушники. Она рассказывала, как раньше проводили свое свободное время  люди, и в какие игры играли дети.

Так же, семьи поделились и своими традициями, например, в одной семье оба родители спортсмены. Они устраивают со своими детьми совместные тренировки. Другая же семья на летнем отдыхе на даче собирает природный материал, и изготавливают интересные поделки.

 В ходе бесед с детьми средней группы, нами было установлено, что дети не знают, кем работают их родители. Не все современные профессии понятны детям, а родители не всегда могут рассказать о профессии так, чтобы ребенок понял ее суть. Поэтому мы побеседовали с родителями и пригласили их поучаствовать в мастер-классе «Свободный час», где  каждый родитель мог прийти в группу и рассказать о своей профессии. Поначалу, родители высказывали опасения, что им непривычно выступать перед детьми, но мы их поддержали, и все получилось. Первым, рассказать о своей профессии, пришел папа нашей воспитанницы. Он работает на заводе «Электросила» фрезеровщиком гидроабразивной резки металла. Он пришел в своей рабочей форме и принес атрибуты своей работы: каску, специальные перчатки, защитные очки и т.д. Он сопровождал свою беседу с детьми показом слайдов с изображением своего цеха и оборудования. Бабушка повар по профессии играла с ребятами в сюжетно – ролевую игру «Готовим обед». С помощью муляжей разрезанных овощей она вовлекла ребят в игру и наглядно показала им алгоритм приготовления блюд. Другие родители так же старались использовать игровые приемы в своих выступлениях.

 У детей такая форма работы вызвала большой интерес и гордость за своих родителей. Также, несколько семей изготовили фото-истории «Профессии нашей семьи», где наглядно проиллюстрировали свою профессию. Мы с ребятами рассматривали и обсуждали фото – истории. Ребята поясняли, что нового  узнали о профессиях своих родителей.

Без прошлого, нет настоящего и будущего. Без прошлого не будет и традиций. Очень важно не забывать свои корни и своих предков. Мы пригласили в нашу группу бабушку нашего воспитанника, которая прожила в Ленинграде всю блокаду, она поделилась с ребятами историями того страшного времени. Родители помогли нам с организацией встречи. Дети были торжественно одеты и подарили ветерану красные гвоздики. Несколько ребят прочитали трогательные стихи военных лет. Так же, несколько семей поучаствовали в выставке фото – коллажей «Бессмертный полк».

В результате работы у нас в группе сложились более доверительные отношения между педагогами и семьями воспитанников. Использование разнообразных форм работы дало положительный результат: родители стали активными участниками педагогического процесса. Дети пополнили свой жизненный опыт и получили представления о своих семьях и разнообразии семейных традиций.

Чтобы работа над данной темой продолжалась мы подготовили для родителей наглядный материал – консультацию «Игры для укрепления детско – родительских отношений». Мы советовали родителям совершать совместные прогулки по городу. В особенности, мы советовали посетить Этнографический музей, Государственный музей истории Санкт – Петербурга, Монумент героическим защитникам Ленинграда, а так же город профессий «Кидбург».

 «Только - то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни». (Я. Коменский)

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г.).

В.А. Деркунская: Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. ФГОС. Изд-во: Центр педагогического образования, 2016 г.

Н.А. Каратаева: Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007 . – 265с.

И. С. Артюхова. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников

Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....

Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников

Концультация для родителейна тему: "Мудрость воспитания и народные традиции, игры, обычаи в воспитании дошкольников"....

Консультация для родителей " Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"

Семья - первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни....

"Семейный ценности в воспитании дошкольников"

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...

«ЕДИНСТВО СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ТРАДИЦИЙ ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери» В.А.Сухомлинский...

Презентация "Единство семейных традиций и традиций детского сада в воспитании дошкольников"

Презентация к консультации для родителей "Единство семейных традиций и традиций детского сада в воспитании дошкольников"...