Особенности характера как психологического явления
статья (средняя группа)

Павлова Ирина Витальевна

Особенности характера как психологического явления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_haraktera_kak_psihologicheskogo_yavleniya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности характера как психологического явления

        Характер в переводе с греческого означает "чеканка", "печать".         О характере человека, его чертах можно судить только по его поведению. Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к себе, к другим, к вещам (предметам), к деятельности.         

        Каждая эпоха порождает свои характеры. Типичные черты характера определяются теми историческими условиями, в которых живет человек. Индивидуальное же своеобразие характера порождается неповторимыми ситуациями, в которых проходит жизнь человека, его воспитание. Древнейшая из известных типологий характеров, основанная на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру   (XXX в. до н. э.).

В российской психологии  основы учения о характере были заложены А. Ф. Лазурским  , трактовавшим характер как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 50-е гг. XIX в. характер отождествлялся с индивидуально-своеобразным в личности в противоположность социально-типичному.[2]

Новый всплеск интереса к проблеме характера возник в 80-е гг. XIX в., когда ряд авторов начал рассматривать его как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского  , противопоставившего традиционной идее характера, как неизменного типа, представление о нем, как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.[1 стр.275 ]

Считается, что физиологической основой характера является динамический стереотип.

Динамический стереотип – это система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.

Особенностью динамического стереотипа является то, что он определяется не только видом раздражителя, но и обстановкой, ситуацией. Это означает, что на один и тот же раздражитель в разных ситуациях организм отвечает разными реакциями. Данное явление называется переключением. Суть его заключается в том, что в зависимости от обстановки центральная нервная система имеет разное функциональное состояние.

Само выражение «динамический стереотип» может показаться двусмысленным: если «динамический» означает «изменяющийся», то с понятием «стереотип» ассоциируется устойчивость, постоянство.

Сходство этих физиологических характеристик с проявлениями характера человека заключается в следующем:

– они стереотипны, шаблонны для данного индивида;

– в зависимости от обстановки в ответ на одни и те же раздражители человек обнаруживает разные стереотипные реакции;

– эти физиологические характеристики, как и характер человека, чрезвычайно устойчивы, постоянны. Таким образом, физиологическая основа характера – это сплав сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, и типа нервной деятельности.

        К характеру непосредственно не относятся те устойчивые свойства человека, которые обуславливают эффективность его деятельности. Характер включает только те устойчивые особенности, которые определяют направленность человека, его отношения. Свойства и устойчивые отношения человека иначе называют чертами характера. 
        Структура характера включает четыре группы черт.

         К первой группе относятся те черты, в которых проявляется направленность личности:
— отношения к другим людям
— отношения к самому себе

— отношение к деятельности

— отношение вещам, предметам

        К другой группе черт характера относятся волевые черты, которые определяют умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с теми или иными принципами:
— положительные (целенаправленность, настойчивость, решительность, выдержка, упорство, храбрость и др.);
— отрицательные (нерешительность, упрямство, трусость).
В зависимости от степени развития волевых черт выделяют сильные и слабые характеры. Слабохарактерность — отрицательное качество, даже если оно сочетается с высокой социальной активностью и общественной направленностью личности.

        Эмоциональные черты также можно разделить на

- положительные (нежность, страстность, оптимизм);

- отрицательные (вспыльчивость, холодность, раздражительность, тревожность, азартность и др.)

        К интеллектуальным чертам характера относится критичность, гибкость, находчивость, любознательность, самостоятельность и др

Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека.

Черты характера побуждают человека действовать определенным образом, иной раз вопреки обстоятельствам, то они лучше всего обнаруживаются в трудные минуты жизни.

Сензитивным  периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими людьми, та и со сверстниками.[4 стр.580]. Раньше других в характере человека закладываются такие черты как доброта, отзывчивость, а также противоположные эгоистичность, безразличие. Ребёнок с самого раннего детства учится различать что такое хорошо и что такое плохо, следовать принятым в обществе нормам  морали и нравственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА...

Особенности характера дошкольника

Консультация для родителей...

«Характеристика и особенности одарённых детей, как проблема и психологическое явление».

Понятие «одарённый ребёнок» - это ребенок,  который  выделяется  яркими,  очевидными,  иногда  выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для ...

"Особенности характера ребенка"

Статья полезна внимательным родителям, для которых важно как развивается и какой ребенок у них растет.Возможно будет полезна воспитателям,готовящим родительское собрание по этой теме....

Статья. Эмоциональная сфера как психологическое явление

Эмоциональная сфера как психологическое явление....

Особенности характера как психологического явления

Особенности характера как психологического явления...