Консультация для родителей "Страхи детей"
консультация
Трудно найти человека, который бы ничего не боялся. Все мы чего-то или кого-то боимся, вернее, испытываем чувство страха. И это нормально, потому что страх - одна из основных эмоций человека. И совершенно естественно то, что наши дети тоже испытывают чувство страха. Но где та тонкая грань, которая отделяет страх, как защитную реакцию на угрозу, от фобий и неврозов, которые значительно осложняют жизнь? Как понять степень глубины детского страха? Нужно ли бороться со страхами? И если нужно, то, как помочь ребенку преодолеть свои страхи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_strahi_detey.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Детские страхи. Что такое страх. Причины возникновения»
Детские страхи.
1. Что такое страх. Причины возникновения.
2. Возрастные и приобретенные страхи.
3. Рекомендации для родителей. Профилактика страхов.
4. Побеждаем страх
5. Когда следует «бить» тревогу.
Трудно найти человека, который бы ничего не боялся. Все мы чего-то или кого-то боимся, вернее, испытываем чувство страха. И это нормально, потому что страх - одна из основных эмоций человека. И совершенно естественно то, что наши дети тоже испытывают чувство страха. Но где та тонкая грань, которая отделяет страх, как защитную реакцию на угрозу, от фобий и неврозов, которые значительно осложняют жизнь? Как понять степень глубины детского страха? Нужно ли бороться со страхами? И если нужно, то, как помочь ребенку преодолеть свои страхи?
Обо всем этом, и многом другом мы и поговорим сегодня.
1. Что такое страх. Причины возникновения.
Итак, как мы уже знаем, страх – это одна из основных эмоций человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего фактора, т. е. сигнализирует об опасности. Два основных глубинных фактора, являющихся причиной страха – это смерть и крах жизненных ценностей, ставящих под угрозу жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Страх мобилизует организм для предупреждения опасности, ее избегания. Помогает человеку адаптироваться в незнакомой обстановке, найти наиболее комфортное состояние.
Обычно страх имеет свои сроки действия, т. е. исчезает через какое-то время или с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Более того, некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.
Норма протекания страха составляет 3-4 недели; если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже стоит рассматривать как невроз и обратиться за помощью к специалисту.
2. Возрастные и приобретенные страхи.
Условно страхи можно разделить на две большие группы: возрастные и приобретенные.
Страхи, названные врожденными, являются нормой развития и сопровождают определенный возрастной период. По мере того как ребенок растет и знакомится с окружением, расширяется и спектр его страхов, но наряду с этим повышается способность справляться с ними.
Возрастные страхи
На каждом из этапов своего развития дети испытывают страхи, которые различны для разных возрастов:
• от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать любой громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря физической поддержки, опоры;
• от 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса, практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душе;
• дети от 1 года до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и самого сна из-за ожидания ночных кошмаров, животных, уколов.
• источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомые ровесники, смена обстановки, изменение порядка жизни. Помните об этом, отдавая своих малышей в садик: ваше категоричное поведение может привести к тому, что возрастной страх укрепится. Специалисты советуют определять детей
в садик либо до 1,5 лет, либо после 3, поскольку период с 2 до 3 лет является во многом критическим и трудным для малышей. Кроме того, детей этого возраста путают угрожающие и непонятные объекты большого размера — краны, большие машины;
• дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так уж мал, чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело переносится ребенком, так как именно в темноте он проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало;
• в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает,
что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную
утрату — постепенно уходит из жизни старшее поколение; Максимально представлен страх животных, сказочных персонажей (Кощей, Баба Яга, Змей Горыныч). Так же для этого возраста типичны страхи глубины, страшных снов, огня.
• 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям; в этом возрасте появляются и стойко удерживаются страхи пожара, нападения и войны.
• дети с 8 лет больше всего боятся смерти родителей. Развитие личности ребенка, новый социальный статус, приобретенные вместе с этим обязанности, ответственность и обязательства, определяют и формируют новые страхи. Так, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу. В более широком плане страх опоздать означает не успеть, боязнь заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны выражены так же интенсивно, как и в старшем дошкольном возрасте.
