Картотеки
материал

Горобец Екатерина Васильевна

Картотеки

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное   учреждение

«Детский сад № 6»

г. Назарово Красноярского края

Картотека

«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Младшая группа

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/17/s_58a6b77e9dfe7/564380_1.png

                                                                                      Воспитатель: Горобец Е.В

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

ВОДА

«Узнаем, какая вода»

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материалы и оборудование: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья — с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход:

Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две — тяжелые, в одной из тяжелых емкостей — окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй — вода, а в третьей — чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика. Изготовление цветных льдинок Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Материалы и оборудование: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки. Ход: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливает воду в формочки, опускает в них веревочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следит за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.

 ВОЗДУХ  

«Что в пакете?»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материалы и оборудование: Полиэтиленовые пакеты.

Ход:

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

«Игры с соломинкой»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материалы и оборудование: Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс), емкость с водой.

Ход:

Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить)

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

 Материалы и оборудование: Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий).

Ход:

Взрослый вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой — мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его вдыхают). Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт самим.

«Надувание мыльных пузырей»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

 Материалы и оборудование: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

 Ход:

Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают и обсуждают; почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).

 «Ветер по морю гуляет»

Цель: Обнаружить воздух.

Материалы и оборудование: Таз с водой, модель парусника.

Ход:

Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветервоздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать). Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность). 

СВЕТ, ЦВЕТ

 «Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. 

Материалы и оборудование: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа

Ход:

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь' или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света — фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

«Волшебная кисточка»

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого — оранжевый, синего и красного — фиолетовый, синего и желтого — зеленый).

 Материалы и оборудование: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены — красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один — нет).

Ход:

 Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет. Дети работают последовательно (смешивают, закрашивают) над каждым цветом.

ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ

«Легкий — тяжелый»

Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые). 

Материалы и оборудование: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»). Ход: 

Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, которые каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек: — игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках; — игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему; — игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему. Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое — Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок. Потом выясняется, что Крокодил Гена и Чебурашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют, кто из них какие предметы будет переносить: группируют предметы по признаку «легкий — тяжелый» с учетом размера и материала.

ЗВУК

«Что звучит?»

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Материалы и оборудование: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. 6

Ход:

 За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

 «Музыка или шум?»

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

 Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

 Ход:

 Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

ТЕПЛОТА

«Горячо — холодно»

Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов. Материалы и оборудование: Емкости с водой разной температуры, ванночка.

Ход:

Дети рассматривают емкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой); какая вода нужна для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей — можно обжечься, надо выбрать теплую); как определить, какая вода в ведерках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли. Взрослый обсуждает это с детьми.

«Чудесный мешочек»

Цель: Научить определять температуру веществ и предметов.

 Материалы и оборудование: Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).

Ход:

Дети рассматривают мелкие предметы из дереве, металла, стекла (зеркало), называют их, определяют материалы и складывают Предметы в чудесный мешочек. Взрослый предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать металлические предметы в руках и определить, какими стали предметы (теплыми, они согрелись в руках). Дети меняются предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с предметами, если они полежат на холодном подоконнике (они станут холодными). Затем дети выкладывают предметы из разных материалов на подоконник и проверяют (через 7 5—10 минут), как изменилась их температура (стали прохладными, остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные. Дети делают вывод, что металлические предметы самые холодные; деревянные — теплее.

 ЧЕЛОВЕК

«Веселые человечки играют»

Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом — нос, глаза, брови, рот; волосами. Материалы и оборудование: Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы).

Ход:

 Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из них узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.). Для эмоционального проживания и активизации обследования тела можно провести музыкальную игру«Где же, где же наши...» (название частей тела) и «Измерялки», когда дети мерятся и выясняют, у кого длиннее или короче ноги, руки, кто выше). Можно также предложить игру «Покажи (сделай) то, что я скажу» (попрыгать на одной ноге, показать ухо и т.п.).

