Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы Тема: «День рождения на Руси»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
- Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);
- Создавать душевную атмосферу, побуждать чувство оживленности, раскрепощать внутренние силы каждого ребенка;
- Поддерживать и развивать интерес к истории наших предков-славян;
- Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен;
- Познакомить детей с особенностями русской избы. Рассмотреть значение оберега Куклы - пеленашки
- Обеспечить условия для инициирования творческой активности детей в процессе художественного труда;
- Познакомить детей с технологией изготовления куклы-оберега пеленашки
- Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок; определениями: старинный;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_den_rozhdenie_na_rusi.docx | 147.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Березка»
структурное подразделение «Звездочка»
Конспект интегрированного занятия
по нравственно – патриотическому воспитанию
с детьми подготовительной группы
Тема: «День рождения на Руси»
Подготовила воспитатель: Резцова О.С
г Вихоревка 2021г.
Образовательные задачи:
- Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);
- Создавать душевную атмосферу, побуждать чувство оживленности, раскрепощать внутренние силы каждого ребенка;
- Поддерживать и развивать интерес к истории наших предков-славян;
- Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен;
- Познакомить детей с особенностями русской избы. Рассмотреть значение оберега Куклы - пеленашки
- Обеспечить условия для инициирования творческой активности детей в процессе художественного труда;
- Познакомить детей с технологией изготовления куклы-оберега пеленашки
- Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок; определениями: старинный;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;
- Беседы по ознакомлению с окружающим» «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»;
- Проведение с детьми народных игр.
Материал:
Аудиозаписи с русской народной музыкой и плачем ребёнка; предметы старины: самовар, лапти, чугун; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбель; кусочек хлеба и соли; красная лента для игры; поделки «Оберег». Материал для изготовления куклы - пеленашки (лоскутки нитки), пирог.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю (дети кланяются, прижав руку к сердцу).
Дети: Здравствуйте, гости, дорогие!
Воспитатель. Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети. Да. Конечно, любим.
Воспитатель. Сегодня, я приглашаю вас в гости ко мне в русскую избу. А кто знает, что такое русская изба?
Дети. Это деревянный дом, в котором жили люди на Руси в старину.
Воспитатель. Молодцы! Пойдёмте со мной.
Звучит русская народная музыка и дети с воспитателем проходят в зону «Русская изба».
Воспитатель. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
- Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие и для чего они служили?
-Дети, что это?
Дети: Это чугунок.
Воспитатель: Правильно, ребята! А для чего он нужен?
Дети: В нем варили еду.
Воспитатель: Молодцы! А это что?
Дети: Это лапти. Их одевали на ноги.
Воспитатель: Правильно, ребята. А это что?
Дети: Это деревянные ложки. Ими ели. А это самовар. Из него пили чай.
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто же это плачет?(Заглядывает в колыбель, достает куклу).
Посмотрите, дети, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Я его сейчас положу в колыбельку, а ты, Соня, иди, покачай малыша и он перестанет плакать.
(Ребенок качает куклу, плач стихает).
Воспитатель: Ребята, с давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем имя нашему ребеночку, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие старинные русские имена вы знаете?
Дети: Илья, Данил, Никита, Ярослав, Дарья, Варвара и т.д.
Воспитатель: Молодцы! А как же мы назовем нашего малыша?
Дети высказывают свои предложения.
Воспитатель: Назовем его Егорушкой.
Дети, а вы знаете, что пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. Скажите, ребята, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?
- Когда ты, Матвейка, вырастешь ,тебя будут звать Матвеем. А тебя как будут, Алеся, звать?
1 ребёнок. Меня будут звать Алеся.
2 ребенок: Сейчас меня зовут Алисонька, а когда я вырасту, меня будут звать Алисой
3 ребенок: Сейчас меня зовут Люба, а когда я стану взрослой, меня будут звать Любовью и т. д.
Воспитатель: Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали свои имена.
А вы знаете, что означает имя Егор?
(Ответы детей).
Егор- это хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, что бы, когда Егорушка вырос, у него было много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает, что означает его имя.
- 1 ребенок: Глеб– защитник.
- 2 ребенок: Алиса – гостеприимная.
- 3 ребенок: Алеся – победительница.
Воспитатель: Какие интересные у вас имена. А вы знаете, ребята, что наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Таких людей называют тезками.
Воспитатель. А если тёзки среди нас?(Ответы детей).
Воспитатель. Посмотрите, дети, что для нашего Егорушки приготовлено?
Дети: Уголек, монетки, Зернышки.
Воспитатель: Давно - давно, на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами их тоже положим нашему Егорушке, а говорили, когда клали уголек:
- Привыкай к домашнему теплу.
Иди, Даша, положи уголек, да не забудь сказать.
(Первый ребёнок кладёт уголёк).
Воспитатель. А вот что говорили, когда клали зернышко.
- Будь всегда сыт.
(Второй ребенок кладет зернышко).
Воспитатель: А когда клали монетку, говорили, будь всегда богат.
(Третий ребенок кладет монетку).
Воспитатель: А сейчас мы нашего Егорушку будем купать.
(Выходят трое детей).
1 ребенок: (Несёт ведро с водой).
Тили – тили- тили
Мы по воду ходили. Матвей
Воды для Егорки –
Полное ведерко.
2 ребенок: (Купает куклу).
