Рабочая программа воспитателя 2-й младшей группы
рабочая программа (младшая группа)

Кашкарова Светлана Валентиновна

Программа включает подробное описание педагогической деятельности с детьми 2-й младшей группы по всем разделам в соответствии с требованиями ФГОС, перспективное планирование на учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_9_gruppa_21-22g.docx83.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №2»

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЯ 2 МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ

        

г.Сатка

2021-2022гг.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ 2 МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

Содержание

1.Целевой раздел Рабочей программы:

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

1.1.3. Основания разработки Рабочей программы

1.1.4. Возрастные особенности детей  группы

1.1.5. Социальный портрет группы

1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планируемые результаты освоения Рабочей программы)

1.3. Оценка результатов освоения Рабочей программы

1.4. Срок реализации Рабочей программы

2. Содержательный раздел Рабочей программы:

2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

2.1.1. Комплексно-тематическое планирование

2.1.2. Содержание образовательной деятельности

2.2. Организация и формы взаимодействия с родителями  (законными представителями)

3. Организационный раздел Рабочей программы:

3.1. Режим пребывания детей в группе

3.1.1. Распорядок дня в холодное время года

3.1.2. Распорядок дня  в тёплое   время

3.2. Условия реализации Рабочей программы

3.2.1. Особенности организации  развивающей предметно-пространственной среды    

3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка

3.3.1. Планирование  ОД при пятидневной неделе

3.3.2. Организация  ОД при пятидневной неделе

3.4. Методическое обеспечение рабочей программы

3.4.1. Методические пособия

Приложения

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка

1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы

         Настоящая рабочая программа разработана для 2 младшей группы детского сада на основе ОП ДОО   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Целью  Рабочей программы является:

·        создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства

·        создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

·        подготовка дошкольников к жизни в современном обществе

·        обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

          Цели Рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:

  • Образовательная деятельность, которая   осуществляется  в процессе организации различных видов детской деятельности  - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.
  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
  • Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

           Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

         Исходя из поставленных  целей Рабочей программы, формируются следующие задачи:

  • Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
  • Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
  • Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
  • Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности,  в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями. 
  • Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать  у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
  • Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству. 
  • Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.

                

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования  (см. п.1.4. ФГОС ДО): 

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО:

1.  Культурно-исторический подход.

2.  Личностный подход.

3.  Деятельностный подход.

1.1.3. Основания разработки рабочей программы

      Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

·        Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.

·        «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.

·        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

·        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

·        Уставом детского сада

1.1.4. Возрастные особенности детей  2 младшей группы

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.1.5 Социальный портрет группы

      Группу посещают 26 детей 3 – 4 лет. Из них с I группой здоровья –  6 детей (23 %), со II группой здоровья 16 детей (62 %), с III группой здоровья  4 детей (15 %)  .

      Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 25 семей (96,2%)  - полные семьи, 1 семья (3,8 %) - неполные семьи (ребёнок проживает с мамой). Уровень жизни семей удовлетворительный.

     Анализ этнического состава воспитанников группы: 18 детей  - русские (69%),  8 детей – татары  (31%).

      В группе 14 мальчиков (54%) и 12 девочек (46%).

1.2.  Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планируемые результаты освоения программы)

К семи годам:

  1.  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  2.  ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  3.  ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
  4.  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  5.  у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  6.  ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  7.  ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.

Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

        

1.3.Оценка  результатов освоения Рабочей программы

      При реализации Рабочей программы может производиться оценка индивидуального развития детей. Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

      Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

• Индивидуализации образования

•Оптимизации работы с группой детей

1.4. Срок реализации Рабочей Программы

      2021 - 2022 учебный год  (сентябрь 2021 - июнь 2022 года).

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

      Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности воспитателя и детей во второй младшей группе детского сада.  Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей 3-4 лет, формирование у них предпосылок учебной деятельности, обеспечение  их дальнейшей социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.

      Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2.1.1. Комплексно-тематическое планирование

      В основе Рабочей программы лежит тематический подход. Каждая неделя посвящена определённой теме, которая первоначально рассматривается в ходе ОД «Познавательное развитие», проводимой  в начале недели. Все остальные ОД продолжают предложенную тему, в большей или меньшей степени связаны с ней. Даже на тех ОД, которые имеют цели, не связанные с темой недели, дается краткое упоминание темы недели в отдельных моментах. Тема недели по возможности закрепляется в режимных моментах, в работе с семьёй.

      Использование комплексно-тематического принципа планирования с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей.

месяц

дата

тема

сентябрь

1-3

До свидания, лето!

6-10

Цветы

13-17

Ягоды

20-24

Грибы

27-1

Осень

октябрь

4-8

Деревья и кустарники

11-15

Сад (фрукты)

18-22

Огород (овощи)

25-29

Мой дом, мой город

ноябрь

1-5

Кто как готовится к зиме

8-12

Дикие птицы

15-19

Домашние животные

22-26

Домашние птицы

декабрь

29-3

Зима

6-10

Одежда

13-17

Обувь. Головные уборы

20-24

В гостях у сказки

27-31

Быть здоровыми хотим

январь

10-15

Зимние забавы

17-21

Пожарная безопасность

24-28

Профессии

февраль

31-4

Транспорт

7-11

Правила дорожного движения

14-18

День Защитника Отечества

21-25

Инструменты

март

28-4

8 марта

7-11

Весна

14-18

Дикие животные весной

21-25

Встречаем птиц

28-1

Волшебница вода

апрель

4-8

Семья

11-15

Посуда

18-22

Мебель

25-29

Бытовая техника и безопасность

май

2-6

День Победы

9-13

Азбука безопасности

16-20

Насекомые

23-31

Времена года

2.1.2. Содержание образовательной деятельности

      Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы  в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.

      1.Социально - коммуникативное развитие:  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.

       Основные цели и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

2. Познавательное развитие  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие  формирует первичные представления ребёнка  о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.).  Познавательное развитие  развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля,  как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.

   Основные цели и задачи

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

      3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры,  обогащение активного словаря, развитие связной и  грамматически правильной диалогической и монологической речи,  развитие речевого творчества. Также к речевому развитию относится  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

      Основные цели и задачи

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

4. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).

      Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

      5. Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательная активность, связанная с правильным, не наносящим ущерба организму  выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие  прыжки, повороты в обе стороны)

- выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.)

     Основные цели и задачи

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Неотъемлемой частью образовательной области «Физическое развитие» также являются:

 1.  Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников.

 2. Физминутки (двигательно-речевые, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения), это  необходимая составляющая каждой НОД статического плана.

 3. Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна

 4. Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время.

 5. Точечный самомассаж и дыхательная гимнастика (холодный период года, риск заболевания ОРЗ, ОРВИ) 

  6.  Система закаливающих мероприятий:

- Контрастные воздушные ванны (групповое помещение и спортивный зал) - после дневного сна и на физкультурных занятиях

- Ходьба босиком (групповое помещение) - после дневного сна

- Облегчённая одежда детей (групповое помещение) - в течение дня

- Мытьё рук, лица, шеи прохладной водой (групповое помещение) - в течение дня

      Рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Она предназначена для детей 3 – 4 лет (2 младшая группа детского сада) и рассчитана на 40 недель.

      Рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов,  как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

2.1.3. Годовая задача на 2021-2022 учебный год

С целью повышения качества дошкольного образования воспитанников через организацию эффективного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в 2021-2022 учебном году решается задача по ранней профориентации как компонента социально-коммуникативного развития дошкольников.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

по решению годовой задачи

Сентябрь

Труд взрослых в детском саду: воспитатель, младший воспитатель. Экскурсия по группе.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Воспитывать интерес и уважение к труду воспитателя и няни. Воспитывать у детей стремление подражать взрослым, работающим в детском саду. Развивать у детей интерес к трудовой деятельности взрослых.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Сбор информации, иллюстраций о людях разных профессий с участием родителей.

Продуктивная деятельность: помощь няне.

Сюжетно-ролевая  игра: «Детский сад». Учить переносить знания о труде взрослых в с/р игру.

Октябрь

Работа медсестры в детском саду. Экскурсия в медицинский кабинет.

