Консультация для педагогов "Психологические особенности детей с ОВЗ"
консультация (подготовительная группа)

Консультация для воспитателей ДОУ

«Психологические особенности детей с ОВЗ»

 

Цель: повышение психолого- педагогической компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ.

Форма проведения: консультация с элементами практики.

Участники: воспитатели

План проведения семинара-практикума
1. Информационная часть.
1.1 Психологические особенности детей с ОВЗ.

1.2 Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
1.3. Основные принципы обучения детей с ОВЗ:

1.4 Методы организации и осуществления образовательной деятельности, используемые с ОВЗ.

1.5Методы и приемы создания ситуации успеха.

 

2. Практическая часть.
2.1. "Человечек" , «Игра на пианино», "Веселые маляры", "Кошечка"

2.2. Сосулька, Шалтай-Болтай, Кот, Самолёты, Буратино, Комарик.

3. Подведение итогов семинара-практикума.

 

Ход мероприятия

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1.1.Краткое теоретическое введение в проблему
Самым главным приоритетом  в работе с детьми ОВЗ  является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартного образовательного процесса, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации образовательного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как необходимо обеспечить ребенку субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Главная задача педагогов - это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений.

12. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

13. Высокий уровень психомышечного напряжения;

14. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

1.2 Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать психогимнастику и упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

1.3 Основные принципы обучения детей с ОВЗ:

1.      Мотивация– необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.

2.      Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.

3.Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.

 

1.4 Методы организации и осуществления образовательной деятельности, используемые с ОВЗ:

- словесные (рассказ, беседа);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

- практические занятия;

- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;

 

1.5 Методы и приемы создания ситуации успеха

Доступность понимания изучаемого материала

Доступное объяснение материала

Обязательное использование наглядности

Личностно ориентированный подход

Поощрение за любые достижения

Создание благоприятной среды

Словесная поддержка

Установка на позитивное решение проблемы

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

А теперь предлагаю перейти к практической деятельности. Сегодня мы рассмотрим игры малой подвижности.

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"Человечек"

указательный и средний пальцы бегают по столу.

Цель: развитие воображение, мышления.

«Игра на пианино»

имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах.

Цель: развитие восприятия, снижение напряжения пальцев.

"Веселые маляры"

движения "кистью" влево-вправо, вверх-вниз.

Цель: работа с двумя полушариями.

"Кошечка"

Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

 

Сосулька (для детей 4 лет)

Цель: расслабление мышц тела.

Ведущий читает стихи:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

     Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.

 

Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Ведущий читает стихи:

Шалтай-Болтай Сидел на стене,

Шалтай-Болтай Свалился во сне.

(С.Маршак)

     Поворачиваем туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

Кот

Вот идет черный кот,

Притаился, мышек ждет.

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет.         

Движения:

Делать шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,

встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в стороны.

Самолёты

Цель: снять мышечные зажимы в области локтя, кисти и коленного пояса.

Самолёты загудели,

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.         

Движения:

Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,

руки в стороны,

приседания, руки к коленям,

руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны.

Буратино

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.         

Движения

Потягиваться, встать на носочки,

наклоны вправо, влево,

руки в стороны,

руки вниз,

встать на носочки,

руки вверх.

Комарик

Не кусай, комарик злой,

я уже иду домой.

Дождик, дождик, помоги!

Комара ты прогони!

Фу-ууу!         

Движения:

Соединять и разъединять кончики большого и указательного пальцев

Сжимать и разжимать пальцы,

как будто с них летят брызги.

Дуть на раскрытую ладонь

 

Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihofizicheskie_osobennosti_detey_ovz.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное   учреждение

  «Детский сад № 8 «Золотая рыбка»

 общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»    

Консультация

«Психологические особенности детей ОВЗ»

Разработала:

Чернова Ю. А.

педагог-психолог

 Стрежевой, 2021 г.

Консультация для воспитателей ДОУ 

«Психологические особенности детей с ОВЗ»

Цель: повышение психолого- педагогической компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ.

