Отчёт по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста»
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
воспитателя
Гафурьяновой А.Р
за 2016 - 2017учебный год
Работа начата: 01.09.2016 г.
Завершение работы: 31.05.2017 г.
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Уровень развития речи детей дошкольного возраста является одним из условий успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие речи у детей дошкольного возраста».
Планируя работу над темой, определила для себя следующую цель:
- повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- разработать перспективный план реализации проблемной темы;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
- представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.
В результате работы над темой самообразования, разработала:
- картотеку дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников;
- картотеку артикуляционной гимнастики;
- картотеку дыхательных упражнений;
- картотеку пальчиковых игр;
- памятку для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- лэпбук по развитию речи «Речевичек»
- выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.
Этапы:
1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Была проведена следующая работа:
Практические выходы:
Месяцы | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
сентябрь | Анализ проблемы. Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи. | Консультация для педагогов «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». | Анкетирование родителей |
октябрь | Изучение литературы по теме. Повышение компетентности. Подбор литературы в соответствии с программой для чтения в режимных моментах. Чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества | Консультация для педагогов «Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста». | Консультация «Уровень развития речи детей 4-5 лет» Памятка «Условия для успешного речевого развития» |
ноябрь | Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей: «Четвертый лишний», «Посчитай», «Скажи наоборот (подбор антонимов), «Подбери слово», «Большой, маленький» и т.д. Индивидуальная работа. Формирование грамматического строя речи | Создание картотеки для педагогов «Дидактические игры, проблемные ситуации для работы по технологии ТРИЗ | Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями. |
декабрь | Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д. | Выступление с темой: «Изготовление дидактических игр из подручных материалов и их использование в речи детей 3-4 лет» | |
январь | Показ театрализованного представления по сказке «Курочка ряба», «Репка», «Колобок». Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра. | Консультация для педагогов «использование сюжетно- ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста». | Выступление на родительском собрании с темой: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех» |
февраль | Составление описательного рассказа по образцу воспитателя. Обучение составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни). | Консультация для педагогов «Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка» | «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» |
март | Заучивание стихотворений, разучивание песен, обыгрывание сказок, театральных миниатюр. Пересказы с использованием мнемотаблиц | Презентация «Нетрадиционные способы заучивания стихотворений» (с использованием мнемотаблиц) | Индивидуальные беседы и консультации с родителями. |
апрель | Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. | Обмен опытом с коллегами. | Оформление стенда в приемной «Советы логопеда» |
май | Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим» | Выступление на заседании методического объединения по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. |
Выводы:
Диагностика развития речи детей на конец учебного года показала положительную динамику. У воспитанников усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь, обогатился словарный запас. Много времени уделяли развитию грамматической стороны речи, работали над фонематическими нарушениями, развивали память и логическое мышление. Ежедневно проводили артикуляционную и пальчиковые гимнастику. В режимных моментах планировали чтение художественной литературы, знакомили с произведениями устного народного творчества, работали над выразительностью речи. В дальнейшем планируем продолжать работу по составлению рассказов и пересказа с использованием мнемотаблиц, поскольку детям данная техника очень понравилась.
В следующем учебном году будем уделять больше времени театрализации, так как с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованой деятельности"
Автор: Астапова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОБУ №17 г. Минусинск План по самообразованию на 2012 – 2013 уч. год. (Подготовительная логопедическая группа) Тема: Развитие ...
План по самообразованию Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованой деятельности
План по самообразованию Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованой деятельностиЕлена Гребенщикова План по самообразованию Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализовано...
Отчёт по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»
Отчёт по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»...
Самообразование:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество "
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений татарского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народно...
Самообразование " Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических и развивающих игр"
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Тополёк» МО Ясненский городской округ Индивидуальный план работы по самообразов...
Отчёт по самообразованию "Развитие речи детей среднего возраста через театрализованную деятельность"
Отчёт по самообразованию "Развитие речи детей среднего возраста через театрализованную деятельность"...