Наблюдение за трудом медсестры (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост). Знакомить детей с трудовыми действиями, совершаемых взрослыми в детском саду.

Рассказать детям о важности и значимости труда каждого человека, о почетности любой профессии.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Кто, где работает».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Больница».

Ноябрь

Работа повара в детском саду. Экскурсия на кухню. Наблюдение за трудом повара (варит манную кашу, закладывает макароны, шинкует овощи). Знакомить детей с трудовыми действиями, совершаемых взрослыми в детском саду. Формировать умение наблюдения за трудом взрослых.

Беседа «Кто, где работает».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Готовим обед».

Игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп».

Декабрь

Работа прачки детского сада. Экскурсия в прачечную детского сада. Наблюдение за процессом глажения белья. Объяснить о значении труда прачки, о ее трудовых действиях.

Воспитывать уважение к труду прачки. Закреплять представления о результатах труда взрослых.

Рассматривание иллюстраций.

Сюжетно-ролевая  игра: «Детский сад». «Прачечная»

Трудовая деятельность «Постираем белье для куклы»

Рисование: «Нарисуем красивые полотенца».

Папка – передвижка, «Каких ошибок следует избегать родителям, приучая детей к домашнему труду».

Январь

Работа продавца: взвешивает продукты, получает деньги, вежливо разговаривает с покупателями. Познакомить  с профессией продавца. Расширять представления детей о работниках торговли в разных продовольственных и промышленных отделах.

Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.

Просмотр познавательных передач и мультфильмов о профессии продавца, обсуждение.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Беседа «Какие бывают магазины».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин». Учить усложнять игру путем увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Папка – передвижка «Все профессии нужны. Все профессии важны».

Февраль

Труд парикмахера: стрижет, бреет, делает прически. Познакомить  с профессией парикмахера. Дать представление о его труде, о оборудовании и материалах, необходимых для работы. Дать понять, что труд является основой благосостояния каждого человека и общества в целом.

Рассказ с использованием иллюстраций.

Просмотр познавательных передач и мультфильмов о профессии парикмахера, обсуждение.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». Развивать у детей желание отражать полученные впечатления и представления о труде взрослых в сюжетно – ролевых играх.

Март

Труд водителя. Знакомить детей с трудом водителя разных видов транспорта (автобус, грузовик, автомобиль), с трудовыми действиями шофера. Работа шофера: водит машину, привозит и сгружает продукты, ремонтирует машину. Учить детей проявлять внимание к работе шофёра.. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, понимание ответственности по отношению к пассажирам и пешеходам.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Разучивание стихов и загадок по теме «Транспорт».

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность. Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах.

Апрель

Строитель. Познакомить детей с профессией строитель. Расширять у детей представления о его трудовых действиях (забивает гвоздь, пилит, стругает, кладет кирпичи и т. д.). Дать конкретные представления о труде взрослых, об общественной значимости труда

Пополнять знания детей путем чтения художественной литературы.

Беседа «Кем быть?»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Сюжетно-ролевая игра «Строитель». Учить переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно – ролевые игры.

Май

Все профессии нужны, все профессии важны. Закрепление знаний о знакомых профессиях: действия, предметы для труда. Воспитывать в детях на примерах труда взрослых дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, уважение к результатам труда. Воспитывать уважение к любой работе и людям труда.

Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий.

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Назови профессию и подбери предметы».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин», «Транспорт», «Семья».

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ»