«Нарисуем свой портрет»

Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

Материалы и оборудование: Маркеры, губки, зеркала (одно большое, например в зале хореографии, и маленькие), салфетки, кисти, клей.

Ход:

 Взрослый предлагает детям рассмотреть себя в зеркале, запомнить цвет глаз, волос, обвести маркером контуры своего тела и его частей, лица и его частей, т.е. нарисовать свой портрет на зеркале.

«Починим игрушку»

 Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).

Материалы и оборудование: Образцы контура тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея, голова (с ушами); изображения эмоциональных состояний человека (разные выражения лица); изображения причесок; одежда для девочки и мальчика.

Ход:

Взрослый предлагает детям починить игрушки, которые сломались; при этом объясняет необходимость подбора всех частей по размеру, как на образце в виде контура. Когда все части подобраны и наложены на контур, взрослый предлагает детям приклеить их на образец. При выборе головы обращает внимание детей на то, что все лица неодинаковые, и выясняет у них, чем они отличаются (разным настроением), и как дети догадались (по линиям рта, бровей и пр.). Взрослый предлагает детям выбрать лицо, например веселое или грустное; подумать, мальчик это или девочка; приклеить подходящую прическу; подобрать одежду. Придумать им имена. Примечание: всех кукол оставить для дальнейших игр (вырезать их по контуру и подписать предложенные имена на обратной стороне), сделать два гардероба (для мальчиков и для девочек). В дальнейшем для развития игры можно добавлять мебель, посуду и т.д.

«Наши помощники»

Цель: Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств. 8 Материалы и оборудование: «Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой.

Ход:

Взрослый предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют. Взрослый беседует с детьми о том, что у людей есть помощники, которые позволяют человеку узнавать про все на свете. Вместе с детьми размышляет о том, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было, и как их сохранить (опасные ситуации, правила охраны органов чувств).

ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ

«Бумага, ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

 Материалы и оборудование: Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала .

 Ход:

Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая это бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.

«Древесина, ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности — гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). Материалы и оборудование: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

Ход:

 Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается — значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

«Ткань, ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). 9 

Материалы и оборудование: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход:

 Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

«Глина, ее качества и свойства»

 Цель: Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). Материалы и оборудование: Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.

Ход:

Взрослый организует выставку глиняных игрушек. После рассматривания ее детьми выясняет, из чего сделаны все игрушки; какой материал был при этом использован; что еще дети хотели бы узнать о нем. Затем предлагает им подставки с лежащими на них кусочками глины и спрашивает, что можно из них вылепить и почему. Дети скатывают шар (глина мягкая, пластичная, ее можно мять: из шара сделать лепешку и т.д.). Кладут небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за ее размоканием. Взрослый демонстрирует, как глиняная игрушка легко разбивается. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное   учреждение

«Детский сад № 6»

г. Назарово Красноярского края

Картотека социо-игр

                                                                                      Воспитатель: Горобец Е.В

1. Игры для рабочего настроя.

«Встать по пальцам»

Ведущий отворачивается и поднимает над головой несколько пальцев, вслух считает до трех, после чего произносит «замри».  

«Стою, на кого- то смотрю».

На кого смотрит воспитатель, встает. Встать в ответ на взгляд может каждый, если он считает, что смотрят на него. Задание завершается словами «спасибо, садись».

«Разведчики».

Поиск друг друга взглядом.

«Волшебная палочка».

Предмет (ручка, карандаш, линейка и.т.д.) передается по кругу друг другу  из рук в руки, сопровождается речью по какому- то заранее заданному заказу- правилу. Например, передающий называет существительное, а принимающий – прилагательное к нему; передающий называет сказку а принимающий- персонаж сказки; называем диких животных, транспорт, что бывает зеленым и.т.д.

«Летает- не летает».

На летающий предмет дети хлопают в ладоши, машут руками, на нелетающий ничего не делают. Само условие «летает- не летает» можно заменить «растет-не растет», «живое- не живое».

