Нравственно-патриотическое воспитание
методическая разработка (подготовительная группа)
План п самообразования по нравственно-патриотичесуому воспитанию на 2019 - 2022 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
Индивидуальный план работы по самообразованию
воспитателя первой квалификационной категории
Кельмишевой Оксаны Имамкуловны
«Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста»
Начало работы над темой: сентябрь 2019 г.
Предполагаемая дата окончания работы над темой: май 2022 г.
г. Бийск, 2019
Пояснительная записка
Родина для человека – самое
дорогое и священное, без
чего человек перестаёт быть
личностью.
В. А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно нравственного воспитания это шаг к возрождению России. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является её сыном, значит Россия для него – Родина. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Задача моя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я обязана сама хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО. Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:
1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников; через посещение занятий, семинаров, МО и т. п. как в детском саду, так и на городском, окружном и областном уровне.
2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»
3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей
4. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:
- методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка передвижка «Азбука нравственности»
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников
- оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, худ. литература, методическая литература, пособия)
- круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами»
5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.
Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
-овладение методами нравственно-патриотического воспитания, совершенствование нравственно-патриотической пропаганды среди родителей;
-осуществление системной работы с детьми;
-развивать познавательную активность детей в прцессе ознакомления с историей и традиций семьи и Родины.
Актуальность.
Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была
актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за дос-тижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к исто-рическому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Цель:1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей
этому воспитанию.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Повышение уровня самообразования.
Задачи:
-овладение методами нравственно-патриотического воспитания, совершенствование нравственно-патриотической пропаганды среди родителей;
-осуществление системной работы с детьми;
-развивать познавательную активность детей в прцессе ознакомления с историей и традиций семьи и Родины.
Ожидаемый результат:
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у до-
школьников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
План работы на 2019-2020 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". | |
Работа с детьми | Сентябрь | Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия». Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | Стенд «Моя Родина – Россия». Картотека игр. |
Октябрь | Беседа по теме «Улица, на которой я живу». | Выставка рисунков "Улицы нашего города". | |
Ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного города, области. Экскурсия в краеведческий музей города. | Выставка работ детского творчества. | |
Январь | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. | Коллективное оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры наших бабушек». | |
Февраль | Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. | |
Март | Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» | Выставка детских работ «Мамин портрет». | |
Апрель | Краткосрочный проект «Космос». | Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». | |
Май | Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. | Утренник, посвящённый Дню Победы. | |
Сентябрь - май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Фотовыставка «Моё любимое место в городе» |
Октябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | ||
Ноябрь | Оформление альбома «История нашего города». | Альбом «История нашего города». | |
Февраль | Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». | ||
Март | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. | ||
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади дерево». | |
Май | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | ||
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. | Развлечение «Игры наших бабушек». |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
План работы на 2020- 2021 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» М.Д. Маханева М.: АРКТИ,2004 год 2. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию Старшая и подготовительная группы) Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. М.: ВАКО,2006 3. Нравственное воспитание в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет) Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. М.Д. Маханева М.: АРКТИ,2004 год | |
Работа с детьми | Сентябрь | Совместные с родителями досуги, выставки фотографий «Моя семья», праздники | Рассказ педагога о том, как отмечают «День знаний» и «День города»в нашей стране, рассказы детей, заучивание стихотворения В. Орлова «Родное», рассматривание иллюстраций, рисование |
Октябрь | Дидактические игры «Район в котором мы живем»,« Кто больше улиц знает» сюжетно-ролевые игры | Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья», чтение худ. лит. К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка» | |
Ноябрь | Экскурсии на кухню, прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры. | Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений о матери (Ю. Яковлев «Мама»). Праздник «День народного единства». | |
Декабрь | Организация кормушек для птиц, прилетающих на участок детского сада, игры. | Наблюдения, беседы, рисование зимних пейзажей, аппликация с использованием прикладных материалов заучивание стихотворений о зиме. | |