  • Барто А. «Мы вчера играли в стадо» (детский сад) «В кошачьей неотложке». «Жонглѐр». «Котельная». «Песня моряков». «Штукатуры».  .
  • Баруздина С. «Кто построил этот дом?».
  • А. Бродский «Мой брат».
  • Денисова Д. «Какие бывают профессии»
  • Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».
  • Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека».
  • Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.  «Для строителя привычно…»
  • Б. Житков «Светофор» (из книги «Что я видел»).
  • Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофѐр. Сапожник. Пере-плѐтчица. Портниха. Монтѐр. Строители.
  • Н Забила «Ясочкин садик»
  • Н. Иванова. «Мы, ребята, любим море» (моряк)
  • Кардашова А. «Наш доктор»,
  • Карпова И. Серия «Кем быть?»
  • Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы».
  • Ладонщиков Г. Звездочка.  
  • Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.  
  • Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?  
  • Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стѐпа-милиционер. Жонглѐр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?  
  • Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.  
  • Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофѐром.
  • Н. Найденова «Ольга Павловна».
  • Носов Н. Незнайка и его друзья.
  • Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?
  • Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель. 
  • Е. Пермяк «Мамина работа».
  • О. Повещенко. «Пришла беда нечаянно…» (пожарный), «Расскажу я вам, ребята…» (фермер)
  • Е. Семилетова. «Мы построили ракету…» (космонавт)
  • Платонов А. «Ещё мама» (о школе)
  • Раскин В. «Как папа ходил в школу»
  • Л. Разумова. «На уколы, на уколы!»
  • В. Талызин. «Чистотой встречает дворник…»
  • Родари Дж. Пожарный. Человек на подъѐмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремѐсла? Какого цвета ремѐсла?
  • Г.Сапгир «Садовник».
  • Скарри Р «Город добрых дел», «Кем быть?», серия «Твоя первая энциклопедия»
  • Собакин Т. Будущая профессия.
  • В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
  • Усачѐв А. Поливальная машина.
  • Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лѐтчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник
  • Чуковский К. Айболит.
  • Д. Хэрриот. «Из воспоминаний сельского ветеринара»

СРЕДНЯЯ ГРУППА:

2.2. Организация и формы взаимодействия с родителями  (законными представителями)

      Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной Рабочей программе:

•Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;

•Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;

•Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения;

•Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.

      Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы:

·       Проведение тематических родительских собраний (3 раза в год).

·        Консультации для родителей.  Родители по желанию могут ознакомиться с текстом каждой консультации в бумажном варианте.

·       Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей.

·       Совместные посещения детей, родителей и воспитателей детских театров, проведение экскурсий в музеи (в выходные дни).

·       Организация тематических праздников с участием детей и родителей.

Тема

Форма работы

IX- 2021

 «Режим дня для малышей»

Консультация

«Как живёшь?»

Анкетирование

«Одежда детей в группе и на улице, её маркировка»

беседа

«Как знакомить детей с ПДД»

Консультация

«Режим», «Сетка занятий», «Возрастные характеристики детей»

Информация в родительском уголке

Х-2021

 «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста. Задачи воспитания и обучения»

Родительское собрание

«Адаптация ребёнка в детском саду»

Консультация

«ОРВИ – это простуда»

Консультация

«О здоровье всерьёз»

Анкетирование

«Здравствуй Осень!»

Проведение осеннего праздника

XI-2021

«Изготовление кормушек для птиц»

Совместный труд родителей и детей

«Моя мама лучшая на свете»

Выставка детских рисунков ко Дню Матери

«Кризис трёх лет»

Консультация

«Безопасность ребенка на дороге»

Беседа

 «Осенние фантазии»

Выставка поделок из природного материала

XII-2021

«Учим ребёнка общаться»

Консультация

«Украсим дружно ёлочку»

Совместное изготовление родителей и детей игрушек на ёлку

«Как одеть ребенка на прогулку зимой»

Консультация

«Здравствуй зимушка, зима»

Папка передвижка

«Здравствуй Новый год»

Проведение новогоднего праздника

I- 2022

«Речевое развитие детей 3-4 лет»

Изготовление папки-передвижки

«Если ребёнок много капризничает»

Консультация

«Как с пользой провести зимние каникулы»

Консультация

«Играем дома» комплекс пальчиковых игр

Беседа

«Патриотическое воспитание в семье»

Родительское собрание

«Строительство снежных построек»

Субботник с родителями

II- 2022

«Какие игрушки нужны ребёнку»

Беседа

«Если ребёнок проявляет агрессию»

Консультация

«Наши защитники»

Оформление родительского уголка к 23 февраля

«Почему дети разные»

Консультация

«Ребенок и чужие люди»

Изготовление информационного стенда

III- 2022

«Мамочку свою очень я люблю»

Тематический праздник с участием детей и родителей

«Наш огород»

Совместная посадка лука и укропа

«Какой вы родитель»

Анкетирование

«Фиточай, чем полезен?»

