Отчет по самообразованию на тему «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2017-2019 г.
Составила:
Воспитатель
Гафурьянова Альфия Рамазановна
г. Мегион 2017г.
План работы по самообразованию на 2017 - 2019 год.
Воспитатель Гафурьянова Альфия Рамазановна МАДОУ №1 «Сказка»
Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Актуальность:
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Жизненная мудрость многих поколений отображается в пословицах, которые живут столетиями на страницах книг и на устах людей, от малого до старого. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди, которые их создали, огорчаются, потешаются, скучают, плачут и предостерегают. Пословицы - это моральная проповедь, созданная предками, способная пробудить чувства. Издавна известно, что сказка - это духовный хлеб. Образы Золушки и Красной Шапочки, доброго молодца и рыцаря побуждают детскую душу «трудиться», обогащают ее добром и мечтами. Иначе говоря, почти каждая сказка оказывает на детей терапевтическое и воспитательное влияние. Однако, мир вокруг нас постоянно меняется. Современное искусство, компьютерные игры, так же, как и общество в целом, довольно часто наполнены агрессией. С точки зрения на это, сказки должны вызывать у детей радостные, счастливые чувства и эмоции. И именно поэтому, воспитание сказкой особенно актуально на сегодняшний день.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Задачи:
- Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; положительное отношение ко всем людям.
- Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
- Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.
- Поощрять стремление ребёнка совершать добрые поступки.
- Развивать представления детей о понятиях «Добро» и «Зло», их важности в жизни людей.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знание правил вежливого общения.
- Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 года.
Дата окончания работы над темой: май 2019 года.
Основные формы работы:
1. Образовательная деятельность:
ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность:
дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность:
трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
4.Работа с родителями:
Консультация для родителей:
- «Нравственное воспитание детей».
- «Вежливость воспитывается вежливостью».
- «Добрые советы для родителей»
- Акция «Полечите книжку» (ремонт книг дома совместно родителей и детей).
Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
Этапы работы.
Первый этап. Целеполагание.
Приучение ребёнка к добру и укрепление его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело.
Дети узнают, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы, проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему. Учит детей добрым делам. Пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребёнку стать добрым
Второй этап. Разработка плана работы
1. Подбор методической литературы.
2. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций
4..Работа с родителями по взаимодействию в рамках программы.
5. Проведение СООД, бесед.
6. Подбор музыкального репертуара.
7. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
8. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью».
9. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».
Третий этап.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приёмы работы с детьми:демонстрация, рассказ, беседа, игры, рассказы, чтение
Перспективный план работы по самообразованию на 2017-2018 уч.г.
Сроки работы | Формы работы | Практический выход |
Октябрь | - Беседа «Добрые слова улучшают настроение». - Д/и «Путешествие по сказкам». - Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого». - Чтение А. Барто «Вовка - добрая душа». - Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников». | - Акция благотворительности «Подари детям книгу» (обогащение книжного уголка) - Лепка «Солнце счастья». - Выставка поделок из природного материала. |
- Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». - Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд». - Беседа «Что такое доброта». - Игровая ситуация «Ищем добрые слова». - Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников». | - Подборка материала в папку передвижку о русских народных обрядовых праздниках и обрядовых кукол - Аппликация «Подари прохожему улыбку». | |
