Методика М Монтессори
консультация
Основные упражнения по методике Монтессори и заповеди для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_m_montesori.docx | 134.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя. Её педагогическая система до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру, действует Международная Монтессори-ассоциация.Занятия по системе М.Монтессори
Занятия по методике Монтессори предполагают развитие самостоятельности малыша. Ребенка не нужно заставлять. Его нужно заинтересовать, что бы он работал с материалом сам и с удовольствием. А это, конечно, достаточно трудно.
Кратко перечислим основные упражнения по методике Монтессори. Многие упражнения требуют специально подготовленных материалов (фигуры, тела, дощечки, рамки и вкладыши). Эти материалы часто достаточно дорогие и обычно приобретаются для обучения детей только специальными Монтессори-центрами.
Многие упражнения основаны на следующем: рассортируй по парам, составь в ряд, найди недостающий член ряда.
1. Переливание воды из лейки в мерный стакан и назад. Для изучения объема, изучения понятий «больше- меньше».
2. Рамки с застежками, пуговицами, бантами, кнопками, липучками и т.п. для развития моторики и умения пользоваться всем этим в жизни.
3. Чистка металла чистящими средствами для развития координации.
4. Уход за срезанными живыми цветами для развития эстетического чувства.
5. Хождение по линии. Затем ношение предметов (колокольчик, свеча, вода и др.) во время движения по линии для развития равновесия.
6. Слушать тишину (как тикают часы, капает кран и т.п.).
7. Поиграть, приветствуя друг-друга
8. Десять кубиков разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика - 10 см. Кубики выкладываются вертикальной и в горизонтальной в плоскости различными способами. Изучение понятий большой- маленький, больше-меньше, больше чем-меньше чем.
9. Десять призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см. Изучение тех же понятий, кроме того изучение понятия «толстый- тонкий» и т.д.. Играть можно комбинируя с кубиками. Наш опыт тут.
10. 10 штанг. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой. Используются для изучения понятий длины (короткий- длинный и т.д.), для измерения, для тренировки глазомера и в комбинации с предыдущим материалом.
11. Цилиндры и блоки с углублениями, чтобы цилиндры туда вставлять и вынимать. На цилиндрах необходима кнопка, чтобы брать тремя пальцами. Цилиндры различаются по высоте и диаметру. Изучаются понятия размера (высокий- низкий, толстый- тонкий, большой- маленький и т.д.) и соответствия цилиндра и углубления (глубокий- мелкий, широкий- узкий и т.д.). Далее похожая работа с цветными цилиндрами.
12. Цветные таблички. Изучение цветов, подбор одинаковых по цвету. Таблички одного цвета, но разных оттенков. Ребенку необходимо их подобрать. Изучение понятий «светлый - темный, светлый - светлее - самый светлый» и т.д.. Наш опыт тут.
13. Различные геометрические фигуры – прямоугольники, треугольники, трапеции, круги, многоугольники и др.- вкладыши. Рамки с соответствующими выемками. Задача ребенка подобрать фигуру к рамке. Изучение названий фигур.
14. Вкладыши и рамки в виде листьев. Подбор рамки и вкладыша, запоминание образа листьев и пород деревьев. Собирание гербария.
15. Разнообразные геометрические фигуры разного цвета. Нужно составлять из этих фигур другие, например шестиугольник составить из треугольников.
16. Объемные геометрические тела (шар, эллипсоид, яйцо, цилиндр, пирамида и др.) и геометрические фигуры (основания этих тел). Нужно находить тела которые катаются или опрокидываются. Находить их на ощупь, сортировать по этому признаку. Побор к объемному телу плоской фигуры – его основания (проекции).
17. Доска с гладкой и с шершавой поверхностью (обтянута шершавой бумагой). Изучение этих понятий.
18. Шершавые поверхности с разными зернами. Изучение понятий : «крупный - мелкий, крупный - крупнее - самый крупный» и т.д.
19. Кусочки ткани одинаковые попарно. Необходимо с завязанными глазами подобрать пару. Изучение названия тканей по волокну. Понятия гладкий - шершавый. Наш опыт тут
20. Взвешивание на руках табличек и знакомство с понятиями легкий, тяжелый, легче, тяжелее и т.д. в т.ч. с закрытыми глазами. Упорядочивание по весу. Взвешивание с помощью гирь.
21. Красные и голубые коробочки заполнены материалами которые издают разные шумы от тихого до громкого. Каждой красной коробочке идентична одна голубая. Необходимо путем сравнения подобрать пары. Построение ряда в зависимости от уровня шума. Изучение понятий тихий- громкий, тише- громче и далее. Наш опыт тут.
22. Звоночки издающие звуки различной высоты (пара) и имитация белых и черных клавиш пианино. Необходимо разобрать звоночки по парам поставив их у клавишной доски. Построение ряда звуков. Изучение понятия высокий- низкий звук и т.д.
23. Пары коробочек с пахнущими веществами внутри (кофе, гвоздика, анис и др.). Необходимо научиться нюхать и подбирать пары. Изучение содержимого и других пахнущих веществ, цветов и т.д.
24. 4 пары растворов: сладкий, соленый, кислый и горький. Рассортировать растворы по парам пробуя на вкус. Определение по вкусу жидкости.
25. Пары кувшинов с водой разной температуры. Необходимо рассортировать по парам используя ощущения. Изучение понятий теплый-теплее и далее.
26. 10 красно-голубых штанг, разделенные цветом на отрезки по 10 см. Изучение счета от одного до 10-ти наглядно с помощью отрезков. Цифровые таблички ставятся в соответствие штангам. Построение ряда.
27. Таблички на которых наклеены цифры из шершавой бумаги. Проводя рукой о цифре ребенок запоминает форму и написание. Наш опыт тут.
28. 45 однотипных предметов и цифры от 0 до 9. Необходимо сопоставить каждой цифре свое количество предметов.
29. Цифры и кружки. 55 кружков и цифры от 1 до 10. Необходимо выложить ряд как в предыдущем случае и понять, что четные числа можно разделить пополам (тебе - мне) поровну, а нечетные поровну не делятся.
30. Для введения десятичной системы берется поднос с 10 отдельными бусинами, 10 стержнями по 10 бусин 10 квадратами по 100 бусин, 1 кубом по 1000 бусин. Составление различных множеств.
31. Большой комплект карт. Он состоит из четырех комплектов по 9 карт в каждом, на которых стоят следующие числа: от 1 до 9 зеленого цвета, от 10 до 90 синего цвета, от 100 до 900 красного цвета, от 1000 до 9000 зеленого цвета. Цель: познакомиться с символами.
32. Сопоставление бусин и карт.
33. Берется произвольное количество бусин любых разрядов. Если в этой выборке окажется более 9 бусин одного разряда, то ребенок должен заменить его на более высший.
34. 9 стержней с бусинами от одной до девяти. Счет, сравнение.
Заповеди Марии Монтессори для родителей:
1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
20. Будьте неустанны, разъясняя ребенку то, чего ранее он понять не мог — помогайте ребенку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство, делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.
21. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика Мариии Монтессори.Развитие самостоятельности через развивающую среду .
Доклад из опыта работы...
Выступление. Впитывающий ум ребёнка в методике Марии Монтессори
В основе педагогики Марии Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, чт...
Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.
В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....
Консультация для родителей на тему "О методике Марии Монтессори"
Педагогика Монтессори - это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубжепонять себя и ребенка, прояв...
Конспект занятия с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» в младшей группе
«Большая стирка»(используя элементы методики М. Монтессори)Программное содержание1. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;2. Поддержать стремление ребенка активно вступать в ...
Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"
Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....
Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...