Мыли – мыли – мыли
Бело – набело отмыли, Люба
Лишь головка одна,
Все черным – черна!
3 ребенок (вытирает куклу).
Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело. Алеся
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли нашего Егорушку, а что же дальше делали с ребеночком?
Дети: Одевали.
Воспитатель: А одевали ребёночка в отцову рубашку.
Воспитатель: Как, вы думаете, а почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель. Правильно, чтобы он был похож на отца и матушку, был честным, работящим, как они.
Воспитатель: Давайте и мы наденем рубашку на Егорушку. Посмотрите, какая рубашка?
Дети: Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель: А вот что приговаривали родители, когда одевали малыша(воспитатель приговаривает и одевает ребёночка):
- Расти хорошо, малыш!
- Будь похож на отца с матушкой!
- Трудись, как они трудятся!
- Отдыхай, как им отдыхается!
- А что дальше делали родители с ребеночком?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель.(6 слайд) Эту колыбельку мастерил для своего ребенка отец.
(Подходит и заглядывает в колыбельку).
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Дети: Это хлеб и соль.(7 слайд)
(Воспитатель дает детям попробовать).
Воспитатель: Вы знаете, на Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей. А когда рождался ребенок, то родители клали хлеб и соль в колыбельку, да приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
- Ребята, положили родители малыша спать, и стали петь ему колыбельную. Кто знает, что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: Давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Как будем петь колыбельную?
Дети. Тихо.
Воспитатель. Правильно.
Дети: Тихо – тихо.
(воспитатель и дети поют)
Баю – баюшки – баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит
«Спи, сыночек, говорит,-
Баю – баю – баю – бай
Спи, Егорка, засыпай!»
- Уснул наш Егорушка.
Воспитатель: Сегодня у Егорушки первый день рождения. Ребята, а вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения в январе, зимой, а ваш? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы! Все знают свой день рождения. В день рождения принято дарить подарки. Пока ребеночек спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Какие же подарки готовили для ребеночка?
Дети: Вязаные носочки, деревянную игрушку, одежду.
Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а как вы думаете, что такое оберег?(Ответы детей)
Воспитатель.Это предмет, который защищал и охранял людей от разных бед.
Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда садитесь за столы.
Воспитатель рассаживает детей за столы.
Воспитатель: Посмотрите, из какого материала сделаны куклы-обереги: из льняных ниток, ткани, глины, золы, зерна, соломы , веток и т. д. Сегодня я хочу научить вас изготавливать куклу-«пеленашку Кукла Пеленашка — это известная традиционная славянская кукла, которую делали для младенца. Пеленашка всегда без лица. Считалось, что она закрывает новорожденного от дурного глаза.
Посмотрите, у вас на столах лежит необходимый материал для изготовления куклы: два лоскуточка яркой ткани, один будет служить платком, другой-одеждой. Ещё на столе есть тесьма для пояса. Сначала возьмите ткань белого цвета, сверните ее в плотную трубочку. Свяжем ее тесьмой. Затем возьмем ткань треугольной формы и завяжем платок с верху трубочки это будет голова. Затем возьмем еще лоскут и завернем оставшуюся часть куклы. И для красоты завернем еще в один ласкут и перевяжем тесьмой.
(Рассказ воспитателя сопровождается показом).Вот такая куколка- «Пеленашка», должна у вас получиться. Можете приступать к работе. Раньше во время изготовления кукол женщины всегда пели песни или читали молитву.
Дети под народную тихую музыку изготавливают оберег – «пеленашку».Воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям, которые нуждаются в помощи.
После работы детей воспитатель хвалит, отмечает за аккуратность и т. п.
Воспитатель: Очень красивые обереги у вас получились. Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру?
Дети. Хотим.
Игра с лентой
(под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
Воспитатель. Дети, понравилась игра? А теперь, давайте подарим Егорушке наши подарки.И пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Воспитатель. Будь добр и пусть тебе встречаются добрые люди.
Дети: Никогда не болей, будь здоров!
Слушай отца-батюшку, да родную матушку!
Расти сильным, крепким, да удалым!
Пусть живёт – поживает, да добра наживает.
Воспитатель. На день рождения принято было на Руси угощать гостей. Вот и вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые угощение моё– настоящий именинный пирог. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
Дети. Спасибо.
Воспитатель. Вот так проходил первый день рождения родившегося на Руси ребенка. Ребята, вам понравился День рождения Егорушки? Что нового узнали? Чему научились? А что вам больше всего запомнилось? Я рада, что вы теперь много знаете о народных традициях. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание. А теперь пора возвращаться домой, до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне.
Дети. До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...
Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы
Конспект интегрированного занятияпо нравственно – патриотическому воспитаниюс детьми старшей группы Тема: «День рождения на Руси» Образовательные задачи:·...
Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы « День рождения на Кубани»
Данное занятие поможет воспитателям расширить и углублить представления детей о старинных семейных кубанских обычаях....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы. «Родословная-старинная русская традиция»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия
Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нр...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»
Цель: Ознакомление детей с понятием Родина, формирование у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе,), развивать нравст...
Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы на тему: «День рождения на Руси»
Материал: аудиозаписи с русской народной музыкой; предметы старины: самовар, лапти, чугун; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбель; кусочек хлеба...