Сборник игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Данный сборник адресован воспитателям младшей возрастной группы и методистам дошкольных образовательных учреждений.
В работе предложено планирование игровой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста по пяти блокам. Каждый блок, представлен списком разнообразных видов игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_igr_npv.docx | 129.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНОРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
Сборник игр
по нравственно-патриотическому воспитанию
детей младшего дошкольного возраста.
Подготовила
Воспитатель
Псел Е.А.
ПОКАЧИ
Аннотация:
Данный сборник адресован воспитателям младшей возрастной группы и методистам дошкольных образовательных учреждений.
В работе предложено планирование игровой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста по пяти блокам. Каждый блок, представлен списком разнообразных видов игр.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………….......…………………………………4
2. Планирование игровой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста ……………………………………..10
3. Блок «Моя семья» …………………………………………………..………...15
4.Блок «Мой детский сад» …………………………………………………...…23
5. Блок «Моя малая родина» …………………………………………………...26
6. Блок «Будем Родине служить» …………………………………………...….28
7.Блок «Культура и традиции» …………………………………………...…….33
Введение
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в данной деятельности каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.
Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.
Реальные отношения в игре, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детской саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ребенок стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т.е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества «общественности» (А.П.Усова): способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку взаимодействовать с другими детьми.
При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.
Однако без помощи взрослого путь формирования нравственного поведения может быть долгим, особенно для детей с проблемами развития (дети агрессивные, малоактивные, с нарушениями и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношение друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития.
Можно выделить следующие виды игр и их значение:
Сюжетно-ролевые игры
- воспитывают у детей качества, свойственные будущим родителям, чуткость, способность к сопереживанию, умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях.
- в игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Игра особенно напоминает по форме организации трудовой коллектив взрослых.
- взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка.
- учатся добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.
Дидактические игры
- формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
- воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.
Подвижные игры
- Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
- развивают также быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и т. д. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованности.
- формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.
Строительные игры
- дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка.
- В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.
- Ценные качества могут быть воспитаны у детей в процессе уборки строительного материала после игры: развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело. Эти воспитательные задачи не должны быть забыты в процессе педагогического руководства строительной игрой.
Разные виды игр являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Например, особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. А вот, например в дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного развития.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной. Способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения?
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ начинается уже с младшего возраста, но т.к. дошкольники первой младшей группы не способны воспринять понятие «город» или «страна». На этом этапе воспитатель в форме беседы подводит ребят к пониманию смысла подобных слов, а уже в 3-4 года у ребенка происходит формирование духовно-нравственной основы, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Работа по теме идет во время проведения праздников, когда педагог обращает внимание ребят на красиво украшенные улицы, красоту городского пейзажа. На занятиях с группой обсуждается, что произвело наибольшее впечатление. Культура народа доносится через сказки, потешки, игры, изучение предметов народно-прикладного творчества. С детьми самого младшего возраста на базе ДОУ реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Ребенок постепенно приходит к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От него зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь каждого радостной и интересной.
В первой младшей группе формируются:
- навыки самообслуживания;
- воспитание доброжелательности;
- усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);
- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.
Во второй младшей группе формируются:
- представления о добрых поступках;
- благожелательные взаимоотношения в группе;
- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.
Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.
Цель и задачи нравственно-патриотического воспитания, следующие:
- формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективного планирования. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-беседы, игры-инсценировки, интерактивные игры и т.д. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от целей и условий образовательного учреждения.
Сборник игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлен в следующих блоках:
Блок «Моя семья»
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствуют бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения от воспитателя, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
Блок «Мой детский сад.
Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и её помещения, познакомить с помещениями детского сада и их назначением. Детей необходимо учить называть работников детского сада по имени и отчеству. Знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми рассматривать красочное оформление детского сада, формировать у них чувства сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада.
Блок «Моя малая Родина»
Формировать представления детей о родном крае, о малой Родине, рассказывать о самых красивых местах края. Во время прогулок экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Подбирать познавательный материал, содержание которого, в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно – патриотических чувств. Развивать познавательный интерес к истории культуры малой Родины.
