"ПЕСОЧНОЕ ВОЛШЕБСТВО"
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pesochnoe_volshebstvo.docx | 55.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №6 «БУРАТИНО»
Проект познавательно-исследовательский направленности
«Песочное волшебство»
для детей старшего дошкольного возраста.
Что нужно для игры в песок?
А нужно в сущности так мало:
Любовь, желание, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший тазик на столе
Не интересен нам пока.
В него вольётся дивной сказкой
Горсть золотистого песка.
Предметов маленький набор
Возьмём в игру…Подобно Богу
Мы создадим наш мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Песок состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Ребёнок копает, лепит, рисует на песке, создаёт на нём отпечатки, что-то говорит, играет… В игре он познаёт себя и окружающий мир. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Именно в играх с песком создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект ребёнка». Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твёрдое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию; взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА
В настоящее время воспитатели почти не используют песок в свободной деятельности детей. А зря!
Ведь для ребёнка игры с песком:
- позволяют справляться с психоэмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей с нарушениями речи;
- вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды, экспериментирования с объектами природы;
- формируют у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Также игра с песком – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.
Использование мелких игрушек, фигурок особенно плодотворно в работе с детьми, которые ещё не могут выразить свои впечатления и переживания. Малоактивные и застенчивые дети охотно выбирают фигурки и переключают своё внимание. Дети с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра даёт им богатые кинестетические ощущения. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки.
Игры с песком можно использовать как в индивидуальной работе, так и подгрупповой. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают песок, песочные наборы; огромное количество мини-игрушек скопилось от киндер-сюрпризов – это сказочные герои и животные, различные дома и замки, растения, рыбки, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запомнят, что, где растёт; кто, где живёт... Было бы только желание...
В требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта уделено большое внимание познавательно-исследовательской деятельности объектов окружающего мира и экспериментирования с детьми дошкольного возраста. Анализ ФГОС указал на приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию.
Все вышеизложенные факторы в совокупности натолкнули на идею создания познавательно-исследовательского проекта «Песочное волшебство» и способствовали формулированию целей и задач реализации проекта:
ЦЕЛЬ: Развитие познавательно-исследовательской активности, любознательности и коммуникативных навыков ребёнка в процессе экспериментирования с песком.
ЗАДАЧИ:
- Вызывать эмоционально – положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
- Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику.
- Формировать познавательно-исследовательские функции (восприятие, внимание, память, мышление, анализ).
- Обогащать чувственный опыт ребёнка, активизировать словарь детей.
- Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом по правилам игры в песочнице.
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах организации и проведения занятий с песком.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА - 1 неделя
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА - дети группы компенсирующей направленности «Теремок» от 5 до 6 лет, педагоги, родители воспитанников.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Мини-песочница,
подставки для лепки,
«волшебный» песок,
вода в детских лейках;
мелкие игрушки: фигурки людей и животных, машинки, киндеры;
природный материал: камешки, ракушки;
различные пластмассовые ёмкости: баночки, ложечки, крышечки от пластиковых бутылок и т.д.;
различные песочные наборы (ведёрки с совочками и формочками);
лупа для рассматривания;
песочные часы;
фартуки, салфетки для рук.
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Музыкальное сопровождение,
использование ИКТ (просмотр организованной деятельности с детьми по данной теме),
выставка игрушек для игр с песком,
выставка методической и художественной литературы.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдёт более интенсивно и гармонично.
- Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой.
- Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
- Родители активно включатся в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1этап - подготовительный
(Изучение методической литературы, интернет-ресурсов;
сбор информации;
подбор художественной литературы;
составление календарного плана на неделю, в котором будет отражена совместная деятельность детей и педагогов, взаимодействие с родителями; подбор и разработка содержания занятий и мероприятий по проекту, группировка и обработка найденного материала;
наполнение центра экспериментирования специальным оборудованием; предварительная работа с детьми.)
2 этап – организационный
(практическая работа:
с детьми - экспериментирование, исследование, беседы;
с родителями - консультации, занятия, домашние задания)
3 этап - заключительный
(обобщение результатов работы, систематизация материала;
презентация проекта на Педагогическом Совете,
на родительском собрании)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Доверительное общение, внимательное отношение к каждому
ребёнку, диалог с каждым,
пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний
ситуативные разговоры, беседы
наблюдения
экспериментирование
показ
игры с песком
игры-коммуникации
подвижные игры
дидактические игры-упражнения
опыты с водой и песком
проблемные ситуации
художественное слово (стихотворное вступление,
загадки, присказки, стихи)
музыкальное сопровождение
игровая мотивация (сказочные герои)
игровая форма
поощрение, похвала
рефлексия
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на 1 неделю.
Так как дети имеют особенности в развитии, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направляет детей, удивляет, создавая атмосферу интриги и поиска решения задач.
