Отчет по самообразованию на тему «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
материал

Гафурьянова Альфия Рамазановна

2017-2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2017-2019g.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2017-2019 г.

Составила:

Воспитатель

Гафурьянова Альфия Рамазановна

г. Мегион 2017г.

План работы по самообразованию на 2017 - 2019 год.

Воспитатель Гафурьянова Альфия Рамазановна МАДОУ №1 «Сказка»

Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Актуальность:

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару  десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся,  в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей.

  Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Жизненная мудрость многих поколений отображается в пословицах, которые живут столетиями на страницах книг и на устах людей, от малого до старого. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди, которые их создали, огорчаются, потешаются, скучают, плачут и предостерегают. Пословицы - это моральная проповедь, созданная предками, способная пробудить чувства. Издавна известно, что сказка - это духовный хлеб. Образы Золушки и Красной Шапочки, доброго молодца и рыцаря побуждают детскую душу «трудиться», обогащают ее добром и мечтами. Иначе говоря, почти каждая сказка оказывает на детей терапевтическое и воспитательное влияние. Однако, мир вокруг нас постоянно меняется. Современное искусство, компьютерные игры, так же, как и общество в целом, довольно часто наполнены агрессией. С точки зрения на это, сказки должны вызывать у детей радостные, счастливые чувства и эмоции.   И именно поэтому, воспитание сказкой   особенно актуально на сегодняшний день.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

Задачи:

  • Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; положительное отношение ко всем людям.
  • Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
  • Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.
  • Поощрять стремление ребёнка совершать добрые поступки.
  • Развивать представления детей о понятиях «Добро» и  «Зло», их важности в жизни людей.
  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
  • Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
  • Закреплять знание правил вежливого общения.
  • Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 года.

Дата окончания работы над темой: май  2019  года.

Основные формы работы:

1. Образовательная деятельность:

ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

2. Совместная деятельность:

дидактические игры,  беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.

3. Самостоятельная деятельность:

трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

4.Работа с родителями:

Консультация для родителей:

  • «Нравственное воспитание детей».
  • «Вежливость воспитывается вежливостью».
  • «Добрые советы для родителей»
  • Акция «Полечите книжку» (ремонт книг дома совместно родителей и детей).

Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.

Этапы работы.

Первый этап.  Целеполагание.

Приучение ребёнка к добру и укрепление его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело.

Дети узнают, что добрый мир – это мир, в котором,  прежде всего, мы, проявляем доброе и заботливое  отношение ко всему окружающему. Учит детей добрым делам.  Пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребёнку стать добрым

Второй этап.  Разработка плана работы

1. Подбор методической литературы.

2. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.

3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций

4..Работа с родителями по взаимодействию в рамках программы.

5. Проведение  СООД, бесед.

6. Подбор музыкального репертуара.

7. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.

8. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью».

9. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».

Третий этап.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приёмы работы с детьми:демонстрация, рассказ, беседа, игры, рассказы, чтение

Перспективный план работы по самообразованию на 2017-2018 уч.г.

Сроки

 работы        

Формы работы

Практический выход

Октябрь

- Беседа «Добрые слова улучшают настроение».

- Д/и «Путешествие по сказкам».

- Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от  плохого».

- Чтение А. Барто «Вовка - добрая душа».

- Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».

- Акция благотворительности «Подари детям книгу» (обогащение книжного уголка)

- Лепка «Солнце счастья».

- Выставка поделок из природного материала.

- Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».

- Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд».

- Беседа «Что такое доброта».

- Игровая ситуация «Ищем добрые слова».

- Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».

- Подборка материала в папку передвижку о русских народных обрядовых праздниках и обрядовых кукол

- Аппликация «Подари прохожему улыбку».

Ноябрь

- Беседа «Почему нужно уметь уступать».

- Словесная игра «Как помочь другому человеку».

- Д/и «Хорошо плохо».

- Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик».

- П/и «Круг пожеланий и благодарений».

- Слушание звуков природы.

- Аппликация из салфеток «Цветы для мамы».

- Рисование «Цветик-семицветик».

- Беседа «Добрый человек не оставит в беде».

- Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки».

- Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».

- Д/и «Хорошо - плохо».

- Чтение Е. Благининой «Подарок».

- Просмотр мультфильма «Крошка Енот».

- Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей».

- Труд «Лечим книжки» (ремонт книг).

- Рисование «Какого цвета доброта».

Декабрь

- Составление загадок о доброте.

- Настольно - печатная игра собери картинку «Путешествие по сказкам».

