Программа кружка дополнительного образования «Говоруша» Возраст детей 6 – 7 лет
материал

Гачак Анна Александровна
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии ребенка, формирование правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается. В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_dopolnitelnogo_obrazovaniya_govorusha.docx389.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

структурное подразделение детский сад №6

ПРИНЯТА                   УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                                     Директор МАОУ СОШ №2

Протокол №1                                                                                 _______ В. А. Заварухина 

от 27.08.2020 г.         

Программа

кружка дополнительного образования

«Говоруша»

Возраст детей 6 – 7 лет

        Руководитель:

учитель – логопед

А. А. Гачак

пгт Серышево

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1  Пояснительная записка

1.2  Цели, задачи рабочей программы

1.3  Основные принципы и подходы к формированию программы  

1.4  Отличительные особенности программы

1.5  Планируемые результаты освоения программы  логопедического кружка

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1  Формы, методы и средства реализации программы

2.2  Календарно-тематическое планирование работы кружка

2.3  Взаимодействие с семьями воспитанников

III. Организационный раздел

3.1  Особенности организации предметно – пространственной среды

3.2  Материально – техническое обеспечение

Список литературы

Приложение

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии ребенка, формирование правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

1.2 Цель программы -  развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции, укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

7.Формировать умение правильно употреблять лексико-грамматические категории;

При планировании коррекционной работы кружка учитывались:

- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- положительная мотивация выполнения заданий;

- чередование различных видов деятельности.

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое  включает в себя следующие виды работы:

1.Артикуляционные упражнения.

2.Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д., сухой бассейн и др.)

4. Дыхательные упражнения.

5.Лексико-грамматические упражнения.

6. Упражнения для формирования связной речи.

При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.

1.3  Основные принципы и подходы к формированию программы

• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

•   сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

•  Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

•  Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

1.4  Отличительные особенности программы

           Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

        В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). 

Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

1.5  Планируемые результаты освоения программы  логопедического кружка

  • Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Формирование фонетико-фонематических процессов.
  • Правильное употребление грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
  • Формирование связной речи.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1  Формы, методы и средства реализации программы

Срок реализации программы кружка: 1год

Форма проведения занятий:  групповая

Периодичность занятий: 1раз в неделю

Продолжительность занятий: 30 минут

Количество занятий:  30 занятий 

Количество часов: 30 часов

Количество детей: 15 человек

Возраст воспитанников: 6 – 7 лет

Средства:

1.Совместная деятельность логопеда с ребенком.

2.Самостоятельная деятельность детей.

3.ООД.

К используемым методам относятся:

- информационные (устные словесные и демонстрационные);

- практические (репродуктивные и проектные);

Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Необходимо учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии.

Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием.

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов;

Практические методы направлены на овладение общетрудовыми знаниями и умениями. Умение — знание, примененное на практике.

Среди практических методов обучения можно выделить репродуктивные методы и методы проектного обучения. Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Фактически это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть объяснительно-иллюстративные методы.

2.2  Календарно-тематическое планирование работы кружка

Тема

Октябрь

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

1 неделя

«В мире животных»

1. Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»; «Окошко».

2. Использование  Су-Джок терапии.   Массаж ладоней и пальцев рук  Су-Джок шарами.

3. Дыхательное упражнение  «Кто дальше загонит мяч?»

4. Игра «Тишина»

5. Дидактическая игра: «Кто здесь живёт?»

6. Речевая игра «Кто у кого?»

(У мамы зайчихи  - зайчонок, зайчата, у мамы ежихи -…)

1. Учить  детей  удерживать открытым рот, с одновременным показом верхних и нижних зубов.

2. Знакомство  детей с массажером ; стимулировать речевые области в коре головного мозга;

3. Вырабатывать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Расширение и обогащение словаря по лексической теме «Дикие и домашние животные».

6. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, падежных конструкций.

2 неделя

«Овощи и фрукты»

1. Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»; «Слоник».

2. Использование Су-Джок терапии. Пальчиковая игра «Черепаха»

3. Игра "Я мячом круги катаю"

4. Игра «Угадай, на чём играют?»