Консультация

«Почему ребенок врет: ложь и фантазия»

Консультация психолога

«Это мамочка моя»

Фотовыставка

IV-  2022

 «Безопасность на дорогах»

Консультация

«Как приучить ребёнка к труду»

Беседа

«День космонавтики»

Совместное изготовление поделок

«С чего начинается Родина»

Изготовление фотовыставки

V- 2022

«Как провести отпуск вместе с ребёнком»

Консультация

«9  Мая»

Конкурс рисунков

«Режим работы детского сада на летний период»

Беседа

 «Здравствуй лето»

Проведение досуга

«Итоги воспитательно-образовательной работы за учебный год».

Родительское собрание

Консультативная помощь родителям, испытывающие трудности в воспитании ребёнка (в течение года)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

3.1  Режим пребывания детей в группе

      Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

     Режим дня установлен ДОУ самостоятельно с учетом:

- времени пребывания детей в группе;

- действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10).

        3.1.1. Распорядок дня в холодное время года для групп с 12-часовым пребыванием детей

Прием, игры, дежурство

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10-9.00

Непосредственно образовательная деятельность

9.00-9.15

9.25-9.40

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

9.40-11.40

Возвращение с прогулки, игры, чтение художественной литературы

11.40-12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15 25-15.50

Игры, самостоятельная и совместная деятельность

15.40-16.20

Чтение художественной литературы

16.20-16.40

Подготовка к прогулке, прогулка

16.40-18.00

Возвращение с прогулки, игры

18.00-18.20

Подготовка к ужину, ужин

18.20-18.45

Игры, уход детей домой

18.45-19.00

              3.1.2. Распорядок дня  в тёплое   время для групп с 10,5-часовым пребыванием детей

Прием, игры, самостоятельная и совместная деятельность

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10-9.00

Совместная деятельность

9.00-9.30

Подготовка к прогулке, прогулка

9.30-11.30

Возвращение с прогулки, игры, совместная деятельность

11.30-11.45

Подготовка к обеду, обед

11.45-12.15

Подготовка ко сну, дневной сон

12.15-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.50

Игры, самостоятельная и совместная деятельность детей

15.50-16.20

Чтение художественной литературы

16.20-16.35

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

16.35-17.30

3.2. Условия реализации Рабочей программы

      Важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.  Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

      Для  выполнения  этих  условий  необходимо выполнение определённых требований к реализации Рабочей программы:

1.     Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.

2.     Формирование у детей доброжелательных, внимательных отношений.

3.     Развитие у детей самостоятельности.

4.     Создание условий для развития свободной игровой деятельности.

5.     Создание условий для развития познавательной деятельности.

6.     Создание условий для развития проектной деятельности.

7.     Создание условий для самовыражения средствами искусства.

8.     Создание условий для физического развития.

      Чтобы выполнить все перечисленные требования к реализации Рабочей программы,  необходимо создание и постоянное обновление развивающей предметно- пространственной  среды в группе.

3.2.1.Особенности организации  развивающей предметно-пространственной среды  (РППС)

Все пространство развивающей предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет попадал с левой стороны. Столы для организованной совместной деятельности расположены в соответствии с нормами СанПина. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Игрушки проходят обработку (моются в проточной воде с мылом). Сломанные игрушки или утратившие свой эстетический вид заменяются новыми или предметами – заместителями. Помещение группы соответствует требованиям пожарной безопасности: в группе имеются датчики на случай появления задымления.

Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В центре группы находится ковер – место сбора всех детей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Столы и стулья переставляются в зависимости от задуманной деятельности. Игры, пособия, мебель многофункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности. Игры и пособия расположены в доступных для детей местах и используются по желанию детей; меняются в соответствии с календарно - тематическим планированием.

Развивающая предметно-пространственная среда младшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Образовательное пространство создано таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Помещение разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.

В группе организованы пространства, наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей. В группе имеются следующие центры:

Центр художественного творчества содержит широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Это восковые мелки, простые и цветные карандаши, пластилин, доски для лепки, стеки, бумага, салфетки, раскраски, трафареты, кисти для краски.

