Конспект интегрированного занятия в старшей группе 5-6 лет «В гостях у Марьюшки».
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:
Дать детям представление об особенностях русского старинного быта.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;
- продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, стол, лавка, посуда, сундук); закреплять знания детей о русской избе, о том как жили люди на Руси;
- знакомство с русским народным костюмом (женский сарафан и рубаха-косоворотка);
- расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение общеразвивающего вида детский сад «Берёзка» структурное подразделение «Звёздочка»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе 5-6 лет
«В гостях у Марьюшки».
Составили педагоги:
Ермакова А.А
г. Вихоревка 2021 г.
Цель:
Дать детям представление об особенностях русского старинного быта.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;
- продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, стол, лавка, посуда, сундук); закреплять знания детей о русской избе, о том как жили люди на Руси;
- знакомство с русским народным костюмом (женский сарафан и рубаха-косоворотка);
- расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, посуда, самовар, русские народные костюмы,музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, гусли .
Предварительная работа:
1) Беседы и чтение об русском народе;
2) Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;
3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;
4) Драматизация по мотивам русских сказок;
5) Разучивание сказок, народных игр, и т. д….
6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.
Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для игры «Заря – Заряница», музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, колокольчики.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель - Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Марьюшка.
Милости прошу в гости, в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу.
( дети проходят, рассматривая избушку).
Вы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей.
Марьюшка: что вы здесь видите?
Дети: ( печка, стол, лавки, сундук).
Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?
Дети: печка.
Мартюшка: ДА, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.
Ребёнок рассказывает .
ОЙ, ты печка-сударушка
Помоги нам, боярушка:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
В дом богатство принеси.
Марьюшка: Печь была самой главной вещью в доме.
В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
Ребятушки, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?
Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.
Марьюшка: А что стоит рядом со столом?
Дети: рядом со столом стоят лавки.
Марьюшка: А что стоит на столе?
Дети: посуда.
Марьюшка: Какая посуда?
Дети: ( Самовар, кружки, ложки, поднос, чугунок).
Марьюшка: Ребятушки ,а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали?
Дети: (Хохломская, гжель, городецкая )
Марьюшка: А как догадались? Какие элементы хохломского узора вы знаете?
Дети: (хохломская роспись по дереву, узоры разные, ягодки цветочки, цвета красные, золотой, зеленый.)
Гжель ( идёт только синий цвет)
Городецкая роспись(яркая, красочная)
Марьюшка: Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду?
Дети: (из дерева)
Марьюшка: а сейчас какая современная посуда?
Дети: (Глина, метал, стекло, дерево).
Марьюшка: сидели раньше на чем?
Дети: (на лавках ).
Марьюшка: ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?
Дети: Это сундук.
Марьюшка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?
Дети: (дети дают предположительные ответы).
Марьюшка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!
(пробуем открыть, но ничего не получается).
Ой, я кажется, догадалась! Этот сундук не простой, открывается тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде.
(« Не красна изба углами, красна пирогами». «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». «Труд кормит, а лень портит». « Дело мастера боится». «Терпенье труд- всё перетрут». «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт», «Без дела жить- только небо коптить» )
Открывается сундук, и оттуда достают русский народный костюм и полотенца.
Марьюшка: ребятушки, посмотрите это что?
Что за дивные узоры ,
Полотенца и подзоры,
Все в букетах дивных роз,
Может вывел их мороз?
Дети: ( нет, это вышивали наши бабушки и прабабушки ).
А теперь рассмотрим русские одежды .
Сарафан с каемочкой до самых пят,
Русская рубашечка упрямый взгляд .
Жемчугами вышита девичья краса,
Ах, какая длинная девичья краса!
Марьюшка: Правильно, раньше таких платьев да юбочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду. Назовите детали этого наряда.
Дети: (ответ детей).
Марьюшка: Такие наряды носили русские женщины. Значит этот наряд, какой?
Дети: женский сарафан
Марьюшка: А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил?
Дети: мужчины, парни.
Марьюшка: Этот наряд, какой?
Дети: Рубаха-косоворотка
Марьюшка: Назовите детали мужской одежды.
Дети: ( предположительные ответы).
Марьюшка: Почему рубаху называли косоворотка?
Дети: (ответ детей).