5. Д/И: «Что в саду, что в огорде?»,  Д/И  «Собери корзину с овощами или фруктами»

6. Речевая игра «Жадина»

(Чей это лимон – это МОЙ лимон, СЛИВА, ПОМИДОР и т.д.)

1. Выработать подвижность и активность губ.

2. Стимуляция высокоактивных точек , расположенных на кистях рук.

3. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Активизация и обогащение словаря  по лексической теме «Овощи и фрукты».

6. Употребление местоимений «МОЙ, МОЯ, МОЕ»

3 неделя

«Деревья»

1. Артикуляционная гимнастика «Месим тесто», «Блинчик»

2. Игра с мячом «Скажи наоборот» (большой-маленький, сильный-…, длинный-…)

3. Д/И «С какого дерева лист, веточка?»,  Д/И  «Много чего?»

4. Чистоговорка (в соответствии с закрепляемым звуком)

5. Игра «Узнай по звуку»

6. Упр-е «Расскажи-ка»  

(Что происходит с листьями за год)

1. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

2.  Употребление сравнительной степени наречий;

3.  Употребление падежных форм существительных во множественном числе; Активизировать словарный запас по теме «Деревья». Понятие  «Один - много".

4. Развитие памяти.

5. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

6. Обучение составлению рассказа по опорным картинкам, словам. (Появляются, зеленеют, распускаются, растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают)

4 неделя

«Грибы»

1. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Чашечка»

2. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

3. Отгадывание загадок по теме.

Д/и «Чего не стало?», «Опиши, какой?»

4. Игра «Удачливый грибник»

(Чей боровик – МОЙ боровик)

5. Игра «Поймай звук» (из звукового ряда)

1. Продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения.

2.  Развитие пальчиковой моторики;

3. Активизировать словарный запас по теме «Грибы». Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Согласование существительного с прилагательным.

4. Употребление местоим. « МОЙ, МОЯ, МОИ». Различать и употреблять предлоги.

5. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

Тема

Ноябрь

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

1 неделя

«Мой город»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок строил дом» «Лопаточка»

2. Игры «Пальчиковые шаги», «Строим дом»

3. Дыхательная гимнастика «Бабочки»

4. Игра «Где хлопнули?»

5. Речевая игра «Здесь и там»

 (дом - дома, улица - улицы)

6. Речевая игра «Великан и гномик»

(Дом – домик, домишко; город – городочек , городишко; и т.д. )

7. Чистоговорки  (в соответствии с заданным звуком)

1.  Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

2.  Развитие пальчиковой моторики; подготавливать  руку ребенка к письму;

3. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Употреблять существительные во множ. числе;

6. Употребление существительных  в уменьшительно-ласкательной форме.

7. Активизация словарного запаса по теме «Мой город», развитие памяти.

2 неделя

«Моя семья»

1. Артикуляционная гимнастика «Горка»,  «Мостик»

 2. Использование Су-Джок терапии -  «Ёжик». Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

3. Д/И «Чей кубик поднимется выше?»

4.Речевая игра «Какая у вас семья?»

 Игра «Объясни словечко»  - «ТРУДОЛЮБИВАЯ»

5. Игра: «Дочки-матери».

6. Игра «Где позвонили?»

1. Выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

2. Стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук. Развитие пальчиковой моторики;

3. Развитие пространственных представлений;
4. Активизация словаря по лексической теме. Формировать воображение; подбирать признаки; развивать связную речь.

5. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие.

6. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

3 неделя

«Домашние птицы»

1. Артикуляционная гимнастика «Как Мишка искал мед»,  «Иголочка»

2. Су-Джок терапия: массаж пальцев эластичным кольцом.

3. Отгадывание загадок по теме.

4. Речевая игра «Кто кем был?»

5. Игра «Кто лишний и почему?»

(курица, гусь, ворона, петух и т.д. )

6. Игра «Где позвонили?»

1. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

2. Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга.

3. Активизация и расширение словаря по лексической теме. Развитие мышления.

4. Закрепление падежных окончаний;

5. Учить выделять лишнее; развитие логического мышления.

6. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4 неделя

«Одежда и обувь»

1. Артикуляционная гимнастика «Месим тесто», «Иголочка»

 «Как язычок гулял в лесу»

 2. Дыхательное упражнение  «Фокус»

3. Звуковая игра «Поймай звук?»

