Игры для мелкой моторики
картотека (младшая группа)
Потешки для развития мелкой моторики
Аккуратно расправляйте пальчики малыша и массируйте их, начиная с мизинца и заканчивая большим пальчиком и наоборот.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама, а этот пальчик — я.
Это вся моя семья!
Впоследствии можно учить ребенка самостоятельно поочередно загибать пальчики. А под слова последней строчки «Это вся моя семья!» учить сгибать и разгибать все пять пальчиков на руке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Потешки для развития мелкой моторики
Аккуратно расправляйте пальчики малыша и массируйте их, начиная с мизинца и заканчивая большим пальчиком и наоборот.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама, а этот пальчик — я.
Это вся моя семья!
Впоследствии можно учить ребенка самостоятельно поочередно загибать пальчики. А под слова последней строчки «Это вся моя семья!» учить сгибать и разгибать все пять пальчиков на руке.
Ладушки-Ладушки, ладушки!
Где были?- У бабушки.- Что ели?- Кашку.- Что пили? Бражку. Кашку поели, Бражку попили.(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки) Шу-у-у…полетели! На головку сели, Петушком запели. Ку-ка-ре-ку! (поднимают руки вверх и опускают на голову)
Варежка
Маша варежку надела:(сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». (все пальцы разжать, кроме большого) Маша варежку сняла:»Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутым палец) Ищешь, ищешь — и найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?» (сжать пальцы в кулачок)
Пальчик-мальчик
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
Белка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Котенок
Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этот маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «апчхи», «апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
Спрячьте большой палец ребенка в кулачок). Указательным пальцем одной руки ребенка воспитатель по очереди дотрагивается до пальцев другой. Начинайте с мизинца. Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.
Друзья
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики – ура!
Нам гулять идти пора!
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
Ну-ка, братцы, за работу!
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить.
Печи все – тебе топить.
А тебе – воду носить.
А тебе – обед варить.
А малышке – песни петь.
Песни петь, да плясать.
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Улей
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не видит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Зззззз!
Пальцы сжаты в кулак, затем отгибают по одному. На последнюю строчку руку поднимают вверх с растопыренными пальцами имитирую полет пчелок.
Кулачок-Ванюша
Ванька-встанька,
Ванька-встанька.
(спрятать большой палец в кулак)
Просыпайся, улыбайся.
(постучать по кулаку пальчиком ребенка)
Тук-тук, тук-тук.
Ванька-встанька тут как тут!
(большой палец выскакивает из кулака)
1,2,3,4,5 будем пальцы разминать
1,2,3,4,5 будем пальцы (На каждое слово дети делают хлопки)
Разминать (На это слово пальцы сжать в кулаки)
Это Ваня (Показывают большие пальцы обеих рук)
Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивают из стороны в сторону)
Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются)
А Сергей он самый длинный и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков)
А Матвей он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы)
А Никита хоть и мал (вывести мизинцы)
Очень ловок (прижать к ладоням все пальцы кроме мизинцев)
И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу)
«Щупальца осьминога»
(Пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко!)
Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы - 1-я позиция).
Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак - 2-я позиция). Заменяют ему руки (1-я позиция).
Очень ловкие (2-я позиция) они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть).
«Выгляни в окошко»
(Пальцы сжаты в кулаки.)
Кулаки - это домики, в которых живут Иваны. У домиков по три окна: третье - верхнее, расположено между указательными и средними пальцами. Второе - среднее, расположено между средними и безымянными пальцами. Первое - нижнее, между безымянными и мизинцами. Какое окно я назову, в то и выглянут ваши Иваны.
Среднее (дети хлопают три раза, за это время они должны представить, где расположено это окно, в которое выглянет Иван, после чего сразу приводят пальцы рук в нужное положение, а именно: подушечки больших пальцев обеих рук выглядывают между первыми фалангами средних и безымянных пальцев, все пальцы собраны в кулак).
На сигналы «нижнее, верхнее» пальцы детей занимают соответствующие положения. «Загляни под печку»
Наигрались, нагулялись пальчики (круговые вращения кистями рук),
Зашли в дом, легли на печку (ладони обеих рук лежат на столе, пальцы чуть растопырены, спина прямая, локти на весу, чуть отведены от туловища).
