Продолжаем знакомиться с бурятскими национальными играми и обычаями
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Инкина Инна Владимировна

       Как уже известно к нам в детский сад раз в неделю приходит преподаватель из центра «Баяр» и мы с детьми продолжаем знакомиться и узнавать о бурятских традициях, играх и тд..

Бурятский народ богат своей историей, культурой, национальными традициями. Он на протяжении многих столетий создавал своё самобытное искусство. Основы добра, справедливости, любви к народу, к его культуре закладываются в детстве. Чтобы не терять своей самобытности, надо постоянно обращаться к культуре бурятского народа. Всё это сохраняется и передаётся нам, детям, через устное народное творчество - фольклор, в котором отражены национальные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryat.nats_.igry_na_sayt.docx340.81 КБ

Предварительный просмотр:

Продолжаем знакомиться с бурятскими национальными играми и обычаями

       Как уже известно к нам в детский сад раз в неделю приходит преподаватель из центра «Баяр» и мы с детьми продолжаем знакомиться и узнавать о бурятских традициях, играх и тд..

Бурятский народ богат своей историей, культурой, национальными традициями. Он на протяжении многих столетий создавал своё самобытное искусство. Основы добра, справедливости, любви к народу, к его культуре закладываются в детстве. Чтобы не терять своей самобытности, надо постоянно обращаться к культуре бурятского народа. Всё это сохраняется и передаётся нам, детям, через устное народное творчество - фольклор, в котором отражены национальные особенности.

Это помогает вырастить юной смене умной, доброй, смелой, трудолюбивой, любящей свой народ, свои традиции. Поэтому нужно рассказать об одной самой интересной традиции- бурятские народные игры. Через них не забываются корни и не разрывается связь времен и поколений.

Наиболее популярным и распространенным видом массового развлечения, всех монголоязычных племен были игры в «Шагай наадан», в переводе бараньи кости.

Шагай наадан

Эта игра является отражением основного занятия народа - скотоводчества,поэтому бараньи кости означают пять видов животных: 1) «Хонхо» (с выемкой) упавшие вогнутой стороной вверх - это козел. 2) «Бухэ» (горбатый, упавшие выпуклой стороной вверх - козел. 3) «Морин» (конь, упавшие нобок ровной стороной - лошадка. 4) «Ухэр» (крупный скот, упавшие набок резной стороной - бычок. 5) «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в сидячем положении - верблюд.

                     

 Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.      Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

      В первый день Нового года принято поздравлять и одаривать подарками родителей, дедушек и бабушек, при этом младшие по возрасту посещают старших с белыми и синими «хадаками». Существует традиция дарить всем гостям разноцветные хадаки, где каждый цвет имеет свою символику и свое значение.

«Хадак» - это широкая шелковая лента символ глубокого уважения, который вручается самым дорогим и почетным людям. Здесь же совершается старинный обряд «золгохо». При этом поздравлении младшие подают обе руки, снизу придерживая руки старших и тем самым оказывая уважение к старшими говорят: «Амармэндэ! Саган хараар».

 Различают хадаки голубого, белого, жёлтого, зелёного, красного цветов.

  • Голубой хадак -  цвет неба - символ гармонии, согласия и спокойствия.
  • Зелёный хадак «Самба» - символ благой активности и устранения любых препятствий, олицетворяет энергию развития и победу над злом.
  • Красный хадак  «Нанзат»- символизирует сохранность и безопасность, а также притягивает все благие качества, преподносят при чтении сутр удлинения жизни. Красный хадак символизирует домашний очаг, источник жизни, носитель счастья и солнца.
  • Жёлтый хадак - символ процветания Учения Будды, плодородия, умножения и достатка.
  • Белый хадак - символ изначальной чистоты, чистые помыслы, означает ясную мудрость, а также благие деяния и щедрость.

Воспитатель подготовительной группы: Инкина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Активизации методов и приемов по обучению бурятскому языку с использованием бурятского национального костюма»

Социализация детей дошкольного возраста в поликультурной среде через ознакомление с бурятским национальным костюмом....

Мастер-класс "Бурятские национальные игры"

Подвижные народные игры для детей – ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача (родителей, педагогов) – дать детям прикоснуться к наследию бурятской культуры, исп...

Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому: что заботило, ра...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ БУРЯТСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА – ТЕСТОПЛАСТИКИ. БУРЯТСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БЛЮДО - БУУЗЫ».

РАЙОННЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШИЙ МАСТЕР-КЛАСС ПЕДАГОГА ДОУ». РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Сюжетно-ролевая игра "Театр" .Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, работающих в театре.

Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей....