Проект "Говорящие Пальчики"
проект по развитию речи (младшая группа)

Щукина Надежда Сергеевна

В этой разработке представлен материал кружка "Говорящие пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_govoryashchie_palchiki-1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование углубленного изучения темы  в виде педагогического проекта в 1 младшей группе.

Тема : «Говорящие пальчики».

Руководитель кружка:

Воспитатель Щукина Надежда Сергеевна.

 2014-2015уч. Год.

Список детей:

1.Бакалдина Полина.

2.Борисова Кира.

3.Горлова Диана.

4.Двойников Проша.

5.Кучина Настя.

6.Коржавин Матвей.

7.Логунова Виоллетта.

8.Порозов Егор.

9.Пирогова Юля.

10.Чешня Рома.

Срок реализации проекта -7месяцев

Содержание проекта.

Актуальность.

       Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

       Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Говорящие пальчики».

Тип проекта :развивающий, практико- ориентированный.

Вид проекта: долгосрочный.

Ожидаемый результат: у детей  хорошо развита мелкая моторика рук, кисти рук; дети лучше понимают речь  взрослого.

Место проведения: МКДОУ д\с «Светлячок».

Режим работы: среда 16 .00.

количество участников - 10детей.

 Возраст детей : 2-3года.

                                      1этап . Целеполагание.

Цель :

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Основные задачи:

- развитие тонкой моторики пальцев;

- развитие движений кистей рук;

- развитие подражания движениям рук; развитие понимание речи;

- обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.

                     2этап. Разработка проекта.

1Подобрать необходимую литературу.

2Заинтересовать родителей темой проекта.

3Создать необходимую базу для реализации проекта.

4.Составить перспективный план мероприятий.

В ходе разработки проекта используются следующие

принципы:

- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры с предметами и материалами;

- массаж рук.

Организация кружка:

Кружок организуются с детьми  1 младшей  группы.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Занятия проводятся с октября по апрель.

Необходимые материалы и инструменты:

- резиновые игрушки;

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок);

- бумага, карандаши;

- фигурки пальчикого театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Список литературы:

Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.

Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.

Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004

«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Янушко Е.А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с.22 – 28.

                            3этап . Реализация проекта.

октябрь

1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

 Игра  «Помоги зайчику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель:  Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

2. Пальчиковая гимнастика « Зайчики».

Цель: Развивать общую координацию движения.

 массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба».

 Цель: Развивать мелкую моторику.

3. игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

4. пальчиковая игра «Веселая мышка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

ноябрь.

1. Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

. Игра «Снегопад в лесу». ( На трафарете зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты),

Цель: Учить  детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.

2. Пальчиковая игра  «Пирог»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение  воспроизводить движения в соответствии с текстом.

3. Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

 4. Игра «Ежики и ежата».  (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

. Пальчиковая игра «Ежик»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

.

Декабрь.

  1. Массаж   пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

 Игра «Чтоб Мишке  было теплее».

Цель: Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».

2. Пальчиковая игра  «Есть у каждого свой дом».

Цель: Развивать координацию общих движений

 Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать  ловкость движений пальцев и кисть рук.

3. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику)

Цель: Развивать исследовательские действия путем  вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

4. Пальчиковая игра «На елке:  «Подарки».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Январь.

1.Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику  пальцев и рук.

 Игра «Посыпаем дорожку».

Цель:  Учить  детей  посыпать  тремя  пальчиками песок (крупу ), развивать мелкую  моторику  пальцев.

2 Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3. Игра «Новогодняя елка».

Цель: Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).

4. Пальчиковая игра «Елочка».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.

Февраль.

1. Массаж пальчиков и перебирание бус.  «Игра с бусами».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

 игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки  действия со шнуром.

2.Пальчиковая ирга «Помощники»

Цель: Развивать моторику пальцев.

. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»

3. игра «Солнце светит ярко-ярко».

- выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;  развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

4. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Март

1. Массаж с прищепками. . Массаж .

Цель: Учить детей расстегивать и застегивает прищепки.

. Игра с прищепками. (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2.Пальчиковая игра  «Игрушки».

Цель: Развивать соотношения движения рук 

3. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

. Игра «Солнце светить Ярко- ярко».  (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

4. Пальчиковая игра «Солнышко» .

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

 Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (сухой бассейн).

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

Апрель

1. Массаж грецким орехом  игра: «Катилась торба».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Следы от капели»  (на манке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

3. Пальчиковая игра «Кто приехал».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

4. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок».

Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.

.Игра «Кто больше соберет фасоли?»

(собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4этап.продукт проективной деятельности.

Выставка «Солнышко светит ярко- ярко», «Ежики и ежата». (Из  спичек).

Выставка « Следы от капели».( Из манки).

Фотовыставка  в группе «Вот как мы умеем!»

Дальнейшее развитие проекта:

На следующий учебный год продолжить работу по данной теме. Углубленно развить тему сенсорного развития детей. Привлечь родителей к работе по данной теме.  

Список литературы:

Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.

Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.

Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004

«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Янушко Е.А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с.22 – 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...