Форма проведения: консультация с элементами практики.

Участники: воспитатели

План проведения семинара-практикума
1. Информационная часть.
1.1 Психологические особенности детей с ОВЗ.

1.2 Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
1.3. Основные принципы обучения детей с ОВЗ:

1.4 Методы организации и осуществления образовательной деятельности, используемые с ОВЗ.

1.5Методы и приемы создания ситуации успеха.

2. Практическая часть.
2.1. "Человечек" , «Игра на пианино», "Веселые маляры", "Кошечка"

2.2. Сосулька, Шалтай-Болтай, Кот, Самолёты, Буратино, Комарик. 

3. Подведение итогов семинара-практикума.

Ход мероприятия

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1.1.Краткое теоретическое введение в проблему
Самым главным приоритетом  в работе с детьми ОВЗ  является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартного образовательного процесса, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации образовательного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как необходимо обеспечить ребенку субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Главная задача педагогов - это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений.

12. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

13. Высокий уровень психомышечного напряжения;

14. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

1.2 Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать психогимнастику и упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

1.3 Основные принципы обучения детей с ОВЗ:

1.        Мотивация– необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.

2.        Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.

3.Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.

1.4 Методы организации и осуществления образовательной деятельности, используемые с ОВЗ:

- словесные (рассказ, беседа);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

- практические занятия;

- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;

1.5 Методы и приемы создания ситуации успеха

Доступность понимания изучаемого материала

Доступное объяснение материала

Обязательное использование наглядности

Личностно ориентированный подход

Поощрение за любые достижения

Создание благоприятной среды

Словесная поддержка

Установка на позитивное решение проблемы

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

А теперь предлагаю перейти к практической деятельности. Сегодня мы рассмотрим игры малой подвижности.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"Человечек"

указательный и средний пальцы бегают по столу.

Цель: развитие воображение, мышления.

«Игра на пианино»

имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах.

Цель: развитие восприятия, снижение напряжения пальцев.

"Веселые маляры"

движения "кистью" влево-вправо, вверх-вниз.

Цель: работа с двумя полушариями.

"Кошечка"

Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

Сосулька (для детей 4 лет)

Цель: расслабление мышц тела.

Ведущий читает стихи:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

     Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.

Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Ведущий читает стихи:

Шалтай-Болтай Сидел на стене,

Шалтай-Болтай Свалился во сне.

(С.Маршак)

     Поворачиваем туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

Кот

Вот идет черный кот,

Притаился, мышек ждет.

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет.         

Движения:

Делать шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,

встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в стороны.

Самолёты

Цель: снять мышечные зажимы в области локтя, кисти и коленного пояса.

Самолёты загудели,

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.         

Движения:

Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,

руки в стороны,

приседания, руки к коленям,

руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны.

Буратино

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.         

Движения

Потягиваться, встать на носочки,

наклоны вправо, влево,

руки в стороны,

руки вниз,

встать на носочки,

руки вверх.

Комарик

Не кусай, комарик злой,

я уже иду домой.

Дождик, дождик, помоги!

Комара ты прогони!

Фу-ууу!         

Движения:

Соединять и разъединять кончики большого и указательного пальцев

Сжимать и разжимать пальцы,

как будто с них летят брызги.

Дуть на раскрытую ладонь

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенные дети. Гиперактивный ребёнок"

Цель консультации: формирование здорового образа жизни. До сих пор медики и психологи ведут дискуссию о причинах возникновения синдрома гиперактивности. Пока учёные выяснили, что у гиперактивных детей...

Консультация для родителей «Особенные дети»

Консультация для родителей «Особенные дети»...

Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"

Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"...

Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»

Данная консультация может быть использована в методической работе по обучению педагогов планированию в контексте ФГОС ДО....

Консультация для родителей: "Особенности детей 5 летнего возраста".

Возростные особенности детей 5 летнего возроста и рекомендации родителям....

Консультация для родителей "особенности детей младшего возраста"

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ  Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверст...

Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"

Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"...