Только уснули пальчики-мальчики, как под печкой кто-то зашуршал (произносят звук «ш-ш-ш-ш»).
Полез Иван под печку посмотреть: не мышка ли норушка? (Большие пальцы обеих рук согнуть и положить под ладонь, подушечки остальных пальцев плотно прижаты к столу.)
Никого не увидел Иван и вернулся на печку (большие пальцы принимают и. п.).
А под печкой снова кто-то шуршит («Ш-ш-ш-ш»).
Полез под печку Степан, затем Сергей и т.д. (Все пальцы по очереди выполняют то же движение, что и большие. После каждой манипуляции дети произносят звук «ш-ш-ш-ш».)
Спугнул Никитушка мышонка, забрался на печку, все братцы потянулись (пальчики поднять вверх 3 раза, ладони не отрывать от стола)
И крепко-крепко уснули.
Примечание. Во время выполнения движения одного пальца все остальные подушечками плотно прижаты к столу.
«Улитка»
(Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены)
Улитка, улитка, высуни рога,
Дам тебе, улитка, я пирога. (Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу.)
Улитка (большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол). Улитка (мизинцы обеих рук выходят из согнутого положения и ложатся на стол). Высуни (указательные пальцы делают то же самое).
Рога (все пальчики убегают и прячутся в кулак).
Дам тебе (большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол).
Улитка (такое же движение делают мизинцы).
Я (выходят из кулака указательные пальцы).
Пирога (все пальцы вновь собираются в кулак).
Дети, будьте внимательны, рожки улитки показывают по очереди: большой - мизинец - указательный.
«Проснись, потянись»
(Ладони плотно прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе, также прижаты к крышке стола.)
Покажите мне ваши ладони. Широко расставьте пальцы.
У каждого есть имя: большой - Иван,
Указательный - Степан,
Средний - Сергей,
Безымянный - Матвей,
Мизинец - Никитушка.
Все пальчики-мальчики крепко «спят» (кисти рук, пальцы чуть расставлены, плотно прижаты к крышке стола).
Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи.
Иваны проснулись, потянулись (большие пальцы обеих рук поднять как можно выше от стола, кисти напряжены; опустить).
Степаны проснулись, потянулись (то же движение делают указательные пальцы и так до Никитушки).
Примечания. По мере закрепления детьми этого упражнения следует его усложнить. Имена называть в обратном порядке или вразброс. Пальцы обеих рук поднимать одновременно на «раз», на «два» опускать, ладони при этом напряжены, плотно прижаты к столу.
«Поздоровайтесь с гномом Кешей»
(Пальцы, которые не работают, сжаты в кулак. При рукопожатии ребенок должен сказать вежливые, ласковые слова, что обычно говорят при встрече: «Доброе утро, милый Кеша»; «Дорогой Кеша, как поживаешь?»; «Здоров ли ты, Кеша?»; «Приятно встретиться, Кеша» и т. д.)
Посмотрите: кто пришел? (Показать тряпичную игрушку, например гнома Кешу.)
Он хочет с вами поздороваться. Руки у него маленькие, слабые. Кеша с каждым хочет поздороваться. Пожмите ему правую руку своим большим пальцем и мизинцем правой руки. Остальные пальцы: указательный, средний и безымянный - подушечками прижмите к ладони. А теперь большим и мизинцем левой руки пожмите гному левую руку, не забывайте сказать ему доброе, ласковое слово либо поприветствовать его «Прятки»
Покажите правую руку, левую руку. (Выполняют.)
А теперь попробуйте выполнить такое задание. В правом кулачке спрячется левый Степан. В левом кулачке спрячется правый Никитушка. и т. д.
«Цветок»
У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон). Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть - нераскрывшийся цветок). И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку - имитация сна).
«Качалка»
Вспомним песенку «Качалочка»:
Качалочка, качалочка,
Качай меня, качай.
А братец мой Иванушка,
Встречай меня, встречай.
(Сомкните кисти рук и ладони в крепкий замок).
Качалочка (пальцы правой руки выпрямить, вся кисть в напряжении, пальцы левой руки согнуты, крепко держат кисть правой руки - 1-я позиция).
Качалочка (меняют положение кистей рук, пальцы левой руки выпрямить, а правой кистью руки крепко зажать левую кисть - 2-я позиция).
Качай меня (1-я позиция). Качай (2-я позиция).