Блок «Культура и традиции»
Знакомить детей с бытом и традициями родной страны. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей. Знакомить с видами устного народного творчества: считалочки, пословицы и поговорки, загадки, потешки. Знакомить с историей возникновения народных игрушек.
Блок «Будем Родине служить».
Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Прививать детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.
Планирование игровой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Месяц | Тема, цель, задачи | Блок | ||
Сентябрь | Дидактическая игра «Кто главный?». Учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. | Семья | ||
Подвижная игра «Сбор урожая» Развитие быстроты, внимания; продолжать обогащать знаниями о традициях празднования народных праздников; вызвать положительные, радостные эмоции у детей. | Культура и традиции. | |||
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?» Уточнить и закрепить знания детей о родном городе. | Моя малая родина | |||
Интерактивная игра «Что нам осень принесла?» Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться. | Культура и традиции | |||
Октябрь | Дидактическая игра «Как зовут членов семьи». Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. | Моя семья | ||
Игра-беседа «Маленький капитан» Обогащать знания детей о моряках; формировать патриотические чувства. | Будем Родине служить | |||
Сюжетно-ролевая игра «Семья» Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. | Моя семья | |||
Интерактивная игра «Экскурсия по детскому саду» Знакомить детей с трудом работников детского сада; воспитывать уважение к труду взрослых.
| Мой детский сад | |||
Ноябрь | Игровая ситуация «Маленькие помощники». Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление. | Моя семья | ||
Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада» Знакомить детей с трудом работников детского сада; вызвать интерес к работникам различных профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Мой детский сад | |||
Игра – путешествие «Мой город» Формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором ты живешь. | Моя малая родина | |||
Интерактивная игра «У каждой вещи свое место». | Мой детский сад | |||
Декабрь | Подвижная игра «Мы повесим шарики» Развитие быстроты, внимания; формирование у детей понятие о русских народных традициях. | Культура и традиции | ||
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Учить детей принимать на себя роль мамы и папы; учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет; воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли | Моя семья | |||
Словесная игра «Где это находится?» Формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах города, продолжать формировать знания о достопримечательностях родного города. | Моя малая родина | |||
Интерактивная игра «Рождество» Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека. | Культура и традиции | |||
Январь | Дидактическая игра «Моя мамочка» Находить свою маму среди других людей; понимать и употреблять в активной речи имя существительное «мама»; имена прилагательные «красивая» «хорошая». | Моя семья | ||
Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе» Стимулирование желания поддерживать порядок в группе; формирование стремления беречь труд взрослых и бережного отношения к игрушкам, книгам, вещам. | Мой детский сад | |||
Игра — развлечение «Кот Васька». Знакомить детей с русским народным фольклором: песнями, играми; знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным. | Культура и традиции | |||
Интерактивная игра «Цыпленок и его семья, или как цыпленок семью искал» Формировать представления о семье на примере семей диких и домашних животных, о том, что, никто не должен разлучать ребенка с родными; вызывать желание говорить о своих близких. | Моя семья | |||
Февраль | Дидактическая игра «Моя семья». Формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова. | Моя семья | ||
Игра-беседа «Летят самолёты» Дать понятие о празднике День защитников Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных лётчиков; учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал воспитателя и начинать движение только после словесного сигнала; учить детей ориентироваться в пространстве; развивать ловкость. | Будем Родине служить | |||
Дидактическая игра «Ты расскажи, а мы отгадаем» Закрепление представлений о профессиях сотрудников детского сада, знания их имён; развитие умения составлять небольшие описательные рассказы, сообразительности. | Мой детский сад | |||
Игровая деятельность «Сильные и смелые». Цель: способствовать формированию мужских качеств: силы, ловкости, быстроты. | Будем Родине служить | |||
Март | Сюжетно-ролевая игра «Ждем бабушку в гости» Закрепление знаний о культуре поведения в случае, когда приходят гости; воспитывать дружеские отношения, вежливость, гостеприимство; учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. | Моя семья | ||
Словесная игра «Если бы не было…» Закрепление представлений детей о роли людей разных профессий, работающих в детском саду. | Мой детский сад | |||
Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» Воспитывать любовь к устному народному творчеству; формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках. Развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами. | Культура и традиции | |||
Интерактивная игра «Широкая Масленица» Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях, о праздновании Масленицы; знакомить с русским народным фольклором; воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре Росси. | Культура и традиции | |||
Апрель | Игра-драматизация «Петушок и его семья» Формировать представления о семье на примере семьи Петушка; показать заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями. | Моя семья | ||
Дидактическая игра «Дверная скважина» Формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу. | Моя малая родина | |||
Подвижная игра «Снайпер» Выработка меткости, четкости и координации движений. | Будем Родине служить | |||
Интерактивная игра «Путешествие по разноцветной земле» | Моя малая родина | |||
Май | Подвижная игра «Курица и цыплята» Показать заботливое отношение мамы к своим детям, создать положительное эмоциональное отношение к своим детям. | Моя семья | ||
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» Уточнение представлений детей о профессиях сотрудников детского сада, об инструментах, принадлежащих людям данной профессии; развитие речи. | Мой детский сад | |||
Подвижная игра «Перестрелка» Развитие умения взаимодействовать в команде, меткости и ловкости. | Будем Родине служить | |||
Блок «Моя семья»
- Дидактическая игра «Кто главный?»
Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.
- Дидактическая игра «Как зовут членов семьи».
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры.
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
- «Маленькие помощники».
Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры.
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
Материал: куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.
Ход игры.
Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.
После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы. Затем дети играют с куклой самостоятельно. Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.
- Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Цели: учить детей принимать на себя роль мамы и папы; учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет; воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на кукол).
Воспитатель машет палочкой и говорит: "Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму(папу)". Дети кружатся.
Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду, и вы приехали их забирать.
Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?
Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.
Дети берут кукол.
Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать. Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку, стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную.
Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг.
- Дидактическая игра «Моя мамочка»
Цель: находить свою маму среди других людей; понимать и употреблять в активной речи имя существительное «мама»; имена прилагательные «красивая» «хорошая».
Материал: игрушечный самолет; красивый платок; сюжетная картинка
Ход игры:
Заранее вырежьте из любой фотографии лицо мамы ребенка. Наклейте его на сюжетную картинку. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите его назвать всех изображенных на ней персонажей (бабушка, дедушка, тетя, дядя). Покажите на изображение мамы и спросите у ребенка: «Кто это?» (Это мама.)
Спросите ребенка: «Какая мама?» (Красивая, хорошая.)
Закройте картинку красивым платком. Предложите ребенку взять игрушечный самолет и полететь в гости к маме. Прочтите стихотворение А. Барто «Самолет»:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
(Стимулируйте договаривание ребенком последнего слова в предложении.) Спросите ребенка: «К кому ты прилетел на самолете?» (К маме.) «Какая у тебя мама?» (Красивая, хорошая.)
- Дидактическая игра «Моя семья».
Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.
Материал: пальчиковый театр с изображением персонажей семьи: папы, мамы, сына или дочки, бабушки, дедушки.
Ход игры.
Первый вариант. Воспитатель надевает себе на палец вязанный персонаж и говорит: «Вот дедушка. Здравствуй, Миша. Я - дедушка» и т.д. После того, как «вязанные персонажи» будут надеты, взрослый предлагает ребёнку показать и назвать по очереди все «вязанные персонажи».
Второй вариант. Воспитатель надевает себе на палец вязанный
персонаж и читает потешку:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
Вот и вся моя семья.
После того, как «вязанные персонажи» будут надеты, взрослый предлагает ребёнку показать и назвать по очереди все «вязанные персонажи».
- Сюжетно-ролевая игра «Ждем бабушку в гости»
Цели: закрепление знаний о культуре поведения в случае, когда приходят гости; воспитывать дружеские отношения, вежливость, гостеприимство; учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью.
Ход игры.
Воспитатель: Милые дети вы прекрасней всех на свете. Таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть. Можно я буду ваша мама? А кем будете вы? Мы все будем одной большой семьей.
(Звонит телефон)
Воспитатель: Алло! Здравствуй мама. Ты сегодня приедешь к нам в гости. Мы будем тебя с нетерпением ждать. Ребята, у меня для вас радостная новость. Звонила бабушка, она едет к нам в гости. А как мы встречаем гостей?