- Чтение сказки «Золушка».

- С/р игра «Больница».

- Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы».

- Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью». - Лепка «Добрый волшебник».

- Труд «Наводим порядок в группе».

- Беседа «Природа добрая и злая».

- Д/и «Лови,  бросай».

- Чтение сказки «Морозко».

- Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».

- П/и «Не сердись, улыбнись».

- С/р игра «Спасатели».

- Рисование ладошкой «Два весёлых гуся».

- Акция «Полечите книжку» (ремонт книг дома совместно родителей и детей).

Январь

- Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, «Дом, дом, открой свою тайну»

- Д/и «Собери целое из частей»

- Чтение: «Сказания и поверья русского народа»;

- Коллективная работа «Рождественская сказка»

- Занятие (аппликация): «Рождественская звезда»

- Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.

- Д/и «Лови - бросай».

- Рассматривание книги «Правила поведения в детском саду».

- Чтение пословиц и поговорок о добре.

- Прослушивание песен о доброте.

- Репетиция постановки сказки «Репка».

- Аппликация «Репка».

Февраль

- Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров»

- Игровая ситуация «Утешаем куклу».

- Беседа «Пожелаем друг другу доброе утро».

- Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»

- Оформление выставки детских работ «Страна доброты».

Постановка сказки «Репка».

- Фотовыставка «Наши добрые дела».

- Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы».

- П/и «Вежливые жмурки». Словесная игра «Комплименты».

- Чтение В. Осеевой «Что легче?»

- Рисование расписных платочков.

Март

- Разучивание стихотворения «Доброе утро».

- Прослушивание песни группы «Барбарики». «Доброта».

- Беседа: «Никого роднее мамы в целом мире  нет»

-Игровая ситуация «Помогаем другу в беде».

- Речевая ситуация «Помощь котёнку».

- Чтение сказки «Три сына

- Беседа «Добрый или злой (оценить героя из мультфильма, сказки).

- Интервью с детьми «Что такое доброта».

Апрель

- Чтение сказки  «Каменный цветок»

- Чтение рассказа «О первом красном яичке»

- Беседа: «Русский самовар и чаепитие на Руси.

- Д.И «Разбитый чайник»

- П/и «Муха-Цокотуха»

-  Художественное творчество «Роспись яиц»

- Лепка из соленого теста пряников, сушек;

- Чайный вечер с родителями.

- Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании»

- Чтение рассказа  И. Туричин «Человек заболел»

- Д/и «Укрась кокошник»

-  С/И «Назови сказочного героя с необычным внешним видом»

- П/и«Теремок»

- Консультация для родителей «Как подружить ребёнка с книгой»

- Выставка рисунков и поделок «Пасха красная»

- Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи»

Май

- Сказка на новый лад «Если бы я был волшебником»

- Д/и «Найди ошибку» 

- Просмотр мультфильма «Зинина прогулка»

- Чтение сказки  С. Маршака «Кошкин дом»

- Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании»

- Викторина  « С подсказкой и без»

- П/и «Коза-дереза»

- Д/и «Шкатулка со сказками»

- Чтение стихов  М. Яснова — «Пахнет варежка лошадкой», «Моя лошадка» , «Всё  в порядке»

- Просмотр мультфильма «Маленький пингвин»

- Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»

- «Блицконкурс «Вопросы с подвохом»

- Игра – соревнование «Репка»

Перспективный план работы по самообразованию на 2018-2019 уч.г.

Сроки

 работы        

Формы работы

Практический выход

Октябрь

- Беседа : «Какими могут быть добрые дела?»

- Этюд «Скажи доброе слово другу».

- П/и «Не сердись, улыбнись».

- Просмотр серий из мультфильма про Лунтика.

- Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».

- Беседа «К чему ведут ссоры».

- Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.

- Чтение В. Осеевой «Добрые слова».

- Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.

- Семейный конкурс «А я придумал сказку»

- Конструирование - из бумаги «Гирлянда добрых сердец».

-  Рисование «Сказочный лес»

- Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».

Ноябрь

- Беседа «Добрые дела, я люблю трудиться».

- Составление рассказа «Я помогаю дома».

- Чтение сказки «Снежная королева».

- Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты».

- Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо».

- Разучивание песенки из мультфильма «Крошка Енот».

- Конструирование из бумаги «Цветок добра».

-  Игра малой подвижности «Ручеёк».

- Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту или, если он поступает неправильно».

- Чтение В. Осеевой «Синие листья».

- Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал».