Центр художественного творчества объединен с учебным центром – здесь находится магнитная доска, на которой размещается учебный демонстрационный материал в соответствии с изучаемой темой. Над доской располагается таблица цифр. Справа и слева от доски на высоте, доступной детям, размещены полки с пособиями для организации различных видов деятельности – познавательной, изобразительной, игровой.

Центр музыкального творчества и искусства включает в себя набор музыкальных инструментов, султанчиков, платочков, коллекцию шумовых инструментов, масок, головных уборов и ободков для игры-драматизации, театр кукол бибабо, кукол-перчаток, плакаты с изображением музыкальных инструментов. Дети могут воссоздать сюжет сказки, произведения художественной литературы или самостоятельно придумать диалог, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти, мышления.

Здесь же располагается центр здоровья: массажные мячи, кегли, городки, флажки, массажные дорожки, обручи, кубики, кольцеброс, баскетбол. Спортивный инвентарь используется в процессе организации оздоровительных и закаливающих процедур, подвижных игр и упражнений, соревнований. У детей развивается мелкая моторика рук, глазомер, ловкость, выносливость, чувство равновесия и другие физические качества.

В экологическом центре  созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Здесь находятся комнатные растения, поделки и картины из природных материалов, инвентарь по уходу за растениями (лейки, фартуки, тазы, тряпочки, лопатки, палочки, опрыскиватели).

Игровой центр позволяет создать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме. Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микро-пространств, позволяющих избежать скученности детей. Игровые зоны оснащены уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных, физических особенностей детей и гендерной принадлежности:

  •  «Больница» - чемоданчик с комплектом медицинских инструментов, халаты, кушетка, компьютер, набор карточек по оказанию первой помощи, плакаты «Как устроен человек», «Заботимся о своем здоровье».
  • «Кухня» - наборы чайной, столовой, кухонной посуды, салфетки для сервировки, плита, раковина, духовка, шкафчики для хранения кухонной утвари, кухонный стол и скамья.
  • «Комната» - диван, кресла, кроватки для кукол, коляски, куклы (озвученные, малыши, мальчики и девочки и т.п.).
  • «Библиотека» - иллюстрированные книги с произведениями художественной литературы в соответствии с программными требованиями.
  • «Гараж» - машины с разной функциональной нагрузкой: легковые, грузовые, трактор, автокран, экскаватор, мотоцикл и т.п., набор игрушечных инструментов для ремонта и строительства.
  • «Игротека» - дидактические игры, настольные игры, мозаика разных размеров, пирамидки, шнуровка, настольные конструкторы из разных материалов (дерево, пластмасса), игрушки-вкладыши, пазлы, строительные материалы разных размеров, мелкий транспорт, макеты домов, деревьев, автомобилей, небольшие фигурки людей.
  • «Парикмахерская» - туалетный столик с зеркалом, спецодежда для парикмахера и накидка для клиента, инструменты для парикмахера (расчески, фены, плойки, ножницы, заколки, бусы, бутылочки из-под шампуня, баночки от крема и т.п.).
  • «Стройка» - наборы мелкого и крупного строительного материала.

Центр ТСО включает в себя технические средства обучения: телевизор, CD-проигрыватель, ноутбук, а также фонотеку (детские песни, тематические произведения из репертуара современных детских музыкальных коллективов, звуки природы, музыкальные физкультминутки, ритмические игры и разминки), видеотеку (коллекция детских художественных, документальных фильмов и мультфильмов), копилку познавательных презентаций, соответствующих календарно-тематическому планированию.

В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется  рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие), с учетом возрастных и гендерных особенностей воспитанников. Игровой, дидактический, познавательный материал и спортивный инвентарь в группе периодически меняется, обновляется. Появляются предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.  Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

      Развивающая  среда  соответствует  санитарно-гигиеническим  требованиям  и  обеспечивает  все направления развития детей.