4. Отгадывание загадок по теме

5. Игра с мячом «Скажи ласково»

6. Игра  «Чья это вещь?»

(Это туфли – папины, это валенки- дедушкины, это сапоги - мамины)

7. Речевая игра «Из чего какой?»

(Пиджак из шерсти, он …

Платье из шелка, оно…

Сапоги из кожи, они…)

1. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

2. Сформировать сильную правильно направленную воздушную струю.  Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

3. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4. Обогащение и расширение словаря по лексической теме.

5. Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

6.  Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-

7. Согласование существительного с прилагательным. Обучать навыкам словоизменения.

Тема

Декабрь

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

1 неделя

«Зима»

1. Артикуляционная гимнастика «Чашечка»,  «Вкусное варенье»

2. Игра «Доскажи словечко»

(Зима какая?-холодная, морозная и т.д.

СНЕГ, ЛЕД , ПОГОДА ,

Снежинки что делают?- кружатся и т.д.

ЛЕД НА СОЛНЦЕ, МЕТЕЛЬ…)

3. Пластические этюды «Зима»

4. Дыхательное упражнение «Вьюга»

5. Игра «Скажи наоборот» (Летом дни жаркие, а зимой; Снег мягкий, а лед;и т.д. )

1. Продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

2.  Закрепление употребления слов-действий, слов-признаков.

3. Имитация, снятие эмоционального напряжения.

4.  Развитие речевого дыхания и голоса;

5.  Активизация словаря по лексической теме; употребление сравнительных прилагательных; развитие внимания.

2 неделя

«Зимующие птицы»

1. Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки», «Лопата копает».

2. Пальчиковая гимнастика  «Пирог»;

Сухой бассейн «Следопыт»

3. Дыхательное упражнение «Паровозик»

4. Звукоподражание птицам (кто как поет?) Игра «Спой, как птичка»

5. Речевая игра «Назови ласково» (на материале лексической темы)

6. Речевая игра «Объясни слова Незнайке» - «КРАСНОГРУДЫЙ»

7. Д/И «Чьи перья?» Перья вороны чьи?- вороньи, ВОРОБЬЯ, ГОЛУБЯ, СОРОКИ.

1.  Продолжать формировать верхний подъем языка.

2.  Развитие пальчиковой моторики;  развитие тактильных ощущений, мелкой моторки

3. Выработка плавной, непрерывной струи

 Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть . Выдыхать воздух плавно в пузырек. Должен получиться свист.

4.  Развитие речевого дыхания и силы голоса;

5. Учить употреблять слова в уменьш.-ласкат. форме; Активизация словаря по теме.

6. Расширение словарного запаса.

Учить объяснять трудные слова.

7.Учить словоизменению.

3 неделя

«Человек. Части тела»

1. Артикуляционная гимнастика «Холодный ветер», «Лопаточка»

2.  Массаж пальцев кистей рук эластичн. кольцом. Пальч. игра "Раз-два-три"

3.  Игра «Тихо-громко»

4. Речевая игра «Для чего?» (Глаза нужны для того, чтобы… НОС, РОТ,УШИ,ЯЗЫК)

5 . Игра «Скажи одним словом».

(У мальчика голубые глаза- он голубоглазый; у девочки длинные волосы – она длинноволосая и т.д.)

6. Речевая игра «Что чем делаем?»

(Смотрим чем? – глазами

СЛУШАЕМ, ЕДИМ, НЮХАЕМ, ЖУЕМ)

1. Выработать направленную воздушную струю по средней линии языка.

2. Стимулировать реч. области в коре головного мозга;

3. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4. Учить отвечать полными предложениями; Активизировать словарь глаголов по лексической теме. Учить подбирать слова-признаки, сравнивать.

5. Учить навыкам  словоизменения и словообразования на материале заданной темы;

6. Употребление падежных конструкций.

4 неделя

«Новый год»

1. Артикуляционная гимнастика  «Лошадка» , «Грибок»

2. Дыхательное упражнение «Гороховые гонки»

3. Пальчиковая гимнастика «Наряжаем елку»

4. Обыгрывание ситуации «Новый год»

5. Пальчиковый театр «Теремок»

1. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

2. Выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка.  Горошины начинают  бег при помощи «ветра» из трубочек.