А братец мой Иванушка,
встречай меня (кисти обеих рук со сцепленными пальцами развернуть к лицу и на каждое слово соединять большие пальцы подушечками). Встречай (соединить большие пальцы так, чтобы были видны ногти).
«Большие и маленькие»
Дети, напрягите пальцы на обеих руках. Вот какие они! Растопырьте пальцы. А теперь они стали маленькие-маленькие. Согните их и коснитесь подушечками (кончиками пальцев) верхней стороны ладоней, т. е. у основания пальчиков.
Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони).
Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить).
Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»).
А дружные какие! (Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.)
«Поймай рыбку за хвостик»
Дети, встаньте в круг. Рассчитайтесь на 1-2-й. Кто из вас получил номер 1 - рыбак; дети под номером 2 - рыбки. Повернитесь лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях, соединены пальцы и ладони.
Все дружно говорим: Рыбак сидит на берегу и ловит рыбок в сеть свою (ладони и пальцы плотно прижаты). Раз, два, три (дети, выполняющие роль рыбки, делают скользящие движения вниз по кистям рук рыбаков до ладоней, на мгновение замирают). Лови (дети-рыбки резкими, скользящими движениями вниз по ладоням убирают пальцы-хвостики, а дети-рыбаки сгибают пальцы на обеих руках, пытаясь поймать рыбку за хвостик, т. е. за кончики пальцев; затем они меняются ролями). «Капуста»
Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)
Это, что еще за хруст?
Это, что еще за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)
Как же быть без хруста, если я капуста.
Мы капусту рубим - рубим, (прямые ладони вверх вниз)
Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачек)
Мы капусту солим - солим, (поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту жмем - жмем - жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки)
«Сидит строитель»
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нем, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики) Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шел,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены. Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвел!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
«Кораблик»
По реке плывет кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывет издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - смотрим вдаль) На кораблике четыре очень храбрых моряка.(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
«Лодочка»
Две ладошки прижму. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие И по морю поплыву пальцы)
Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывет")
Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
«Паучок»
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползет опять, ("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
«Ладонь-кулак»
Хочешь? Тоже делай так:
То - ладонь, а то - кулак. (Ладони прижаты к столу. Одновременно сжимать кулачки, потом разжать, по тексту. Для усложнения можно ускорить темп или делать руки поочередно правая - ладонь, левая - кулак).
«Бусинки-горошки»
Покатаю я в руках Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки.
Комплексы по самомассажу и массажу
Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
Растирание ладони «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём» -
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)
«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,
Быстро мука мелется.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть,
Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре,
Острый ножик наточили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
«Вот все пальцы на виду!
Бух! – теперь их не найду»
Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
1. «ПУНКТИРЫ». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад — вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. «ПИЛА». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
3. «УТЮЖОК». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4. «КАТОК». И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. «БУРАВЧИК». Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6. «КРАБ». Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
7. «СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ». Сильно потираем руки.
8. «СПИРАЛЬКИ». Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа3-5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений: поглаживание: совершается в разных направлениях.
- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно
использовать вибромассажер)
- массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
- сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Главное требование: в играх мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
- хватание: ребенок учится захватывать предмет
- соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
- подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий движения кистей и пальцев рук.
Шнуровки
Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
Волшебный поднос
На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 — 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
Разноцветные прищепки
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.
Золушка
Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
Забавные картинки
По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
Счетные палочки
Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для мелкой моторики
Игры развивают мелкую моторику пальцев рук....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-440953-1399116674.jpg)
Дидактические игры "Развитие мелкой моторики рук"
«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия де...
Игра для мелкой моторики рук "Собери бусы"
ЦЕЛЬ: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.ОБОРУДОВАНИЕ: (данная игра сделана из подручного материала). Цветные шнурки и коктейльные трубочки ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/31/picture-491654-1433070657.png)
Перспективный план работы кружка "Учимся играя" (развитие мелкой моторики).
Данный перспективный план отражает работу кружка, направленную на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и подготовку руки к письму....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-612257-1427391320.jpg)
Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых иг...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/14/picture-305528-1568455069.jpg)
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1186780-1579095675.jpg)
Консультация "Как играть с детьми младшего дошкольного возраста в игры по мелкой моторике"
Данная консультация будет полезна родителям детей младшего дошкольного возраста...