Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Мастера и рукодельницы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Токписева Галина Валерьевна

 Дети на занятии знакомятся с истоками мастерства (любовь к делу, смекалка, терпение, усердие, наблюдательность) в русской народной традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Мастера и рукодельницы»

Цель: осознание детьми истоков мастерства (любовь к делу, смекалка, терпение, усердие, наблюдательность) в русской народной традиции.

 Программное содержание: Продолжить знакомить детей с традиционным русским народным костюмом, с его составными частями, декоративными элементами. Обогащать словарный запас за счёт сравнения одежды мужчин и женщин, а также малых форм устного народного творчества. Развивать способность воспринимать реальную действительность и способность ее отображать в художественной литературе. Приобщать к социально - нравственным ценностям. Развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов. Расширять интерес к национальной культуре.

Ход занятия:

  1. Подготовительный этап. Работа в круге.

- Во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. И это не удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Именно радость труда побуждала людей встать на путь мастерства.

- Кого считали на Руси мастером своего дела (талантливые и любящие своё дело мастеров).

- А какие мастера существовали на Руси? (гончары, кожевники, столяры, плотники, кузнецы)

- А кто такие рукодельницы? (выполняют своими руками вышивают, шьют плетут, ткут, прядут и пекут)

- А как они выполняют свою работу? (с любовью, с радостью в сердце)

Радость труда, побуждает людей, талантливых в деле, вставать на путь мастерства.

Мы с вами познакомились со сказом П. П. Бажова «Каменный цветок»

- Кто считался мастером своего дела в сказе «Каменный цветок»? (Провопьич)

-мастером какого дела он был? (мастер по камню малахиту)

- Кого приметил Прокопьич из всех ребят, которых присылали к нему для учения? (Данилко)

- Какие качества помогли Данилушке стать настоящим мастером? Смекалка, Терпение, Усердие, Любовь к своему делу, Наблюдательность

- Во всех профессиях необходимо старание и терпение, а также мастерство особенно в умении шить одежду.

- Каждая профессия важна и уважаема. Сейчас мы с вами поиграем в игру  «Угадай мастера.»  Ведущий показывает движения, вы угадываете и повторяете его движения.

(Физминутка).

- На последней карточке вы угадали умение мастериц шить. Мы с вами знаем, что одежда в старину была простой и удобной. Шили ее из льняного полотна и домотканой шерстяной материи. Забот у хозяйки хватало. Не успеешь, лен обработать, шерсть напрясть – люди засмеют, скажут: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

-Вот посмотрите и скажите, чем женская одежда отличается от мужской?

- Это женская рубаха. Она длинная, до полу. Впереди на женской рубахе посередине горловины разрез. Низ рубахи, рукава и горловина украшены вышивкой.

  Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек состояла из одной рубашонки. Интересен тот факт, что сшитой не их нового полотна, а, обязательно, из старой одежды родителей. Считалось, что такая рубаха убережет малыша от порчи и сглаза, недоброго колдовства. В народе так говаривали: «Не поносишь старого - не поносишь и нового». Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить

рубаху судили о мастерице. «Каков мастер - такова и работа»

 Её носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные.

 Мужская рубаха корче женской, только до колен. А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен берет начало выражение «работать спустя рукава», то есть плохо, кое- как. Кроме того, у старинной рубахи разрез расположен сбоку. Поэтому такую рубаху называли косовороткой.

- Наши предки многое могли узнать о чужом человеке, посмотрев на его костюм: откуда он родом, богатый или бедный, замужем женщина или нет. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь. Для рубах они растили замечательную траву – лен и из него делали ниточки, из ниточек – полотно, поэтому можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали». 

- А сейчас предлагаю вам выполнить работу в паре. Чтобы разделиться на пары каждый из вас подойдет к столу и выберет одну из карточек. На каждой карточке изображено половина русского народного костюма. Найдите вторую половину и так поймете с кем вы будете работать.

- Внимательно рассмотрите иллюстрации, послушайте друг друга и придите к решению. На листе проследите путь от зернышка до рубашки. Расставьте цифры в нужной последовательности рядом с иллюстрациями изготовления рубахи.

- Договоритесь и решите в паре, кто будет рассказывать о проделанной работе.

Выступления детей. На экране задание для детей. Дети рассказывают и показывают последовательность изготовления рубахи.

- Сегодня вы назвали много разных дел, в которых необходимы мастерство. А вам в каком деле потребовалось старание и терпение. Мастерами славен труд. Рукоделье и мастерство сейчас ценится больше всего.

Рефлексия: - Что вам понравилось в ходе работы в паре? - Каким мастерством вы хотели бы овладеть? Почему?

 Педагог благодарит всех детей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Как мышка перехитрила кошку»

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНКАМ     С  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РАЗВИВАЮЩИМСЯ ДЕЙСТВИЕМ                ...

конспект занятия в подготовительной группе.тема: Золотая осень.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТЕМА: « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»Воспитатель: ВАНИНА. Е.В.Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1 Учить...

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой Белорецк»

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Любимым городом является то место, где человек родился, где промчалось детство, ведь именно с детством, возникают самые добрые восп...

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: "Составление сказки" Образовательная область "Коммуникация"

Конспект НОД .Подготовительная к школе группа. Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество"...

Конспект занятия в подготовительной группе: тема: «Путешествие в город профессий»

Программное содержание: Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий;Расширять и конкретизировать представления о профессиях (библиотекарь, художник, автослесарь, кондитер, лесничий, ар...

Конспект НОД подготовительная группа Тема "Мастера и рукодельницы"

Конспект НОД в подготовительной группе (программа "Социокультурные истоки")Тема: «Мастера и рукодельницы»Воспитатель: Журлинская Татьяна Владимировна. 2023 годЦель: приобщен...