3.  Развитие пальчиковой моторики;

4. Учить изображать действия сказочных персонажей и зверей; расширение словаря по лексической теме.

 5.Формирование всех компонентов речи  и мелкой моторики через инсценировку сказки.

Тема

Январь

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

2 неделя

«В мире сказок»

1. Артикуляционная гимнастика «Язычок идет гулять», «Индюк».

2. Дыхательные упражнения «Чья фигурка дальше улетит»

3.  Пальчиковая игра «Про курочку Рябу»

4. Упражнение «Поймай звук»

5. Пальчиковый театр «Репка»

6. Дидактическая игра «Угадай сказку»

7. Отгадывание загадок по заданной лексической теме.

1.  Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.

2. Развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ.

3. Расширение, обогащение и активизация словаря по заданной теме.

 Развитие памяти и мелкой моторики;

4. Развитие фонематических процессов.

5. Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки;

6. Учить отгадывать сказки по иллюстрациям.

7. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

3 неделя

«Зимние забавы»

1. Артикуляционная сказка «Однажды в зимний день», «Часики», «Качели».

2. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

3.  Дыхательная игра «Футбол»

4. Составление рассказа-описания по сюжетной картине  и из личного опыта «Игры зимой»

5.  Игра «Громко-тихо»

6.  Объясни значение слов « СНЕГОПАД», «ГОЛОЛЕД ». Придумай предложения с этими словами.

1.  Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево, вверх-вниз.

2. Развитие памяти и мелкой моторики;

3. Чередование длительного плавного и сильного выдоха

4. Активизировать словарь по теме "Зимние забавы". Учить подбирать слова-признаки, слова-действия, сравнивать.

5. Развитие слухового внимания.

6. Расширять словарь детей и знания по заданной теме.

4 неделя

«Профессии»

1. Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Грибок», «Парус».

2. Дыхательные упражнения «Новогодние трубочки — шутки».

3. Физминутка  "Мы работали, устали"

4. Речевая игра с мячом  «Кто  чем занимается?»

Д/И «Четвертый лишний»

(по заданной теме)

5. Игра «Кому, что нужно для  работы?»

(Повару для работы  нужна -  кастрюля

Машинисту – поезд

Водителю – машина

Строителю  – инструменты и т.д.)

6. Д/И «Веселый счет»

(1 повар – 2 повара - 5поваров,

1 дом – 2 дома – 5 домов и т.д.) 

1.  Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

2. Развитие длительного плавного и сильного выдоха.  Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

3. Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

4. Активизация словаря по лексической теме: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости;

5.  Употребление слов в Дательном падеже. Расширение глагольного словаря.

6. Согласование числительного с существительным.

Тема

Февраль

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

1 неделя

«Мебель»

1. Артикуляционная гимнастика «Накажем  непослушный язычок»

2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

3. Дыхательное упражнен. « Кораблик»

4.  Игра «Испорченный телефон»

5.  Игра «Какая это мебель? Для чего?»

( Кухонная  – для кухни, Спальная  – для спальни и т.д. )

6.  Загадки по теме.

7.  Игра «Без чего не бывает?»

(Стула без спинки, стола без ножек ,

Шкафа без дверей , т.д.)

8. Чистоговорки на заданный звук.

1.  Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; способствовать расслаблению мышц языка.

2.  Развитие памяти и мелкой моторики;

3. Учить чередованию  сильного и длительного плавного выдоха.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5.  Образование прилагательных;

6. Расширение, обогащение словаря по лексической теме. Учить отгадывать загадки;

7. Употребление падежных конструкций. Развитие памяти, внимания.

8. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

2 неделя

«Материалы и инструменты»

1. Артикуляционная гимнастика

 «Часики»,  «Качели».

2. Упражнение  "Выложи из палочек"

3. Дыхат. упражнение  «Вертушка»

4. Игра «Правильно- неправильно»

5. Составление простых предложений по демонстрации действий «Подбери действия». (Пилой - что делают?

Лопатой – что делают? и т.д.)

6. Игра «Один-много» (У меня один топор, а у тебя много топоров  и т.д.)

1. Продолжать выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.

2. Формировать элементарные математические представления в знакомстве с геометрическими фигурами, цветом. Развивать мелкую моторику рук.

3. Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Развивать связную речь (по заданной теме), мышление, координацию движений.

6.Употребление Родительного падежа.

3 неделя

«Защитники Отечества»

1. Артикуляционная гимнастика: чередование «Слоник- лягушка»

2.Дыхат.упражнение «Мыльный пузырь»

3.  Игра «Слушай и выбирай»

4. Составление простых предложений по демонстрации действий : игра «Что делают?»

5. Игра «Кому это нужно для службы?»

(Танк – танкисту, самолет – летчику, автомат – солдату и т.д.)

1.  Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

2. Развитие направленного,  длительного, плавного выдоха; активизация губных мышц.

3. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4.  Развивать связную речь, мышление, общую моторику, ловкость, координацию движений.

5. Закрепление знаний о военных профессиях.

4 неделя

«Продукты питания»

1. Артикуляционная гимнастика «Барабанщик», «Дятел».

2. Дыхательное упражнение «Горка»

3.  Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Про курочку Рябу»

4. Игра «Какое слово отличается?»

5. Игра «Жадина»

 (Это МОЙ хлеб, это МОЯ булочка, это МОЕ молоко и т.д.)

6. Чистоговорки на заданный звук.

7. Игра «Из чего – какой?»

(Масло из кукурузы- кукурузное,

Каша из гречневой крупы – гречневая и т.д. )

1. Подготовка артикуляционного аппарата для  вызывания звука [р] и вибрации кончика языка.

2.  Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки

3. Развитие памяти, связной речи  и мелкой моторики;

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Согласование существительного с местоимением.

 6. Автоматизация поставленных звуков.

7.  Учить словообразованию. Образование прилагательных;

Тема

Март

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

1 неделя

«Весна. Приметы весны»

1. Артикуляционная гимнастика  «Маляр», «Грибок», «Парус».

2. Использование Су-Джок терапии.

Пальчиковая игра "Черепаха".

3. Дыхат. упражнения «Дует ветер»

4. Игра « Одиннаковые или разные?»

5. Речевая игра «Ответь правильно»

(Весна какая?- ранняя ,теплая , ветреная      Солнце какое?-…

Солнце весной что делает?-…

Ручьи что делают?-…)

 6. Речевая игра «Скажи наоборот»

(Зимой снег чистый, а весной-…

Зимой дни холодные, а весной-…

Зимой солнце тусклое, а весной-…)

1. Растянуть подъязычную связку для звуков

 [ р ], [ л ], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.

2. Стимуляция высокоактивных точек , расположенных на кистях рук и речевых областей;  Развитие памяти и мелкой моторики;

3. Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Активизация словаря по лексической теме. Употребление слов-признаков, слов-действий. Учить отвечать полным предложением;

6. Употребление слов с противоположным значением.

2 неделя

«8 Марта – Женский день»

1. Артикуляционная гимнастика  «Парус поднимается», «Грибок»

2."Игры с прищепками"

Пальчиковая игра «Наши мамы»

3. Дыхательное упражнение «Вертушка»

4. Игра «Похлопаем»

5. Речевая игра «Назови ласково»

(Мама-мамочка, папа- папочка, брат-братик, сестра-сестричка)

6. Д/И  «Расскажи, какая твоя мама»

1. Подготовка верхнего подъема языка для звуков

[ р ], [ л ].

2.  Развитие мелкой моторики (тонких движений рук) , памяти и речи;

3. Развитие длительного плавного выдоха;

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Расширение и обогащение словаря по лексической теме. Употребление уменьшительно- ласкательных суффиксов.

6. Учить составлять рассказ-описание, использовать в речи распространенные предложения.

3 неделя

«Посуда»

1. Артикуляционные упражнения «Холодный ветер», «Горка»

2. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Кот, петух и лиса»

3. Дыхат. упражнение «Песня ветра»

4. Игра «Что лишнее?»

5. Д/ И «Какая у нас есть посуда?»

(Чайная, столовая, кухонная)

6 Речевая игра  «Где живут продукты?»

(Салат- в салатнице, сахар- в сахарнице суп в супнице, хлеб- в хлебнице и т.д.)

7. Д/И «Веселый счет» (1 чайник- 2чайника- 5чайников и т.д.)

1. Закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [ с ] по подражанию.