- Д/и «Скажи наоборот».

- Составление рассказа «Почему добро побеждает зло».

- П/и «Вежливые жмурки».

- Труд «Уход за комнатными растениями».

- Рисование «Дерево с синими листьями».

- Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции».

- Привлечь  родителей к  изготовлению маскарадных костюмов к праздничным дням

Декабрь

- Пальчиковая гимнастика «Ты мой друг и я твой друг».

- Чтение сказки «Красная шапочка».

- Д/и «Назови ласково».

- Разучивание стихотворения «Петушки».

- Слушание звуков природы (звуки моря).

- Лепка «Красная шапочка».

- Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»

- Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».

- Д/и «Путешествие по сказкам».

- Чтение сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце».

- Просмотр мультфильма «Репка».

- Рисование ладошками «Солнышко лучистое улыбнулось весело».

- Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы),

Январь

- Игра малой подвижности «Ручеёк».

- Рассматривание сюжетных картинок «Труд взрослых».

- Чтение С. Маршак «Ежели вы вежливы».

- Чтение сказки «Золушка».

- П/и «Найди свою пару и обнимись».

- Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции».

- Труд  - уход за комнатными растениями.

- Рисование «Улыбчивая ромашка». - Репетиция сказки «Репка».

Февраль

Март

- Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».

- Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика «Дорогою добра».

- Д/и «Скажи наоборот».

- Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».

- Фотовыставка «Наши добрые дела».

- Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии».

- Чтение сказки «Два жадных медвежонка».

- Проблемная ситуация «Карлсон,  который не знает добрых слов».

- Д/и «Оцени поступок».

- Рисование «Мой папа самый лучший».

- Словесная игра «Круг пожеланий».

- Повторение песни «Дружба крепкая» из мультфильма «Крошка Енот».

- Чтение А. Кузнецова «Подружки».

- Игровая ситуация «Почему Баба Яга злая и как ей помочь».

- П/и «Улыбнись не сердись».

- Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».

- Чтение сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».

- Оформление выставки детских работ «Страна доброты».

Апрель

- Д/и «Составь узор»

- Игра  «Удивительные превращения»

- П/и «Волк и козлята»

- Папка –передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием»

- Аппликация «Орнаменты для сарафана и кокошника»

- П/и «Бармалей»

-  Д/и «Угадай сказку».

- М/и  «Чья песенка?» 

- Просмотр мультфильма «Весёлая  карусель. Вредный совет»

- Развлечение «Мы за чаем не скучаем»

-  Папка передвижка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» для родителей.

Май

- Чтение  сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

- Игра «Радиоведущий»

- Беседа «Добрые слова улучшают настроение».

- Музыкальная игра «Подбери движение»
(Звучит аудиозапись песни А.Пахмутовой
«Сила богатырская»)

- Кляксография  «Цветные сказка»

- Эстафета «Незнайка на воздушном шаре»

- .Консультация  «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков детей».

- Чтение н р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть»

- Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту или, если он поступает неправильно».

- Игра «Волшебный» сундучок», загадки,
обсуждение сказок 

- Русские народные игры «Как у дедушки Трифона», «Как у бабушки Ларисы»

Эстафета «Молодильные яблочки»

- Изготовление открытки «Подарю подарок другу».

- Буклет «Развиваем диалогическую речь ребёнка на прогулке, на кухне, на даче»

Список литературы

1.Е.В.Баринова «Знакомство с вежливыми словами» - Ростов н/Д: Феникс, 2012г.

2. Л.Л. Шевченко  «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

3. Л.Л. Шевченко  «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

4. А.Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -  «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.

5. Л.М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.

6. Истоковедение, Том 5, Издание 5-е дополненное М. :, Издательский дом «Истоки», 2016. — 224с. Истоковедение

7.  М., Издательский дом «Истоки», 2015–320с. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. М: Издательский дом «Истоки», 2015.

Интернет-ресурсы:

https://www.maam.ru/.

http://www.istoky-co.ru/main.php

https://nsportal.ru/user/386898/page/programma-sotsiokulturnye-istoki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

«Продуктивное взаимодействие ДОУ с социальными институтами детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников в рамках реализации программы «Мир — прекрасное творение»

Детство – это важный период в жизни ребенка, когда воспитываются и формируются основные представления о семейном укладе и родной земле, об окружающей действительности.Наша задача сохранить все т...

План работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год По теме: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»»

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко....

План работы по самообразованию: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки» На 2022 – 2023 г.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару  десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...