Январь | Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, праздники, развлечения | Рассказ воспитателя о том, как отмечают Новый год в нашей стране, рисование, лепка,аппликация,чтение стихотворений о Новом годе и заучивание. | |
Февраль | Дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Армия» | Чтение произведений художественной литературы( А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник»), беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций. | |
Март | Дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Хлеборобы» ,совместные праздники с мамой. | Фотовыставка « Мой папа- воин РФ» | |
Апрель | Досуги, викторины, развлечения | Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы. | |
Май | «Уроки доктора Айболита», игры | Экскурсия к памятникам героев с родителями, праздник. | |
Сентябрь - май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | Памятки для родителей: "Известные люди о воспитании любви к Родине"; "О воспитании у детей трудолюбия". | Фотовыставка «Мой дом природа» из цикла «Отдыхаем всей семьей на природе» |
Октябрь | Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. | Конкурс «Создание герба, флага и гимна семьи» | |
Ноябрь | Папка-раскладка: «Как научить детей охранять природу»; Памятка для родителей: «Воспитание любви к родному селу в семье и детском саду» | Выставка альбомов «Про меня» презентация. | |
Декабрь | Памятки для родителей: «Известные люди о воспитании любви к Родине» | «Елочные игрушки»- участие в выставке старых игрушек семейная реликвия | |
Февраль | Консультирование | Фотовыставка «Мой папа служил в армии» | |
Март | Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников» | Фотовыставка наши прабабушки, бабушки, мамы» | |
Апрель | Консультирование «Патриот воспитывается с детства» | Совместный поход в краеведческий музей | |
Май | Консультация «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне» | Совместный труд на субботнике по уборке участков детского сада «Марафон добрых дел» | |
Самореализация | Май | Показ открытого мероприятия | «9 мая- главный праздник в нашей стране» |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
План работы на 2021- 2022 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1.Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий. Автор-составитель Е.А.Позднякова Волгоград: Учитель,2008 2. Мое Отечество – Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Богачева В.И. и другие М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004 3. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. Составитель Иванова Татьяна Владимировна Волгоград: ИТД «Корифей» | |
Работа с детьми | Сентябрь | Экскурсии вокруг детского сада сюжетно-ролевые игры. | Беседа на тему: «Мой адрес,», наблюдение и экскурсии по территории д/с: рассматривание домов, их этажности, номера, их чего построены, рисование дома, фантазирование на тему сказочного дома |
Октябрь | Драматизация русских сказок, подвижные игры | Наблюдения за животными ,чтение русских народных сказок «Зимовье», «Заяц хвастун», «Лисичка сестричка и серый волк», Носов «Лисята», Чарушин «Что за зверь» заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование животных и птиц | |
Ноябрь | Игры, конкурсы, развлечения, выставка фотографий «Я и моя мама» | Праздник «День народного единства». Беседы на тему «Мамочка, моя!» | |
Декабрь | Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Досуги, развлечения | Рассказ воспитателя о том, как отмечают Новый год в нашей стране, рисование, лепка,аппликация,чтение стихотворений о Новом годе и заучивание. | |
Январь | Экскурсия в больницу с родителями, развлечения, эстафеты, подвижные игры. | Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России» | |
Февраль | Праздник, игры, конкурсы с папами и дедушками | Рассказы воспитателя о героях Отечества, беседы, чтение стихотворений о героях Отечества. | |
Март | Праздник, игры, конкурсы с мамами и бабушками | Беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций, рисование с родителями | |
Апрель | Прогулки, экскурсии в весенний парк, подвижные игры, конкурсы, развлечения. | Экскурсии в другие группы для ознакомления с их мини – музеями, игры. | |
Май | Памятники героям в нашем селе | Экскурсия к памятникам героев с родителями, праздник. | |
Сентябрь - май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | Заседания «круглого стола»: «Прогулки с детьми по городу» | Фотовыставка «Где мы бывали с семьей» «Путешествие по стране» |
Октябрь | Памятки для родителей «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду» | Выставки рисунков «Самое красивое место в нашем селе» | |
Ноябрь | «Золотые купола». Из цикла отдыхаем всей семьей. Поход к храму. | ||
Декабрь | Участие родителей в групповых занятиях «Семейные реликвии» | КВН «Что мы знаем о России» две команды родителей и детей. | |
Февраль | Заседания «круглого стола»: «Патриот воспитывается с детства» | Спортивный праздник «Буду в армии служить, буду Родину любить» | |
Март | Выпуск семейной газеты «В объятиях мамы…» | «8 марта – праздник мам» | |
Апрель | Памятки для родителей «Известные люди о воспитании любви к Родине» | «Все профессии важны» презентации родителей о своей профессии | |
Май | Анкетирование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» | Героям - слава!» совместный поход к мемориалу | |
Самореализация | Февраль | Показ открытого мероприятия | Спортивный праздник «А ну-ка парни!» |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Литература по данной теме:
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека» 3. Ушакова
З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственнопатриотического воспитания дошкольников.
5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»
6. Джесси Рассел «Воспитание»
7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»
8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»
9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". Статьи: 1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»
Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...