Специфика страхов у младших школьников обусловлена и развитием так называемого магического настроя — веры (и вытекающей из нее боязни) в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это — страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств, т. е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д.
. Подростковый возраст. Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей и страх войны. Оба страха тесно связаны между собой, поскольку война несет в себе реальную угрозу смерти родителей. Другая группа выраженных и опять же взаимосвязанных страхов — это страхи собственной смерти, нападения, пожара. Таким образом, начиная со старшего дошкольного возраста, большинство детей боятся своей смерти и смерти родителей, нападения, пожара и войны. У мальчиков в подростковом возрасте достигает максимальной выраженности страх заболеть, а также заразиться у девочек — страхи стихии высоты и замкнутого пространства. достаточно выражены у девочек страхи животных, глубины и опоздания.
Приобретенные страхи
Как понятно из названия этой группы, эти страхи приобретаются детьми в виду определенных причин. Давайте рассмотрим, какие страхи и по каким причинам возникают.
Внушенные страхи
Родители, близкие, воспитатели, которые непроизвольно иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Осторожно! Машина!», «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет! Дети тревожных мам, готовых во всем вокруг видеть потенциальную опасность для своего малыша, вырастают сверхосторожными и боязливыми.
Чрезмерная опека
Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку необходимо давать больше личного пространства в познании окружающего мира, давать ему возможность пробовать и ошибаться.
Безразличие и невнимание
Безразличие и невнимание к ребенку порождает не меньше детских страхов, чем чрезмерная опека. Это происходит особенно часто в семьях, где ребенка «не ждали» и не были к нему готовы. Или ждали мальчика, а родилась девочка (и наоборот). Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в мире, который сам себе нафантазировал. А как иначе, если «брошенный» ребенок целыми днями смотрел мультики и играл один, представляя самые разные ситуации, полуреальные, полусказочные? Он не научился общаться с другими детьми и взрослыми. Хорошо еще, если ему даст этот опыт посещение детского сада. Если же ребенок «домашний», то он и школы будет бояться, поскольку психологически совершенно к ней не готов.
Неблагополучная обстановка в семье
Источником страхов может стать неблагополучная обстановка в семье. Под такой обстановкой подразумеваются конфликты между родственниками на глазах у детей. Неполная семья также является фактором риска возникновения страхов у ребенка. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Например, такая ситуация складывается перед разводом, когда родители только формально вместе, а эмоционально они друг другу чужие. Или в неполной семье, где ребенка воспитывают мать и бабушка, которые до сих пор выясняют отношения друг с другом.
«Неправильное» поведение родителей
Еще один источник страхов напрямую связан с тем, как родители обращаются с ребенком. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам. Поскольку ему хотелось бы продолжать нас любить, он «переносит» свой страх на других людей, предметы или ситуации. Страх несоответствия тоже закладывается с раннего детства. Нередко родители, сами того не замечая, из лучших побуждений внушаем ребенку мысль о том, что он не такой, каким должен быть. Поскольку родительский авторитет для ребенка — истина в последней инстанции, он начинает изо всех сил стремиться к «совершенству». Но ведь ребенок может быть абсолютно не таким, каким нам хотелось бы его видеть! И тогда он пытается подстраиваться под наш идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя. Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать нас. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя. В результате ребенок постепенно утрачивает интерес к жизни.
«Страшные» сказки
Страхи приходят к нам из сказок. Уж там непременно есть если не волк, то Баба Яга, а если не Баба Яга, то Кощей Бессмертный. Для маленьких детей все одушевлено и все реально, потому и страхи их также очень реальны, даже если связаны с мифическими существами. «Страшные» рассказы взрослых тоже внушают детям страхи. Бесполезно говорить ребенку, что в его комнате нет монстров. Самое большее, во что он поверит, — в то, что монстры спрячутся, как только вы войдете в комнату или как только будет включен свет. Так что лучше не читать детям на ночь страшных сказок, а для особо впечатлительных детей подбирать сказки, наименее травмирующие их психику, в которых нет жутких персонажей.
Личный опыт ребёнка
Страх порождает и неприятное событие, происшедшее с ребенком. Например, ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю оставшуюся жизнь. А ребенок, попавший в автокатастрофу, постарается избегать езды на машинах и автобусах. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой.
