Выступление на педсовете «Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду»
статья
Формирование высоконравственной личности, педагогическое содействие становлению ее гражданских качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskoe_i_duhovno.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду
Актуальность:
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов – духовно-нравственность и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в гражданском и духовно-нравственном воспитании.
Цель: воспитание гражданской, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
1. Формирование гражданского и духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к семье, детскому саду, родному городу, стране;
- к природе родного Ступинского края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
Проблема: В настоящее время российское общество остро переживает кризис гражданских и духовно-нравственных идеалов, очень остро ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, выбора жизненных ориентиров.
Вид проекта: групповой, информационно-познавательно-музыкально-ориентированный-творческий, долгосрочный.
Участники проекта:
дети группы «Лучик», воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, родители.
Критерии эффективности воспитательной системы:
- наличие гармоничных одухотворённых отношений ребенка к окружающему миру, людям и самому себе;
- иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
- потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру;
- субъективное психическое и эмоциональное благополучие;
- соответствие традиционным для отечественной культуры полоролевыми образцами поведения, мужественности и женственности;
- светлая оптимистическая детская картина мира.
Самообразование педагогов:
Изучение нормативных документов
1. Устав ДОУ.
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. «Конвенция о правах ребёнка»
4. «СанПиН 2.4.1.3049-13 для ДОУ» (с изменениями от 04.04.2014г.).
5. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Изучение методической литературы
1. «Мы живем в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н. Г. Пособие для воспитателей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.
3. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Алешина Н. В., – М. : ЦГЛ, 2005.
4. «Патриотическое воспитание дошкольников». Алешина Н. В., М. : ЦГЛ, 2005.
5. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» (патриотическое воспитание). Алешина Н. В., – М. : УЦ «Перспектива», 2011.
6. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников». Горькова Л. Г., Обухова Л. А., – М. : ВАКО, 2005.
7. «Мир, в котором я живу». Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание»
2. Конкурс поделок «Мой ребенок – солнышко»
3. Конкурс рисунков «Мамочка моя…»
4. Анкета для родителей
5. Краткосрочный проект «Валенки»
6. Участие родителей в родительских собраниях, оформлении участка к летней оздоровительной кампании.
7. Акция «Посади дерево»
8. Консультация для родителей: «Роль отца в семье и в воспитании детей»
9. Акция -Семейный компас- коллаж «Наша дружная семья»
10. Конкурс «Семья – цветок, а я в ней лепесток!»
Гражданское и духовно-нравственное воспитание детей проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданское и духовно-нравственное воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашей группы. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете на тему:"Современные здоровье сберегающие технологии, используемые в детском саду"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. до семи лет человек проходит огромный путь развития, неповтооряемый на протяжении последующей жизни....
Выступление на педсовете"Игры на классификацию на занятиях по математике в детском саду
В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе важную роль играет активизация познавательной деятельности дошкольников, которая способствует развитию таких мыслительных операций, ...
Выступление на педагогическом совете "Разработка системы оздоровления дошкольников в семье и детском саду"
В материале говорится о системном оздоровлении наших детей....
Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...
Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду
Гражданское и духовно-нравственное воспитание детей в семье и детском саду...
Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.
В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...
Доклад выступление на педсовете. Тема:Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Каждый возраст в жизни ребёнка ставит перед собой свои задачи. Приходит время, когда малышу становится тесно в стенах родного дома, для расширения своего опыта и навыков коммуникации ему нео...