2.  Развитие памяти и мелкой моторики;

3. Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Активизация и обогащение словаря по лексической теме.

6. Учить правильно употреблять в речи предлоги.

7. Согласование числительного с существительным.

4 неделя

«Электроприборы»

1. Артикуляционные упражнения «Мост», «Киска сердится»

2. Пальчиковая игра «Что за шум на этой кухне?»

3. Дых.упражнение «Катись карандаш»

4. Игра «Инопланетянин»

5.Речевая игра «Назови одним словом»

(Пыль сосет – пылесос , кофе мелет -…,

мясо рубит -, сок выжимает -.. и т.д.)

 6. Д/И «Для чего нужны эти предметы?» (холодильник, миксер, телефон, компьютер и т.д.)

1. Выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

2. Развитие памяти и мелкой моторики;

3. Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Расширение, обогащение и активизация словаря по лексической теме. Обучение словообразованию.

6. Развитие связной речи ,  учить описывать предметы из личного опыта.

Тема

Апрель

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

1 неделя

«Животные жарких стран»

1. Артикуляционная гимнастика «Пароход» «Пароход гудит» «Зоопарк».

2. Использование Су-Джок терапии: массаж пальцев  кистей рук эластичным кольцом.

3. Дыхательное упражнение  «Весёлые шарики»

4. Игра «Что просит мышка?»

5. Речевое упражнение «Подбирай и называй» ( Жираф какой?, что делает? Слон , Лев ,Тигр и т.д. )

6. Отгадать загадки (на материале заданной темы)

1. Подготовка артикуляции для звука [ л ].

Вызвать звук [ л ] смешанным способом.

развитие движений органов артикуляционного аппарата;

2. Стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук.

3. Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5 Активизация словаря по лексической теме. Употребление слов-признаков, слов-действий.

6. Развитие памяти, логического мышления, речи.

2 неделя

«Игрушки»

1. Артикуляционная гимнастика «Приклей конфетку», «Грибок»

2. Пальчиковая гимнастика «Игрушки», «Выложи из палочек»

3.  Дыхательное упражнение «Воздушные шарики»

4. Игра «Доскажи словечко»

5. Речевая игра «Расскажи-ка»

 ( Это мяч . Он разноцветный.  Мяч круглой формы и . т.д.)

1. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

2. Развитие пальчиковой моторики;  знакомство с геометрическими фигурами, цветом.

3. Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5.  Расширение объема словаря по лексической теме, уточнение представлений о признаках предметов. Обучение составлению рассказа-описания по наглядному плану.

3 неделя

«Перелетные птицы»

1. Артикуляционная  гимнастика «Барабан», «Дятел»

2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели к нам грачи»

3. Дыхат.упражнение « Плыви , рыбка!»

4. Игра «Звук заблудился»

5. Речевая игра «Рассмотри и назови»

(по лексической теме)

6. Речевая игра «Чьи крылья?»

(У журавля – журавлиные , у гуся -…,

у утки-…, у ласточки-… и т.д.)

1. Укрепление мышц артикуляционного аппарата; подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.

2. Развитие пальчиковой моторики;

3. Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Расширение объема словаря по лексической теме, уточнение представлений о признаках птиц.

 6. Употребление падежных конструкций, развитие связной речи.

4 неделя

«Транспорт»

1. Артикуляционная  гимнастика «Барабан», «Дятел»

2. Комплекс  пальчиковых упражнений
«Транспорт»

3. Дыхательное упражнение «Уточки»

4. Игра «Поймай слово»

5. Отгадывание загадок ; вспомнить и  назвать  виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный)

6. Речевая игра  «Скажи наоборот»

( Поезд длинный , а автобус…

Самолет быстрый , а пароход…)

7.  Д/И «Из чего – какой?»

( Дверца из металла -металлическая

Ручка из пластмассы -… и т.д.)

1. Формировать вибрацию кончика языка для звука [р].  Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

2. Развитие пальчиковой моторики;

3. Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Расширение , обогащение словаря по лексической теме.

6. Употребление слов-антонимов.

7. Закрепление навыков словоизменения, словообразования.