Травмирующий личный опыт, ведущий к повышенной тревожности и способствующий появлению, развитию и усилению страхов, ребенок может получить в период внутриутробного развития или родов. Токсикоз во время беременности, асфиксия приводят к тому, что новорожденный беспокойно спит, просыпаясь от самых тихих звуков и даже шорохов. Во сне он может непроизвольно подергиваться. Дети, появившиеся на свет в результате преждевременных, затяжных или патологических родов, после кесарева сечения, более нервные, психически уязвимые и подвержены страхам. Самая неблагоприятная ситуация складывается, если младенец сразу после родов попадает в больницу и находится отдельно от матери. Иногда это накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. У него несравнимо большее количество страхов по сравнению с другими детьми, может появиться даже заторможенность в развитии.
Ребёнок-одиночка
Т. е. отсутствие общения со сверстниками. У детей, имеющих возможность играть со сверстниками, страхи реже переходят на патологический уровень. Вероятно, это объясняется тем, что в совместных играх ребята одного возраста невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и одновременно получают групповую поддержку.
3. Рекомендации для родителей – профилактика страхов
Существует ряд рекомендаций, следуя которым, вы сможете предупредить возникновение страхов, или же помочь ребенку справиться с уже имеющимися.
Детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо — значит пугать смертью! В урочный час вы указываете ребенку на реальные опасности, но никогда на мнимые, придуманные, не пугаете его ради послушания. Воспитание страхом — жестокое воспитание. Последствия его — тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
Не стоит ребенка оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым. Самостоятельно ребенок может не справиться с незнакомыми, непонятными, а от этого пугающими явлениями.
Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно если он единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку — укусит», «Не ходи по лужам — заболеешь», «Не ходи один во двор — там хулиганы» и т. д. Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону и раздражая этим родителей. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.
Дополнительные источники страхов — СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. То, что ребенок видит по телевизору, родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените их на менее травмирующие. Или временно замените просмотр телевизионных передач и мультфильмов, например, совместным чтением или прогулкой. Поверьте, ваш малыш будет только рад побыть с вами
Рядом с телевидением стоит и литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда даже взрослый человек ощущает некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых
событий в современной детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед: когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно, нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.
Не следует стыдить ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д. Испытывающий страх и не понятый родителями пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом.
4. Побеждаем страх
Но как, спросите вы, можно победить уже существующий страх? Есть несколько способов помочь ребенку справится со страхом.
1. Рисуем.
Страх можно нарисовать, а затем трансформировать. То есть, переделать в смешной, сделать для ребенка не страшным, а смешным, или «посадить» в клетку, или «обезвредить» – завязать рот, надеть очки,
«связать» веревкой и т. д. Или же страх можно уничтожить – порвать, сжечь, закопать в песок и т. д.
2. Лепим.
Делаем страх из пластилина, глины или других материалов, а затем переделываем, как описано выше, или уничтожаем.
3. Играем.
Ситуацию со страхом можно проиграть в виде специально придуманной игры, в ходе которой со страхом можно делать разные действия, побеждая его.
4. Повышаем уверенность ребенка.
Этот пункт не относится к техникам преодоления страхов, но является не менее важным в борьбе со страхом. Помните, что ничто так не воодушевляет, как похвала, удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не усиливает чувство тревожности, как неудачи, следующие одна задругой. Поэтому А. С. Спиваковская и рекомендует родителям всеми силами повышать чувство уверенности ребенка в себе, давать ему возможность чаще переживать успех, показывать, какие у него есть возможности и способности, чтобы самостоятельно справляться с трудностями.
5. Когда следует «бить тревогу»
За помощью к специалистам необходимо обратиться когда:
• Страх не преодолевается ребенком в течение 3-4 недель;
• Чувство страха настолько сильно, что мешает нормальной жизни ребенка;
• Вы не справляетесь с преодолением страха самостоятельно.
Помните, вовремя не преодоленный страх может стать основой неврозов и фобий, которые могут преследовать человека и во взрослой жизни.
Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх – залог будущей веры в свои силы и возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».
Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста поможет софрмировать пре...
Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"
Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...
Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"
Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...