Статья. Технологии поддержки детской инициативы в ДОУ
статья

Андрианова Наталья Юрьевна

Технологии поддержки детской инициативы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._tehnologii_podderzhki_detskoy_initsiativy_v_dou.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Технологии поддержки детской инициативы

Старший воспитатель

Андрианова  Наталья Юрьевна

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок... ( Яндекс  Википедия )

Поддержка – это действие, которое оказывается человеку с целью помочь ему справиться со своими эмоциями, волнением, страхами, сомнениями, неуверенностью, чтобы он стал сильнее и эффективнее справился с какой-то сложной для него ситуацией. Поддержка – это внешний дополнительный, но не основной ресурс, на который может опираться человек.

Педагогическая поддержка  - совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.(Словарь педагогического обихода.)

Инициатива  - (лат. initiare начинать) почин, принятие человеком самостоятельного решения, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. ( Краткий словарь современной педагогики) 

Детская инициатива - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своего положения и позиции в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а так же самосовершенствование и развития. Яндекс Википедия )

Инициатива – качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям

Детская инициатива – самостоятельное, внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.

Поддержка детской инициативы – незначительное оказание  помощи ребенку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей.

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

      В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Инициатива проявляется в выборе средств решения проблемной ситуации.

Для поддержки детской инициативы важна педагогика партнерства. Сотрудничество, взаиморазвитие и сотворчество.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений

Направления поддержки детской инициативы

  • Поддержка самостоятельности в замыслах
  • Поддержка спонтанной детской игры
  • Поддержка развития ответственной инициативы

Подходы к поддержке детской инициативы

  • Социокультурный подход (Взаимосвязь с современным миром)
  • Деятельностный подход (Адекватные дошкольному возрасту виды деятельности    (Какие?)
  • Личностно – ориентированный подход.

Где и как проявляется детская инициатива?

Познавательное развитие  ( детские проблемные поисковые  вопросы, опытно – экспериментальная деятельность , исследовательская деятельность )

Игровая деятельность (воображаемые игровые ситуации)

Социально – коммуникативное развитие

Продуктивная деятельность

Физическое развитие

Художественно эстетическое развитие

Сферы детской инициативы  по Н. А. Коротковой

  • Творческая инициатива  (игровая деятельность
  • Инициатива продуктивной деятельности
  • Коммуникативная инициатива
  • Познавательная инициатива (исследования )

Технологии поддержки детской инициативы

  • Технология проектирования
  • Технология экспериментирования
  • Технология моделирования, конструирования
  • Технологии продуктивной деятельности
  • Игровые технологии
  • Технологии поддержки речевой деятельности
  • Технологии проблемного обучения
  • Технологии креативного мышления
  • Кейс – технологии  
  • Технология групповой сбор: утренний и вечерний круг  
  • Технология Лэпбук
  • ШОУ -Технологии

Игровые технологии

Квест – игра  или приключенческая игра - командная игра с выполнением заданий.

Геокешинг

Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. «geo»– Земля, англ. «cache»– тайник) –это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой навигации.

Это игра немного похожа на квест игру, но ее можно играть с самыми маленькими детьми в детском саду используя карту, составленную по сказке с известными героями. Сегодня перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, думающее, любознательное. Использование технологии геокэшинг открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников и решает следующие задачи:

-Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

- Закрепление у детей умения ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.

- Развитие таких качеств как целеустремленность, концентрация внимания, логическое мышление.

- Стимулирование спортивной деятельности команд.

- Формирование исследовательских умений воспитанников.

- Формирование коммуникативных умений детей, культуры общения в жизненных ситуациях.

- Развитие активной жизненной позиции.

Рассмотрим геокэшинг как своеобразную туристическую игру,  в которую можно играть и в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад. Дети, конечно,  навигатором не пользуются, ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте. А клад – это конфеты, сладости, игрушки.

Цель геокешинга: 

  • доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности;
  • поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
  • закреплять знания детей, полученные ранее.

Задачи:

  • с помощью лабиринтов помочь детям развивать такие качества как целеустремленность, концентрацию внимания, стимулировать развитие мыслительных способностей;
  • развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте-схеме, определять направление маршрута;
  • развивать интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач, а самое главное развивать детскую инициативность. 

