Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.Г. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_pamyati_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и, прежде всего, в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, дети преимущественно выделяют наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны.
Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Ребенок «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.
На протяжении дошкольного возраста, наблюдается переход:
- от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
- от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, к котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
- от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей. Последнее изменение касается самого процесса. У маленьких детей образ создается на основе практического действия, а затем оформляется в речи.
У старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза.
Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют ребенку приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике, - вышивает, шьет и т.д.
Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении с взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У детей сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, движение, прерывистость действия, и пр. Именно поэтому дети долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: ребенок играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Дети начинают принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Ребенок, испытывая затруднения в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.
Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.
Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал.
Важным моментом в развитии памяти детей дошкольного возраста выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Так, ребенок может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он провел лето в деревне у бабушки .
Таким образом, развития памяти в дошкольном возрасте таковы:
- преобладает непроизвольная образная память;
- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. - Собр. соч.: В 6-ти томах. - М., 1999.
2. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. – М.: Первое сентября, 2003.
3. Ушинский К. Д. Память и обучение. Учеб. пособие. - М.: ЦОЛИУВ, 1999.
4. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М: Учпедгиз, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"
В статье приведены примеры игр для развития памяти дошкольника...
"Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста".
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста...
Статья "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка. Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраня...
Методическая статья особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка.Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняе...
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте происходит окончательное формирование, закрепление большинства высших психических функций. Среди них – память. Важно понимать особенности памяти у ребенка 5-6 лет, и ...
Статья: «Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста»
Образная память выступает в качестве преобладающего вида памяти у ребёнка дошкольного возраста. Развитие памяти зависит от изменений психических процессов дошкольника. В первую очередь речь идет о вос...
"Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР"
развитие памяти у детей с ЗПР...