«Слухачи»

Водящий или команда из 3-4 человек выходит из помещения. Остальные играющие выбирают одну две строчки из песни, стихотворения («Идет бычок, качается, вздыхает на ходу»). Каждое слово строчки распределяют по группам участников. Когда водящий (или водящие) возвращается, все одновременно безостановочно произносят свои слова. Водящий- «слухач» ( или команда «слухачей») складывают их в заданную строчку.

«Слушать за окном, за дверью»

По заданию педагога дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах улицы, коридора и.т.п. Все услышанное участники по очереди перечисляют и объясняют.

«Замри»

«Замирать» молниеносно сразу по команде.

«Заданная поза»

Участникам задается поза (голова запрокинута, руки в стороны, глаза вверх и.т.п.) Дети вспоминают жизненные ситуации, в которых такая поза встречается, и играют эти ситуации до тех пор, пока не «попадут» в заданную позу.

«Эхо»

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Например, на хлопок воспитателя дети отвечают дружным хлопком. Детям нужно воспроизводить звуки одновременно.

«Не испорченный телефон»

Передают шепотом слово на ухо. (словосочетание, имя отчество фамилия персонажа).

«Одно и тоже по-разному»

Предлагается по-разному поднимать руку, сидеть, идти. (сидеть  у телевизора , в автобусе, самолете, театре).

«Одновременность»

Всей группе, подгруппе выполнить согласованно действие (хлопнуть. присесть, притопнуть и т.д.)

«По правде и понарошку»

Сначала выполняется реальное «дело» - например, искать в группе игрушку; затем это делается «понарошку», то есть выполняющий, зная, что игрушки нет ищет ее также как искал по правде. «Дела» могут быть самыми разными: кидать в цель мячик, поливать цветы, подметать пол и т.д.

«Рука к руке»

Дети встают в круг и объединяются в пары. Ведущий дает команды, например: рука к руке, спина к спине, нога к ноге и т.д.

«Общий круг»

Дети в кругу стоят или сидят, каждый здоровается со своим соседом, при этом смотрит ему в глаза и улыбается. В это время можно передавать друг другу, какой-либо предмет (мяч, цветок, игрушку и т.д.).

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу

«Эхо», «Летает – не летает», «Волшебная палочка» - смотри игры для рабочего настроя

«Превращение предмета»

Любой предмет предлагается «превратить» в нечто другое, но не с помощью слов, а через движение (действие). Например, линейку – в расческу (причесываться).

«Живой алфавит (неделя)»

Ведущий распределяет буквы алфавита и задает слово, например, гриб. По сигналу должны выйти дети, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове.

«По алфавиту»

Всем детям по сигналу предлагается выстроиться по алфавиту первых букв имен или фамилий.

«Рассказ – рисунок что вижу»

Воспитатель просит описать то, что находится у него за спиной, так, чтобы он хорошо себе представил (описать картину за окном).

«Составь слово»

Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Например, воспитатель загадал слово из 2-х слогов, перечисляет слоги: лог, ко, бан, тик, ка. Дети должны составить из предложенных слогов слово.

«Пишущая машинка»

Между детьми, сидящими в полукруге, распределяются буквы алфавита. Воспитатель задает слово или фразу и «нажимает» клавишу первой буквы – хлопает в ладоши. В ответ ребенок, которому при распределении досталась буква, встает и молча хлопает в ладоши. Все в «уме» отмечают, что «на бумаге» напечатана буква.

«Так и не так»

Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же ситуация в двух вариантах правильное и не правильное поведение. Перемешанные карточки разбираются всеми детьми. Воспитатель просит рассмотреть карточки-картинки и поднять руки, тем у кого есть картинки с изображением «не правильного» поведения. Один из детей рассказывает, как нельзя себя вести – о чем его картинка. Дети слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот кому досталась такая карточка, и продолжает разговор: он уже рассказывает, как надо себя вести в такой ситуации.