Примерный  ход   игры:

1-й этап –  целеполагание (совместно с детьми). На данном этапе обозначаем проблему: что мы знаем о сокровищах. Что хотели бы узнать?

2-й этап –  подготовительный. Совместная работа детей, педагогов и родителей, воспитателей по подготовке к игре (создание карты и атрибутов).

3-й этап –  реализация игры. Проведение в детском саду «Геокешинга» в рамках ООД.

4-й этап – презентация игры.

Реализация игры:

1. Начало приключений.

2. Поиск карты сокровищ в группах ДОУ, поиск клада на детских площадках ДОУ.

3. Конец приключений, клад найден – ура!

Адвент – календарь

Адве́нт (от лат. Adventus – приход). Ожидание наступления события. Приятное ожидание... Особенно для детей, если сделать адвент-календарь необычным, сказочным с подарочками и сюрпризами.

Первый детский адвент-календарь был напечатан в Германии Герхардом Лангом. В детстве его мама каждый день до Рождества прикрепляла по одной конфете к открытке, тем самым скрашивая ему ожидание праздника. Став взрослым, Ланг устроился работать в типографию в Мюнхене, и в 1908 году его фирма впервые представила адвент-календарь с 24 разноцветными картинками, которые можно было прикрепить к картонному основанию.
Затем Герхард Ланг модифицировал свои календари, обеспечив их маленькими дверцами, за которыми могли скрываться сладости или фрагменты из Писания. Именно эта версия календарей ожидания обрела коммерческий успех.

Как сделать адвент-календарь?

 Главное –  идея. Вы выбираете количество дней, которое ребенок будет отсчитывать до наступления события. Это может быть месяц, может быть неделя, а может и 3 дня. 

Выбирается материал, из которого будут сделаны: конвертики, коробочки, стаканчики и т.д. Придумывается, как это будет выглядеть в итоге: в виде елочки, гирлянды, снеговика, Деда Мороза и т.д.

Кроме того, следует подумать,  что будет находиться внутри. Это может быть конфетка, маленький подарочек, детали от большого подарка, записка, сказка и т.д.

Можно придумать целую сказку, можно подарить книгу, в которой каждый день будут появляться новые страницы, а можно дарить карты сокровищ, и каждый день путешествовать с детьми. 

Содержание и вид АДВЕНТ-календаря ограничивается только фантазией. Главное условие, чтобы был обратный отсчет до нужной даты и сюрпризы, скрашивающие ожидание.

Технология «Твигис» творчество, игра и исследование.

Твигис  - это одновременно игра. творчество и познавательно – исследовательская деятельность . Эти три кита данной технологии способствуют развитию у детей инициативы и самостоятельности.

Цель технологии: развитие инициативы и самостоятельности.

В основу технологии «Твигис» положены структура деятельности по А. Н. Леонтьеву и структура инициативности по Т. С. Борисовой.  На их основе была разработана  модель  «Шесть вопросов», которая направлена на развитие инициативы и самостоятельности  в познавательно – исследовательской деятельности. Данные вопросы помогают ребенку самостоятельно ставить цель и планировать свои действия. При реализации технологии  деятельность ребенка переходит в самостоятельную деятельность .

При использовании методики активно используются проблемные ситуации, также для модели « Шести вопросов» используется смайлы , которые помогают детям запомнить вопросы и алгоритм действий.

  1. Что я знаю?
  2. Что я хочу узнать? 
  3. Что сделать, чтобы узнать?
  4. Чему я хочу научиться?
  5. С кем я хочу это сделать?
  6. Как у меня получилось?

      Проблема формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

Технологии поддержки детской инициативы, индивидуализации и самостоятельности в ДОУ

Презентация наглядно рассказывает о  современных активных технологиях, используемых в ДОУ...

Статья «Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности»

Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъективной позиции ребенка в разных видах деятельности...

Технологии поддержки детской инициативы и индивидуальности.

Картотека технологий, позволяющих педагогу развивать инициативность и индивидуализировать достижения  детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: Педагогические технологии -поддержки детской инициативы»

Проблема формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Период - от рождения до 5 лет является сензитивным для развития самостоятельности. Важно ребенка в этот период ...