Ноябрь | - Беседа «Почему нужно уметь уступать». - Словесная игра «Как помочь другому человеку». - Д/и «Хорошо плохо». - Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик». - П/и «Круг пожеланий и благодарений». - Слушание звуков природы. | - Аппликация из салфеток «Цветы для мамы». - Рисование «Цветик-семицветик». |
- Беседа «Добрый человек не оставит в беде». - Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки». - Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой». - Д/и «Хорошо - плохо». - Чтение Е. Благининой «Подарок». - Просмотр мультфильма «Крошка Енот». - Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей». | - Труд «Лечим книжки» (ремонт книг). - Рисование «Какого цвета доброта». | |
Декабрь | - Составление загадок о доброте. - Настольно - печатная игра собери картинку «Путешествие по сказкам». - Чтение сказки «Золушка». - С/р игра «Больница». - Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы». | - Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью». - Лепка «Добрый волшебник». - Труд «Наводим порядок в группе». |
- Беседа «Природа добрая и злая». - Д/и «Лови, бросай». - Чтение сказки «Морозко». - Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят». - П/и «Не сердись, улыбнись». - С/р игра «Спасатели». | - Рисование ладошкой «Два весёлых гуся». - Акция «Полечите книжку» (ремонт книг дома совместно родителей и детей). | |
Январь | - Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, «Дом, дом, открой свою тайну» - Д/и «Собери целое из частей» - Чтение: «Сказания и поверья русского народа»; | - Коллективная работа «Рождественская сказка» - Занятие (аппликация): «Рождественская звезда» |
- Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев. - Д/и «Лови - бросай». - Рассматривание книги «Правила поведения в детском саду». - Чтение пословиц и поговорок о добре. - Прослушивание песен о доброте. | - Репетиция постановки сказки «Репка». - Аппликация «Репка». | |
Февраль | - Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров» - Игровая ситуация «Утешаем куклу». - Беседа «Пожелаем друг другу доброе утро». - Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки» | - Оформление выставки детских работ «Страна доброты». Постановка сказки «Репка». - Фотовыставка «Наши добрые дела». |
- Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы». - П/и «Вежливые жмурки». Словесная игра «Комплименты». - Чтение В. Осеевой «Что легче?» | - Рисование расписных платочков. | |
Март | - Разучивание стихотворения «Доброе утро». - Прослушивание песни группы «Барбарики». «Доброта». - Беседа: «Никого роднее мамы в целом мире нет» | -Игровая ситуация «Помогаем другу в беде». |
- Речевая ситуация «Помощь котёнку». - Чтение сказки «Три сына - Беседа «Добрый или злой (оценить героя из мультфильма, сказки). | - Интервью с детьми «Что такое доброта». | |
Апрель | - Чтение сказки «Каменный цветок» - Чтение рассказа «О первом красном яичке» - Беседа: «Русский самовар и чаепитие на Руси. - Д.И «Разбитый чайник» - П/и «Муха-Цокотуха» | - Художественное творчество «Роспись яиц» - Лепка из соленого теста пряников, сушек; - Чайный вечер с родителями. - Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании» |
- Чтение рассказа И. Туричин «Человек заболел» - Д/и «Укрась кокошник» - С/И «Назови сказочного героя с необычным внешним видом» - П/и«Теремок» | - Консультация для родителей «Как подружить ребёнка с книгой» - Выставка рисунков и поделок «Пасха красная» - Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи» | |
Май | - Сказка на новый лад «Если бы я был волшебником» - Д/и «Найди ошибку» - Просмотр мультфильма «Зинина прогулка» - Чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом» | - Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании» - Викторина « С подсказкой и без» |
- П/и «Коза-дереза» - Д/и «Шкатулка со сказками» - Чтение стихов М. Яснова — «Пахнет варежка лошадкой», «Моя лошадка» , «Всё в порядке» - Просмотр мультфильма «Маленький пингвин» | - Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер» - «Блицконкурс «Вопросы с подвохом» - Игра – соревнование «Репка» |
Перспективный план работы по самообразованию на 2018-2019 уч.г.