3.3.         Максимально допустимая образовательная нагрузка

3.3.1.  Планирование образовательной деятельности  при пятидневной неделе

Виды образовательной

деятельности

Количество

ОД в  неделю

Познавательное развитие:

2

Развитие речи:

 1

Изобразительная деятельность:

- рисование

- лепка

- аппликация

 

1

0,5

0,5

Физическая культура:

- в помещении

-на свежем воздухе

 

2

1

Музыка

2

ИТОГО:

10

3.3.2.  Организация образовательной деятельности  при пятидневной неделе

      Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам  СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26,  продолжительность непрерывной ОД  для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня во второй младшей группе детского сада  30 минут. В середине времени, отведенного на ОД, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 15 минут.

День недели

 Образовательная деятельность

Понедельник

 

1 половина дня

1 половина дня

Музыка,15 минут

Познавательное 15 минут

Итого: 30 минут

Вторник

 

1 половина дня

1 половина дня

 

Познавательное развитие, 15 минут

Физкультура, 15 минут

Итого: 30 минут

Среда

 

1 половина дня

1 половина дня

Развитие речи ,15 минут

Музыка,15 минут

Итого: 30 минут.

Четверг

 

 

1 половина дня

1 половина дня

Физкультура 15 минут

Рисование, 15 минут        

Итого: 30 минут.

Пятница

 

1 половина дня

Аппликация / лепка,15 минут

Физкультура 15 минут

Итого: 30 минут.

ИТОГО, образовательная нагрузка в неделю:

2 часа 30 минут

3.4.  Методическое обеспечение Рабочей программы

Всё содержание совместной деятельности воспитателя и детей в Рабочей программе выстроено в соответствии с ОП ДОО и ФГОС ДО.  

3.4.1. Методические пособия

    1.     «От рождения до школы», Примерная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС ДО» под ред.  Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.Мозаика-Синтез, 2014.

2.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3.   «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные          постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.

4. Л.В. Куцакова, «Трудовое воспитание в детском саду». Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. В.П. Новикова, «Математика в детском саду», Младший дошкольный возраст.- М.: Мозаика – Синтез,2000.

6. Т.Ф. Саулина, «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»:Для занятий с детьми 3-7 лет - М.:Мозаика-Синтез, 2014.

7.  М.М. Борисова, «Малоподвижные игры и игровые упражнения»: Для занятий с детьми 3-7 лет.- М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

8.  В.В. Гербова, «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада». Младшая разновозрастная группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

9. С.Н. Теплюк, «Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

10. Ф.Ф.Губанова, «Развитие игровой деятельности». Система работы во второй младшей группе детского сада.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

11. О.А. Соломенникова,  «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

12.  И.А. Пономарёва, В.А. Позина, «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – 3-е изд., испр. и доп.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.

13.  О.В. Дыбина, «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.

14.  И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова, «Прогулки в детском саду». Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И.Пономарёвой.- М.:ТЦ Сфера, 2011.

15.  В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ.- Воронеж: ТЦ»Учитель», 2004.

16.  В.В.Гербова, «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада». Планы занятий.- 2-е изд.и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

17.  Р.С.Буре, «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013

18.  Л.Ю. Павлова, «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013

19.  Л.П.. Молодова, «Игровые экологические занятия с детьми». Учебно-методическое пособие.- М.: ЦГЛ, 2003.

20.  В.И. Ковалько, «Азбука физкультминуток для дошкольников». Практические

Разработки физкультминуток , игровых упражнений и подвижных игр.-М.:ВАКО,2005.

21.  Т.А. Шорыгина, «Красивые сказки». Эстетика для малышей. -М.: Прометей; Книголюб, 2003.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы в соответствии с ФГТ

Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы...

Рабочая программа воспитателя 2-ой младшей группы

Рабочая образовательная программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), программы «От рождения до...

Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы

разработка рабочей программы на учебный год...

Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы

Ведущими целями инновационной рабочей программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются: создание благопри­ятных условий для полноценного прожива...

Фрагмент рабочей программы воспитателя для второй младшей группы по реализации образовательной темы "Волшебный мир книг"

В данном документе представлен фрагмент рабочей программы для второй младшей группы, в документе указаны какие мероприятия проводились в целях реализации темы "Волшебный мир книг"....

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Рабочии программы воспитателя с 1 младшей группы по подготовительную группу

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответс...