Рабочая программа "Веселые Фиксики"
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
« Веселые Фиксики »
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 9 мес.
Автор составитель:
Педагог дополнительного образования
Рязанская Татьяна Константиновна
г. Москва, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность: программа «Веселые Фиксики» носит социально-педагогическую направленность и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Новизна - программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого- географических, национально-культурных. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции народов. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем.
Актуальность: на современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.
Педагогическая целесообразность: программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Цели:
- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка подготовительного дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света);
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней;
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Отличительной особенностью данной программы является организация детей подготовительного дошкольного возраста.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания;
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы.
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа с группой во второй половине дня;;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу.
Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций.
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Методические рекомендации.
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»);
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).
Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность.
Ожидаемые результаты: в ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
- расширять знания об объектах и их свойствах.
Срок реализации программы: 9 мес., 34 занятия.
Формы подведения итогов реализации программы: по итогам реализации программы предполагается провести открытый просмотр для родителей (итоговое занятие- викторина), а для педагогов в форме презентации. В течении года вместе с детьми по тематическим блокам будут оформляться альбомы, стенгазеты, выставки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Вода | 6 | 3 | 3 |
Песок. Глина. Камни | 6 | 3 | 3 |
Воздух. Свет. | 6 | 3 | 3 |
Рукотворный мир | 13 | 2 | 11 |
Чудеса растений | 2 | 1 | 1 |
Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
Всего: | 34 |
Содержание программы:
Программа состоит из блоков, которые взаимосвязаны между собой.
Блок «Вода»
теория- знакомство с физическими и химическими свойствами воды, её значении в жизни всего живого, необходимости беречь воду, сбережение воды.
Практика –эксперименты, исследования, опыты с водой на подтверждении полученных знаний, игры с водой.
Блок «Песок, глина камни»
Теория - знакомство с физико-химическими свойствами песка, глины, почвы, камней, их появление и использование человеком.
Практика - опыты на подтверждении полученных знаний, эксперименты, исследования, игры с песком, творческие мастерские.
Блок «Воздух»
Теория - знакомство с физическими и химическими свойствами воздуха, его значение в жизни всего живого, необходимости беречь его от загрязнения.
Практика - опыты с воздухом на подтверждении полученных знаний, творческая мастерская, эксперименты и исследования.
Блок «Рукотворный мир»
Теория - познакомить с многообразием рукотворного мира, признаками и свойствами материалов, физическими свойствами, значимости назначения предметов от его строения и материала из которого он сделан, познакомить с историей создания материалов и предметов.
Практика - опыты, творческие мастерские, игры-эксперименты.
Блок «Чудеса растений»
Теория - характерные особенности сезонов, растения как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве, строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией, влияние факторов неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу и др..
Практика – опыты, наблюдение, эксперименты, игры, составление схем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Содержание | Кол-во часов | Сроки ( дата) | |
планируемые | скорректированные | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. В гостях у Симки. | 1 | 02.09.19 | |
2 | Свойства воды. | 1 | 09.09.19 | |
3 | Значение воды в жизни всего живого. Нужно ли воду беречь? | 1 | 16.09.19 | |
4 | В гостях у профессора Чудакова. | 1 | 23.09.19 | |
5 | Песочная страна. Свойства песка. | 1 | 30.09.19 | |
6 | Занимательный песок. Игры с песком. | 1 | 07.10.19 | |
7 | Песок и глина. Фильтр. | 1 | 14.10.19 | |
8 | Почва. Песок, глина. Творческая мастерская | 1 | 21.10.19 | |
9 | Камни. | 1 | 28.10.19 | |
10 | Свет. Почему бывает день и ночь. | 1 | 11.11.19 | |
11 | Проект: цветок для мамы | 1 | 18.11.19 | |
12 | Этот удивительный воздух. | 1 | 25.11.19 | |
13 | Движение воздуха. Ветер. Творческая мастерская. | 1 | 02.12.19 | |
14 | Удивительные пузыри. | 1 | 09.12.19 | |
15 | Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа. | 1 | 16.12.19 | |
16 | Снег- это тоже вода. Почему растаяла Снегурочка | 1 | 23.12.19 | |
17 | Освобождение бусинок из ледяного плена. | 1 | 30.12.19 | |
18 | Веселые льдинки. | 1 | 13.01.20 | |
19 | Мир тканей. Творческая мастерская. | 1 | 20.01.20 | |
20 | Мир пластмассы. Её свойства. | 1 | 27.01.20 | |
21 | Железо. Магнит. | 1 | 03.02.20 | |
22 | Стекло его качества и свойства. | 1 | 10.02.20 | |
23 | История возникновения стекла. Творческая мастерская. | 1 | 17.02.20 | |
24 | Древесина и её качества. Рисование по дереву. | 1 | 02.03.20 | |
25 | Бумага и её качества. | 1 | 16.03.20 | |
26 | Резина и её качества. | 1 | 23.03.20 | |
27 | Расскажи о себе шарик | 1 | 30.03.20 | |
28 | Объем. Вес. История создания весов. | 1 | 06.04.20 | |
29 | Летает-не летает. Тонет-не тонет. | 1 | 13.04.20 | |
30 | У нас в гостях Самоделкин. Творческая мастерская. | 1 | 20.04.20 | |
31 | Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа | 1 | 27.04.20 | |
32 | Чудеса растений. Способы размножения растений. | 1 | 18.05.20 | |
33 | «Кока-кола»- вред или польза | 1 | 25.05.20 | |
34 | Итоговое занятие. Викторина «Я все знаю, все умею» | 1 | 25.05.20 | |
Итого: | 34 |
Методическое обеспечение: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; книги познавательного характера, атласы; карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге; дневники (альбомы) экспериментов.
Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.); мерные ложки; сита и воронки разного материала, объема; резиновые груши разного объёма;
половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц;резиновые или целлофановые перчатки; пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы безигл;гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля;
гигиенические безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.;
природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.;бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.;
лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;красители: гуашь, акварельные краски;контейнеры с землей для посадки растений; контейнеры с песком и водой;
контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
рулетка, портновский метр, линейка, треугольник; часы песочные;
бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры; клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки, полотенца.
Список литературы:
- Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.
- Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Фиксики и стиральная машина"
Совместная деятельность «Фиксики и стиральная машина»с детьми подготовительной к школе группеСоставитель:воспитатель высшей квалификационной категории:Костерева Надежда Николае...
"Приключение с Фиксиком"
Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе с использованием блоков Дьенеша....
"Фиксики в стране времени"
Образовательная область: познание.Тема: «Фиксики в стране Времени»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Музыка»Цель...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Фиксики в гостях у ребят»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, ...
Поможем Фиксикам
Совместная познавательная деятельность воспитателя и детей по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Поможем Фиксикам» предназначена для знакомства детей с играми Воскобовича....
Конспект НОд по примерной ООПДО «Детство», раздел программы: «Развитие математических представлений»,подготовительная группа. Фиксики
Играем и развиваемся!...
Авторское дидактическое пособие по развитию речи детей 5-7 лет «ПОМОЖЕМ ФИКСИКАМ» по мотивам детского семейного познавательно-обучающего мультфильма «Фиксики» (Эдуард Успенский «Гарантийные человечки»).
по мотивам детского семейного познавательно-обучающего мультфильма «Фиксики» (Эдуард Успенский «Гарантийные человечки»...