"Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ"
проект (старшая группа)
Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе»
АКТУАЛЬНОСТЬ проекта: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К. Е. Тимирязев.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный.
· Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
· Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности
· Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
· Определить эффективность проведенной работы
· Провести анализ полученных результатов.
Опыт « Волшебное сито»
Задачи: познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.
Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, манная и рис, песок, мелкие камешки.
Описание. К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей гор манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она не> уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?
• Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотри
те, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые
могут помочь нам? Замечаем, что возле деда Зная лежит cито? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску?
Красная Шапочка рассматривает очищенную манку,
благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»
• Найдем вещества у нас в лаборатории, которые
просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешек
отделить песок от камешков? Дети самостоятельно
просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось. Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке
Опыт «Дождевые облака».
Цель: развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- углублять представления детей о неживой природе;
- расширять представление о круговороте воды в природе;
- формировать умение наблюдать, делать вывод;
Развивающие:
- развивать мышление, внимание, наблюдательность;
Воспитывающие:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Дети сидят за столом. Перед каждым ребенком стоит банка (стакан) с водой, сверху пена для бритья.
Воспитатель:- Дети, мне очень нравится одна песня. Я хочу, чтоб вы послушали и сказали про что она.
Звучит 1 куплет из песни «Облака-белогривые лошадки».
Дети :- Эта песня про облака.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Я знаю вот какое стихотворение про облака. Послушайте.
Облака, облака: пышные, белые!
Расскажите, облака, из чего вас сделали?
Может вас, облака, делали из молока?
Может быть из мела? Может быть из ваты?
Может быть из белой, из бумаги мятой?
- Никогда! Никогда!- отвечали облака.
- Никогда не делали нас из молока!
Мы дождевые, мы снеговые.
Если летом плывем –
Мы с собой грозу несем.
Если мы плывем зимою-
Мы пургу несем с собою.
Вот какие мы!. (И. Мазнин).
Воспитатель :- Ребята, посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.
- Дети, посмотрите на свои облака и скажите, какие они? (Белые, пушистые, легкие, мягкие)
- Закончите предложение « Облака легкие как ….(пух, вата, перышко).
Воспитатель: -Молодцы! Дети, я вам расскажу почему идет дождь. Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь- это вода, выпадающая из облаков на землю.
- Мы сейчас посмотрим как это происходит. Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком. Что мы видим? Капля прошла через облако и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
Дети наблюдают опыт. Еще капают на облако. Наблюдают за окрашенными каплями.
Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в игру «Круговорот воды».
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что мы с вами большая лужа. Лужа может быть разной формы: круглая, овальная. Давайте покажем разные лужи. Вот нашу лужу стало пригревать солнышко (присесть). Вода в луже начала нагреваться и пары стали подниматься вверх (подняться стать на носочки), им стало тепло и они разлетелись в разные стороны (разбежались). Но летя все выше, им становилось холодно (обнять себя), капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака (соединиться в облако). Капелек стало много, они пролились на землю дождем (Присесть).
«Употребление растениями воды»
Цель: узнать опытным путём пьют ли растения воду?
Ребенку сложно объяснить, как растения пьют воду, поэтому поставьте перед детьми 4 вазы, наполненные водой. В 3 из 4 ваз налейте подкрашенную воду, а после поместите в них по одинаковому цветку (лучше, если лепестки цветков будут иметь светлый оттенок, в идеале белый). Через несколько дней наблюдений дети увидят, что лепестки поменяли цвет во всех вазах кроме самой первой. Но это вовсе не будет означать, что в четвертой вазе цветок «не пил» воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...