Презентация "методы нравственного воспитания"
презентация
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_nravstvennogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 521.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.). Условие нравственного воспитания дошкольников - Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.
Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка. Воспитатель должен формировать начала гуманизма, значит, методы должны быть гуманными; воспитывать любовь к Родине —начала патриотизма и гражданственности—значит связывать воспитательную работу с общественной жизнью.
Задачи нравственного воспитания . 2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами. 1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование н равственных представлений, чувств, привычек и т.д.). 4 блока: 1.Воспитание гуманных чувств и отношений; 2.Воспитание начал патриотизма и интернационализма; 3.Воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться; 4.Воспитание начал коллективизма постоянный, неизменный характер подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни
Методы нравственного воспитания Методы доверительного взаимодействия Методы воздействия метод уважения; педагогическое требование; убеждение; обсуждение; конфликтные ситуации р азъяснение; снятие напряжения; актуализация мечты; обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку
1. Б.Т.Лихачев: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования) метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации) методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)
2. В.Г.Нечаева: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…); формирование нравственных представлений, суждений, оценок ( беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…).
3. В.И.Логинова: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа); методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)
Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивал А. С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей: методы формирования навыков и привычек поведения; методы формирования нравственных представлений, суждений, сценок; методы коррекции поведения.
Метод приучения Метод поручения Метод целенаправленного наблюдения Общественно полезный характер Д етская игра Методы формирования навыков и привычек поведения. Группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.
беседы на этические темы чтение художественной литературы рассказ рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов метод убеждения 2. Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок
вспомогательные Поощрение (воспитателя) Наказание 3. Методы коррекции поведения. одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др. замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.
Педагогические требования к поощрению: 1. Поощрять нужно своевременно и умело. 2. Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков. 3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий. 4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей. 5. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
Требования к использованию наказаний: 1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок, 2. Наказание не является обязательным методом воспитания. 3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности. 4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену. 5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий. 6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка. 7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.
Условия эффективности методов: любой метод должен быть гуманным; метод должен быть реальным, существенным, требующим логического завершения; для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства; метод не должен применяться однотипно, шаблонно ко всем детям и в любой ситуации; метод воспитания следует применять тактично; при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества; подбирая методы важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка; применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, не всегда получается все и сразу; преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы; методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Роль матери в нравственном воспитании ребенка. (выступление на родительском собрании) Роль матери в нравственном воспитании ребенка.
Роль матери в нравственном воспитании ребенка. ...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...