Тема

Май

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

1 неделя

«Насекомые»

1. Артикуляционная гимнастика  «Божья коровка» «Пулемёт», «Комар»

2. Пальчиковая гимнастика  «Паучок» ; «Выложи из палочек»

3. Упражнение «Звукоподражания насекомым»; дыхательная гимнастика «Бульки»;

4. Игра «Найди звук»

5. Загадки (на материале лексической темы)

6. Речевая игра «Скажи- какой? Что делает?»

(Бабочка какая?- красивая, разноцветная и т.д. ЖУК, КОМАР, ОСА

Бабочка что делает? – летает, порхает и т.д. ЖУК, МУХА, ГУСЕНИЦА )

1. Закрепить вибрацию кончика языка для звука [р],  вызывание звука [з ].

2. Развитие пальчиковой моторики; знакомство с геометрическими фигурами.

3. Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте; развитие сильного ротового выдоха.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5. Расширение и обогащение словаря по лексической теме; развитие памяти и логического мышления.

6. Образование и употребление слов-признаков, слов-действий.

2 неделя

«Школьные принадлежности»

1. Артикуляционные упражнения «Слоник» - «Лягушка»

2. Пальчиковая гимнастика «В портфеле»

3. Дыхательная гимнастика «Свистки»

4. Игра «Отстукивание слогов»

5. Речевая игра «Сосчитай до 5»

(1ручка - 2ручки - 5ручек и т.д.)

6. Загадки (на материале лексической темы)

7. Игра «Подскажи словечко»

( Ручка нужна,  чтобы…

Книга нужна,  чтобы…)

8. Речевая игра «Четвертый лишний»

(Карандаш- ручка-мяч-пенал) и т.д.

1. Продолжать добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

2. Развитие памяти и мелкой моторики;

3. Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

4. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

5.  Активизация словаря по лексической теме. Согласование существительных с числительными.

6. Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;

7. Учить дополнять предложения.

8. Развитие памяти и логического мышления.

3 неделя

«Первоцветы»

1. Артикуляционная гимнастика «Цокает лошадка»

2. Пальчиковая гимнастика «Цветы»; Массаж пальцев эластичным кольцом.

3. Загадки( на  материале лексической темы)

4. Дидактическая игра «Назови цветы правильно»

5. Объясни словечко «ПОДСНЕЖНИК, ПЕРВОЦВЕТ»

6. Упражнение «Расскажи-ка»

(Название цветка; Цвет; Части цветка; Где растет;)

1. Выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

2.  Развитие пальчиковой моторики; Стимуляция высокоактивных точек , расположенных на кистях рук

3. Расширение и активизация словаря по лексической теме. Учить отгадывать загадки и объяснять ответ.

4. Развитие памяти и словарного запаса.

5. Развитие логического мышления.

6. Составление рассказа-описания по наглядному плану.

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

Основные цели и задачи:

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,

монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

•изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,   развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

•знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

•информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

•создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

•привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

•поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1  Особенности организации предметно – пространственной среды

Важнейшим условием реализации основной общеобразовательной программы  является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Используются на занятии: развитие мелкой моторики и пальцев рук (Су-Джок), дидактические игры по формированию правильной воздушной струи, дидактические игры для формирования фонематических процессов, упражнения артикуляционной гимнастики.

3.2  Материально – техническое обеспечение

  • учебные пособия и другие тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.);
  • методические разработки (рекомендации).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: АСТ:Астрель; Транзиткнига, 2006.

3. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Волгоград, 2011г.

4. Колесников Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: АКАЛИС, 1999.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

7. Косинова Е.М.Учимся правильно говорить. М.: «РОСМЭН», 2008г.

8. Ладутько Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа»: Содействие, 2010.

9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М., Изд. ВЛАДОС, 2002.

10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. – М.: Мозаика-синтез, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования детей дошкольного возраста «Солёные завитушки»

Цель программы: создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.Задачи:1) Обучать приемам лепки из соленого теста  пр...

Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...

Программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный шахматист"

Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Прежде всего шахматы - это прекрасный ...

Программа кружка дополнительного образования "Шахматы" для детей старшего дошкольного возраста

Представлена программа для ведения кружка "Шахматы" в условиях дошкольной образовательной организации....

Программа кружка дополнительного образования Бумажная фантазия. Для детей старшего возраста.

На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а прост...