Марьюшка: Косоворотки получили свое название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его. Ребятки в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. Косоворотки могли цветами, как и белые так и красные и синие. И чтоб сшить такой наряд девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда – электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?
Дети: ответ.
Марьюшка: А из чего делали лучинку?
Дети: (ответ детей)
Марьюшка: Электричества ребята тогда не было и люди придумали лучину. Вечерами девушки рукодельничали, пряли пряжу, а дети играли. Давайте и мы с вами поиграем в игру. Я буду передавать клубочек и вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас. (Клубок)
Очи – глаза
Изба-дом
Рушник-полотенце
Колыбелька-кроватка
Кушак-пояс
Чугунок-кастрюля
Уста-губы
Марьюшка: Молодцы, а кто хочет посмотреть, что еще есть в моем сундучке? Называйте пословицу или поговорку.
Дети: (Детство время золотое.
За общим столом еда вкуснее.
В здоровом теле — здоровый дух.
Друзья прямые — братья родные.
Лучше не обещать, чем слово не сдержать.
Старый друг лучше новых двух..).
Марьюшка: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. А они какие?
Дети: (разноцветные).
Марьюшка: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру «Заря- Заряница».
Проводится игра
Заря – Заряница, красная девица.
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
Раз два не воронь, а беги как огонь
Марьюшка: Ребятки, вы такие веселые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком. Расскажу я вам о том, что в старину русский народ любил не только песни да пляски, шутки да сказки, а еще любили друг друга переговаривать да так, чтоб в словах не ошибиться скороговорками. А вы знаете скороговорки?
Дети: (Сшила Саша Сашке шапку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Слишком много ножек у сороконожек.)
Марьюшка: Наверное, еще что-то есть в моем сундучке, кто поможет мне его отпереть?
Дети: (пословицы или поговорки).
Марьюшка: Ребятушки, это что?
Дети: (музыкальные инструменты).
Марьюшка: Назовите, какие?
Дети:.(ложки, гармошка, трещотки, дудочка, колокольчики).
Марьюшка: Вы хотели бы на них поиграть, стать музыкантами?
Как у нашего соседа
Весела была беседа
Гуси в гусли, у утки в дудки,
Чечетки в трещотки.
Чайки в балалайки.
Две синицы-крошки
Заиграли в ложки.
Дети исполняют русскую народную песню.
Марьюшка: Молодцы, ребятушки, вы еще и музыканты славные!
Ну что подойдем к сундучку, да отопрем его. Кто мне поможет?
Дети: ( пословица или поговорка).
Марьюшка: Ребятки это же мой узелок. В нем лежат кусочки ткани-лоскутки, я часто в свободное время делаю куколок , моя матушка меня научила. А вот и моя кукла , она вам нравится? Эта кукла оберег «Кувадка» Я могу вас научить делать такую куколку. Хотите? Тогда присаживайтесь за столы по удобней, да помогайте друг другу.
Марьюшка: Ребята, чтобы наши ручки не устали мы сейчас свами сделаем пальчиковую гимнастику
За работу» Ну-ка, братцы, за работу. Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. | Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать»- энергично шевелить ими. |
Дети по объяснению Марьюшки делают куколок.
Марьюшка: Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-20097-1368977475.jpg)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Ёжи в гостях у ребят».
Занятие в старшей группе " Ежи в гостях у ребят" интегрированное. В первой части занятия дети вспоминают, уточняют, расширяют свои знания о ежах ( повадках, в...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/18/picture-92852.jpg)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения
В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-324744-1385830710.jpg)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе « В гости к нам пришла Бабушка Арина»
Программное содержание: Учить детей отгадывать загадки построенные на описании и сравнении, интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые потешки.Учить детей выбирать содержание ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-375027-1390764124.jpg)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:«В гости к тетушке Ариши»
Дети входят в зал, их встречает воспитатель в роли тетушке Ариши (в русском народном костюме) Тетушка Ариша Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Я вас ждала и наряды припасла девочка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/23/picture-275627-1374579479.jpg)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: У фермера в гостях.
Систематизировать знания детей о сельскохозяйственных профессиях.Познакомить с особенностями сельского хозяйства в родном крае...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/14/picture-125959-1507977532.jpg)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/02/picture-1419514-1664714945.jpg)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...