Консультация для воспитателей Значение народной культуры в воспитании дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Асямолова Екатерина Андреевна

XXI век время больших перемен, когда на человечеством нависла угроза духовного распада личности опасность утрата нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия г. Троицка»

Консультация для воспитателей

«Значение народной культуры в воспитании дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель

Асямолова Е.А.

Москва, Троицк, 2021

XXI век время больших перемен, когда на человечеством нависла угроза духовного распада личности опасность утрата нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения.
Так как, важнейшей задачей развития личности дошкольника является освоение и духовного богатства народа, его культурно исторического опыта,  сегодня актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.
Поскольку она является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития, приобщать ребёнка к народной культуре следует как можно раньше. Делать это лучше, на материалах детского фольклора.

Знакомство с образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет жизни ребёнка. Важно чтобы слова песен, потешек, прибауток переходили в активный словарь детей, изучали во время игр повседневного общения.

Благодаря этому задолго до ознакомления со сказками былинами и другими крупными жанрами, у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Русская народная культура – сплав, в котором собрано все, что характеризует русского человека: праздники и обряды, домоводство и образ жизни, наблюдение за природой и земледельческий цикл , устное народное творчество и народные игры - декоративно-прикладное искусство, то есть весь круг земного бытия.
Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребёнку познакомиться с окружающим миром, осознать своё место в нем , развитие интеллекта, возможности развить в ребёнке творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В дошкольной образовательной практике знакомство с народной культурой происходит эпизодически, отсутствует система ознакомления с традициями народа (проводятся только масленица и колядки), что приводит к тому, что дети не проявляют интерес к фольклору.

Работу с детьми необходимо строить на познании, на познание общения и деятельности, опираясь на особенности детей каждого возраста. Эта работа должна быть системной и комплексной.
Приоритеты системы работы:

  1. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребёнка воспитывающим в нем чувство красоты любознательность.
  2. Использование всех видов фольклор (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) в повседневной деятельности.
  3. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные веками кончающие наблюдение за характерными особенностями времён года, погодными изменениями поведения птиц, насекомых, растений.
  4. Знакомство детей с народным декоративным искусством.

Целью этого является: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда одеждой, национальными блюдами.
  2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным искусством.
  3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к родине (русской культуре, русскому языку, природе).
  4. Развивать творческие познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.
  5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
  6. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели содержание педагогических технологий.

При этом, важно соблюдать принципы:

  1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.
  2. Принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.
  3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущий деятельности дошкольника - игры.

Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.

  1. Принцип интеграции определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей (познавательный, речевой, коммуникативной).
  2. Принцип природосообразности - учитывает возрастные, индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющие здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни.

  1. Принцип наглядности просматривается при проведении наблюдения в природе на основе народного календаря наших предков, принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды.

Предпочтение при организации занятий следует отдавать тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и её самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современной образовательный процесс,

 В педагогическую деятельность при этом включаются.

  • Интерактивные занятия представляет собой игры - путешествия или игры -открытия. Ведущим принципом построения занятий является принцип развивающего обучения.
  • Посещение музея - один из основных средств развития эмоционально - чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним,
  • Познавательные беседы развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события.
  • Предпраздничные посиделки. Основная цель — это подготовка к празднику. На посиделках разучивают песни, игры, затевают хороводы и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; знакомятся с народной игрушкой, декоративно - прикладным искусством, устным народным творчеством.
  • Оформление в детском саду, мини - музея и выставок. Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал изостудия, холл, групповая комната.
  • Творческая продуктивная и игровая деятельность детей. Творчество - главное средство освоении ребёнком культурно - исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству.
  • Праздники. Праздник — это день, который наполнен радостью, весельем. Праздник — это радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.
  • Работа с родителями. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. По признанию многих педагогов, нужно воскресить отношения в семье, которые существовали в старину. Поэтому родителей необходимо приглашать на занятия, где им рассказывают о культуре и истории родного края, вместе с ними оформляют папки передвижки. Организовывают совместные выставки, экскурсии, готовят праздничные мероприятия и участвуют в них. Совместные переживания взрослых и детей сближает семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка.
  • Метод обучения. Это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагогов и детей, направленные на достижение дидактических задач.
  • Приём обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения.
  • Метод интерактивной игры. В отличии от активных методов интерактивные ориентированные на боли широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом, на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.
  • Наглядный метод. Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организовано с помощью наглядных методов что даёт возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира выделять в них существенное основное замечать происходящие изменения устанавливать причины делать выводы.
  • Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние, более результативными.
  • Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познает свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.
  • Ведущими практическими методами являются упражнения, опыты, экспериментирование, проектирование.

В работе используются:

  • Технология проектирования. Позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
    Позволяют собирать материал, выпускать газеты и буклеты для родителей, проводить занятия с показом слайдов, презентации видеороликов.

Можно сделать вывод, что цель состоит в приобщении детей ко всем видам русской национальной культуры – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Значение народного искусства в воспитании дошкольников".

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но у нашего народа главным в воспитании будущих поколений всегда было широта русской души, любо...

Консультация для воспитателей ДОУ «Народное творчество в воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей ДОУ«Народное творчество в воспитании дошкольников»...

Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...

Консультация для воспитателей "Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"

Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольниковПодготовила: воспитательШиянова Т.А.Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожа...

Консультация для воспитателей "Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников"

laquo;Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. ЭмерсонПрирода - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, п...

Консультация для воспитателей. Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического восп...