Сроки работы | Формы работы | Практический выход |
Октябрь | - Беседа : «Какими могут быть добрые дела?» - Этюд «Скажи доброе слово другу». - П/и «Не сердись, улыбнись». - Просмотр серий из мультфильма про Лунтика. - Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников». - Беседа «К чему ведут ссоры». - Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте. - Чтение В. Осеевой «Добрые слова». - Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев. | - Семейный конкурс «А я придумал сказку» - Конструирование - из бумаги «Гирлянда добрых сердец». - Рисование «Сказочный лес» - Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей». |
Ноябрь | - Беседа «Добрые дела, я люблю трудиться». - Составление рассказа «Я помогаю дома». - Чтение сказки «Снежная королева». - Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты». - Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо». - Разучивание песенки из мультфильма «Крошка Енот». | - Конструирование из бумаги «Цветок добра». - Игра малой подвижности «Ручеёк». |
- Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту или, если он поступает неправильно». - Чтение В. Осеевой «Синие листья». - Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал». - Д/и «Скажи наоборот». - Составление рассказа «Почему добро побеждает зло». - П/и «Вежливые жмурки». | - Труд «Уход за комнатными растениями». - Рисование «Дерево с синими листьями». - Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции». - Привлечь родителей к изготовлению маскарадных костюмов к праздничным дням | |
Декабрь | - Пальчиковая гимнастика «Ты мой друг и я твой друг». - Чтение сказки «Красная шапочка». - Д/и «Назови ласково». - Разучивание стихотворения «Петушки». - Слушание звуков природы (звуки моря). | - Лепка «Красная шапочка». - Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц» |
- Ситуативный разговор «Чем порадовать друга». - Д/и «Путешествие по сказкам». - Чтение сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». - Просмотр мультфильма «Репка». | - Рисование ладошками «Солнышко лучистое улыбнулось весело». - Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы), | |
Январь | - Игра малой подвижности «Ручеёк». - Рассматривание сюжетных картинок «Труд взрослых». - Чтение С. Маршак «Ежели вы вежливы». - Чтение сказки «Золушка». - П/и «Найди свою пару и обнимись». | - Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции». - Труд - уход за комнатными растениями. - Рисование «Улыбчивая ромашка». - Репетиция сказки «Репка». |
Февраль Март | - Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». - Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика «Дорогою добра». - Д/и «Скажи наоборот». - Ситуативный разговор «Чем порадовать друга». | - Фотовыставка «Наши добрые дела». |
- Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии». - Чтение сказки «Два жадных медвежонка». - Проблемная ситуация «Карлсон, который не знает добрых слов». - Д/и «Оцени поступок». | - Рисование «Мой папа самый лучший». | |
- Словесная игра «Круг пожеланий». - Повторение песни «Дружба крепкая» из мультфильма «Крошка Енот». - Чтение А. Кузнецова «Подружки». | - Игровая ситуация «Почему Баба Яга злая и как ей помочь». | |
- П/и «Улыбнись не сердись». - Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой». - Чтение сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит». | - Оформление выставки детских работ «Страна доброты». | |
Апрель | - Д/и «Составь узор» - Игра «Удивительные превращения» - П/и «Волк и козлята» | - Папка –передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием» - Аппликация «Орнаменты для сарафана и кокошника» |
- П/и «Бармалей» - Д/и «Угадай сказку». - М/и «Чья песенка?» - Просмотр мультфильма «Весёлая карусель. Вредный совет» | - Развлечение «Мы за чаем не скучаем» - Папка передвижка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» для родителей. | |
Май | - Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» - Игра «Радиоведущий» - Беседа «Добрые слова улучшают настроение». - Музыкальная игра «Подбери движение» | - Кляксография «Цветные сказка» - Эстафета «Незнайка на воздушном шаре» - .Консультация «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков детей». |
- Чтение н р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть» - Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту или, если он поступает неправильно». - Игра «Волшебный» сундучок», загадки, - Русские народные игры «Как у дедушки Трифона», «Как у бабушки Ларисы» | Эстафета «Молодильные яблочки» - Изготовление открытки «Подарю подарок другу». - Буклет «Развиваем диалогическую речь ребёнка на прогулке, на кухне, на даче» |
Список литературы
1.Е.В.Баринова «Знакомство с вежливыми словами» - Ростов н/Д: Феникс, 2012г.
2. Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
3. Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
4. А.Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.
5. Л.М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.
6. Истоковедение, Том 5, Издание 5-е дополненное М. :, Издательский дом «Истоки», 2016. — 224с. Истоковедение
7. М., Издательский дом «Истоки», 2015–320с. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. М: Издательский дом «Истоки», 2015.
Интернет-ресурсы:
https://www.maam.ru/.
http://www.istoky-co.ru/main.php
https://nsportal.ru/user/386898/page/programma-sotsiokulturnye-istoki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное воспитание детей в рамках реализации ФГОС в ДОУ"
Консультация для родителей"...
Консультация для родителей. « Духовно-нравственное воспитание детей в рамках реализации ФГОС в ДОУ»
Старшая группа...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
«Продуктивное взаимодействие ДОУ с социальными институтами детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников в рамках реализации программы «Мир — прекрасное творение»
Детство – это важный период в жизни ребенка, когда воспитываются и формируются основные представления о семейном укладе и родной земле, об окружающей действительности.Наша задача сохранить все т...
План работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год По теме: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»»
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко....
План работы по самообразованию: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки» На 2022 – 2023 г.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...
Выступление на методическом часе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте реализации программы "Социокультурные истоки"
Выступление на методическом часе...