«Видимо – не видимо»

Дети объединяются в команды по 5-6 человек. Воспитатель вывешивает плакат или карточку с изображением. Через 1-2 воспитатель убирает карточку, а команды рисуют все запомнившееся. Затем, компании детей обмениваются своими рисунками и сверяют их с карточкой, вывешенной для проверки.

«Шапка вопросов»

Дети придумывают вопрос, по очереди задают, а все остальные отвечают.

3. Игры разминки-разрядки

«Руки-ноги»

Дети в кругу. Один хлопок – руки поднять. Два хлопка – сесть или встать.

«Карлики - великаны»

дети в кругу. Педагог говорит «карлики», дети садятся на корточки. «Великаны» - встают и поднимают руки вверх.

«Воробьи - вороны»

Играющие делятся на две команды, которые становятся друг против друга. Одна команда «воробьи», другая «вороны». Та команда, которую называет ведущий – ловит, другая убегает. Ловят и убегают до определенной черты, на 2-3 шага с сзади стоящей команды. Ведущий говорит медленно: «во-о-о, ро-о-о» - в этот момент готовы и убегать, и ловить обе команды. Затем после паузы, ведущий заканчивает фразу.

«Равномерно занять группу»

 «Угадай-ка»

Ведущий загадывает какой-либо предмет. Остальные пытаются угадать задуманное, задавая вопросы, на которые угадавший отвечает лишь «да или нет». Если загадавший не может ответить, а говорить не знаю, то он проигрывает. Например, предмет живой? – «да», это животное? - «нет», это растение? – «нет» и т.д.

«Ловить зверюшку»

 Исполнители по очереди разбирают карточки кого они должны ловить – кузнечика, курицу, бабочку и т.д. Исполнитель выполняет задание пока большенство зрителей не встанет со своих мест в знак того, что они отгадали, кого ловит исполнитель. Тогда педагог просит зрителей назвать «отгаданную» зверюшку, а исполнителя – показать карточку.

«Четыре стихии»

«Земля», «вода», «воздух», «огонь». Педагог с детьми на каждую стихию придумывает действие. Например, «огонь» - приседают. Называет стихии в быстром темпе, путая. Дети, идя по кругу, выполняют действие.

«Слова на одну букву»

Игра начинается со слов «здесь вокруг нас..», «я вижу…», «на пароход грузили…», после чего перечисляются слова, начинающиеся с какой-то добровольно выбранной буквы.

«Японская машинка»

Дети сидят в кругу, хлопают перед собой в ладоши, двумя руками хлопают по коленям. Не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо вверх, щелкая пальцами. Левой рукой делают тоже самое. На каждый щелчок называют цифру, имя, слово и т.д.

«Зеркало»

Дети выбирают себе пару. Один выполняет роль зеркала, другой показывает действие. Например, делает зарядку. Затем дети в паре меняются ролями.

«Море-суша»

Очерчивается круг – «море». По команде «море», дети запрыгивают в круг. «Суша» - из круга.

«Не испорченный телефон», «Слушать за окном, за дверью», «Замри», «Одновременность», «Слухачи», «Слушай хлопки» - смотри игры для рабочего настроя.

4. Игры для творческого самоутверждения

«Животные»

Группа детей выбирает, каких животных она «превратится». После зачина «где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», или «я иду по зоопарку», начинают совершать определенные действия, по которым зрители угадывают, что было ими задумано.

 

«Рассказ – рисунок о том, что вижу», «Превращение предмета», «Слова на одну букву» - смотри игры рабочего настроя и игры социо-игрового приобщения к делу.

5. Игры вольные

«Считалки», «Воробьи – вороны», «Кувшинчик», «Тише едешь – дальше будешь», «Хороводы», «Ходить след – в след», «Клубок», День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает», «Замри – запомни, повтори, «оживи», «Превратился сам», «Да и нет, не говорите», «Горелки», «Прятки», «Жмурки», «Слова на одну букву», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...