Планирование работы
Дни недели | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями | |
1 половина дня | 2 половина дня | |||
Понедельник | Утро: ситуативный разговор «Петушок и уточка». Цель: найти ведущее отличие птиц (уточка плавает и ныряет). Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры.
| Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму). Игра «Норки для мышки» (Приложение 6) Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений Содержание: Ребёнок вместе с воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем воспитатель озвучивает игрушку, например, мышку-норушку: пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик. | Полив песка в мини-песочнице из леечек. Рыхление совочками. Цель: освоение способов обращения с леечкой и совочками. Работа с песком. Тактильно-кинестетическое упражнение "Отпечатки наших рук". (Приложение 6) Лепка из формочек бабочек, жучков, гусеничек. Обыгрывание сюжета, использование мелких игрушек. | Консультации для родителей: «Играем с водой и песком» (Приложение 5) Подобрать стихотворные вступления к занятиям с песком. (Приложение 3) |
Вторник | Утро: чтение рассказа В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа. Дидактическая игра «Тайничок». (Приложение 6) Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их. | Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. Дидактические игры-упражнения: «Узоры на песке» (Приложение 6) Игры с ситом (Приложение 6) Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка. Содержание. Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь ситечко. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребёнок найдёт небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза») | Переливание воды из разных ёмкостей или через воронку Цель: дать представление о свойствах воды - «льётся», О «мокром», о «сухом». (Приложение 6) Содержание. Воспитатель зовёт детей к тазу с водой, даёт каждому по баночке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льётся, сделайте то же самое, налейте воды друг другу». Наблюдение за песком: Игра «Волшебные секреты». (Приложение 6) | Практикум «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей». (Приложение 5) Демонстрация коллекции игрушек: «Сказочные герои». (киндеры) Предложить родителям найти в интернете «Правила поведении в песочнице» (Приложение 2) Предложить вечером полить водой имеющийся дома песок. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка. |
Среда | Утро: Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». (Приложение 8) Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки. Беседа об аккуратном обращении с песком. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам. | Проблемная ситуация: «Поможем кукле Маше - ей попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку. Игра - упражнение «Маленькие волшебники – мы создаём мир» (Приложение 6) Игра «Во саду ли, в огороде» (Приложение 6) Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. Содержание: По взмаху волшебной палочки одна часть песочницы превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что, где растёт. Взрослый просит ребёнка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу. | Игры в мини-песочнице с формочками, мелкими игрушками и совочками. (Приложение 3) Цель: Закрепление представлений о свойствах песка. Игра "Откопай разгадку". (Приложение 6) | Консультация для родителей «Игры с песком в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста». (Приложение 5) Предложить родителям подобрать стихи об игре в песок. (Приложение 8) |
Четверг | Утро. Беседа о том, как вести себя в песочнице. Цель: способствовать к размышлению при ответах на вопросы. Чтение стихотворения А.Густышкина «Правила моей страны». (Приложение 2) Цель: способствовать запоминанию правил игры в песочнице. | Игры - опыты с водой. Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно покрасить в любой цвет или сделать грязной, что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей. Игра «Что я закопала в песок?» (Приложение 6) Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности. Содержание. Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово!», «Можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребёнок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребёнок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши. Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек. Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы. | Постройка из песка домика для зайчика. Цель: дать представление о сухом и влажном песке: сухой - сыплется, влажный - лепится. Игра «Детские секретики» (Приложение 6) Цель: научить детей делать свои секретики и находить чужие, развивать мышление, воображение. Содержание: Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, Игру можно усложнить: ребёнок прячет, взрослый отыскивает. Взрослый отыскивает. | Подбор родителями материала и создание картотеки «Игры с песком» (Приложение 6) |
Пятница | Подвижная игра «У медведя во бору» Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры. Дидактическая игра (Приложение 6) «Собери грибы» | Игра «Печём угощения для друзей». (Приложение 6) Цель: Закрепить свойства песка, развивать моторику, координацию движений. Игра «Отыщем клад» (Приложение 6) В мини-песочнице представить себя настоящим кладоискателем! На небольшой площади закопать несколько монеток. Предложить детям ситечко, и, просеивая песок, они найдут «сокровища пиратов». | Игра с песком: «Пирожки для куклы Кати». (Приложение 3) Цель: закрепить знание свойств песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати. | В центре песка игры «Песочные фантазии» совместно с родителями. Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и родителей; закрепление навыков строительства песочных построек. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Недельный опыт работы показал, что использование игр с песком даёт положительные результаты:
- У детей значительно возрос интерес к таким видам деятельности.
- Дети чувствуют себя эмоционально комфортно, раскрепощённо.
- Неоднократно наблюдалось, как возбуждённые дети - в играх с песком - успокаивались, сосредоточивались, становились значительно добрее, усидчивее, самостоятельней.
- Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться; умение осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой; обогащается чувственный опыт ребёнка, активизируется словарь детей; воспитывается аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом по правилам игры в песочнице.
- Родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аромштам М. «Игры на влажном песке» /М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября» 2006.№ 12.С.6.
2. Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.- 2007.- №1.- С.50 -52
3. Бондарцева С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.
4. Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция - 2001.-вып.10.-С.42-47.
5. Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты,
эксперименты, игры, вечера «Сейчас узнаем».- Курск. 2010.
6. Грабенко Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика. - 2004.№5.- С.26-29
- Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
9. Жителёва С.С. «Песочная терапия» /С.С Жителёва/ /Ребёнок в детском саду.-
2006.-№4.- С.65-68
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.
Подготовила воспитатель Гордиевская Елена Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Волшебство песочной страны».
Главная цель игровых сеансов с песком состоит в формировании гармоничного позитивного взаимодействия между детьми и родителями, адаптации малышей к условиям дошкольного образовательного учреждения и о...
Волшебство песочной анимации
Волшебство песочной анимации...
Конспект коррекционно - развивающей деятельности с использованием песочной терапии «Волшебство в песочной стране»
Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении со сверстниками....
Проект "Песочная страна - страна волшебства"
Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает ...
Проект дополнительного образования "Песочное волшебство"
Командный аттестационный проект переподготовки...
Культурная практика "Волшебство Песочной королевы"
Использование кинетического песка в образовательном процессе....
Методическое пособие. Пескография "Песочное волшебство"
Пескография "Песочное волшебство"...