Воспитатель: Правильно. Убираем дом, накрываем стол, надеваем красивую одежду.
Давайте все вместе наведем порядок в нашем доме. Лера – что ты будешь делать в доме? Я прошу тебя протереть пыль. Богдан, Давид – а вы что можете сделать.
Дети:
(Задействуем всех детей. Глажу одежду. Звучит музыка.)
Воспитатель: Дети, какие вы у меня хорошие помощники. Как
у нас дома стало чисто, свежо и красиво.
Девочки, давайте накроем стол красивой скатертью. Кто мне
поможет расставить салфетницы, чайную посуду.
Что сначала поставим на стол? Что поставим на блюдца? Что
положим с правой стороны?
(Расставляем на столе конфетницу, фрукты, печенье, молочник, сахарницу)
Воспитатель: ой, ребята, кто-то стучится в дверь! Я пойду посмотрю. Маленьким детям одним нельзя подходить и открывать дверь нельзя, это может быть опасно.
(Открываю дверь. Заходит бабушка)
Бабушка: здравствуйте, мои любимые внучата, здравствуй доченька! Вот и доехала я до вас.
Воспитатель: Бабушка, проходи в дом. Присаживайся, отдохни с дальней дороги. И мы вместе с тобой посидим.
(Дети садятся на стульчики)
Бабушка: Внучатки мои, я приехала к вам с гостинцами. (В корзинке лежат груши, яблоки, пирожки, варенье).
Воспитатель: Ариша, положи пирожки на блюдце и поставь на стол.
Воспитатель: Я подогрею чайник. В чайнике вода очень горячая. И нести его надо очень аккуратно, чтобы никого не обжечь. Я налью чай в чашки.
Воспитатель: Бабушка, проходи к столу с внучатами и садитесь пить чай. У нас все готово. Дети, не забудьте вымыть ручки.
(Моют руки, вытирают, и садятся за стол)
Воспитатель: Берите угощение, чашки с чаем. Чай горячий, не спешите, не толкайтесь.
(Сидят за столом и пьют чай)
Бабушка: Дорогие мои, мне у вас очень понравилось. Вы были гостеприимными хозяевами. Я приглашаю вас к себе в гости. Приезжайте. А сейчас мне пора домой.
- Игра-драматизация «Петушок и его семья»
Цель. Формировать представления о семье на примере семьи Петушка; показать заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями.
Предварительная работа. Чтение потешек, заучивание потешек «Петушок», «Курочка-хохлатка».
Словарная работа. Петушок, курочка, цыплята, гребешок, головушка, бородушка.
Материал: петушок, курочка, цыпленок; ширма.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, угадайте, о ком я говорю:
Рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает.
Кто это?
Дети. Петушок.
Воспитатель. Давайте позовем Петушка к нам.
(Дети зовут Петушка. Из-за ширмы появляется игрушечный петушок.)
Петушок. Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети. Вы все меня узнали? (Ответы детей.)
Воспитатель. Петушок, наши дети знают про тебя стихотворение. Они сейчас тебе его прочитают.
Дети (вместе читают).
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Воспитатель. Дети, как вы думаете, с кем живет Петушок?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Да, он живет с курочкой, цыплятами. Давайте все вместе позовем курочку: «Курочка, иди к нам!» {Дети повторяют.)
{Воспитатель достает игрушку-курочку)
Курочка. Ко-ко-ко! Здравствуйте, дети! Здравствуй, Петя-петушок! Вы не видели, ребята, куда спрятались наши детки-цыплятки? Помогите мне их найти.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем курочке. Воспитатель {проговаривает
начало потешки и предлагает детям вместе с ним продолжить).
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
«Ко-ко-ко!»
Дети встают со стульев и ищут цыплят, сопровождая действия словами.)
Ко-ко-ко!
Воспитатель {предлагает детям прислушаться). Слышите, кто-то пищит. Как вы думаете, кто это?
{Из-за ширмы появляются цыплята.)
Воспитатель. Нашлись наши цыплятки. Посмотрите, дети, какая дружная семья. Мама в этой семье кто? {Курочка.) А папа кто? {Петушок.) А как называют их деток? {Цыплята.)
Дети, папа-петушок и мама-курочка заботятся о своих детях- цыплятах, они учат их находить себе корм, любят их и оберегают, пока цыплята не станут большими.
- Подвижная игра «Курица и цыплята»
Цель: показать заботливое отношение мамы к своим детям, создать положительное эмоциональное отношение к своим детям.
В одном конце группы расставляют стулья. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий. Он будет -кошкой. Воспитательница играет роль мамы-курицы. Остальные игроки – её дети-цыплятки. Кошка садится на один из стульчиков и ждет. Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят такие слова:
Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, которая сидит на отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
Блок «Мой детский сад»
- Дидактическая игра «Ты расскажи, а мы отгадаем»
Цель: закрепление представлений о профессиях сотрудников детского сада, знания их имён; развитие умения составлять небольшие описательные рассказы, сообразительности.
Воспитатель раздаёт детям конверты с фотографиями сотрудников детского сада.
Каждый ребёнок должен рассказать о том, кто изображён на фотографии, не называя его специальности (чем занимается, что у него есть в кабинете, какие орудия труда. Дети должны отгадать профессию сотрудника детского сада и по возможности имя и отчество.
- Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»
Цель: уточнение представлений детей о профессиях сотрудников детского сада, об инструментах, принадлежащих людям данной профессии; развитие речи.
Дети получают комплекты: карточки с изображением профессий сотрудников детского сада и карточки с изображением инструментов.
Задание: разложить карточки по парам — изображение профессии и инструментов, принадлежащих людям данной профессии.
Воспитатель предлагает детям рассказать, кому, что нужно для работы и зачем.
- Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе»
Цель: стимулирование желания поддерживать порядок в группе; формирование стремления беречь труд взрослых и бережного отношения к игрушкам, книгам, вещам.
Беседа по вопросам:
— Зачем нужно следить за чистотой в помещении?
— Кто наводит порядок в группе?
— Чем дети могут помочь помощнику воспитателя, воспитателю?
Детям предлагается игровая ситуация «Кто заметит беспорядок в групповой». Воспитатель отмечает самых внимательных детей и предлагает навести порядок в кукольном, книжном, строительном уголках. После работы обращает внимание на то, как в группе стало красиво, и это сделали сами дети. Подчёркивает: надо играть так, чтобы везде был порядок.
Педагог и дети вместе украшают групповую комнату осенними букетами.
- Словесная игра «Если бы не было…»
Цель: закрепление представлений детей о роли людей разных профессий, работающих в детском саду.
Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.
- Если бы не было поваров в саду, то…
- Если бы не было прачек в саду, то…
- Если бы не было музыкального руководителя, то…
- Если бы не было воспитателей, то…
- Если бы не было дворников, то…
- Если бы не было помощника воспитателя в саду, то…
- Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»
Цель: знакомить детей с трудом работников детского сада.
Задачи: знакомить детей с трудом работников детского сада. Вызвать интерес к работникам различных профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход занятия: воспитатель. Сегодня к нам в гости должна прийти кукла Алена. Давайте подумаем, как мы ее будем встречать? Как вы встречаете гостей дома? (Накрываем на стол, угощаем). Ребята, а кто у нас в группе накрывает на стол? (Тамара Викторовна). А что еще делает Тамара Викторовна, какую работу выполняет в группе? (Ответы детей). Ребята давайте попросим Наталья Михайловна помочь нам накрыть на стол для куклы Алены.
Помощник воспитателя помогает детям накрыть на стол для встречи куклы Алены.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая чистая посуда. А кто моет так чисто наши тарелки? (Ответы детей). Она моет посуду, раскладывает ее, расстилает чистые выглаженные салфетки. Желает нам здоровья! А чем мы будем угощать нашу Аленушку? (Ответы детей). Любят наши малыши вкусные булочки, пирожки, которые пекут нам повара детского сада. Ребята, а что еще готовят наши повара? (Ответы детей). А в чем они готовят и на чем? (В кастрюлях больших и маленьких, на большой плите). Ребята, давайте Алену угостим булочками. (На стол дети кладут тарелочку с «булочками»). Стук в дверь. Появляется кукла Алена. Здоровается.
Воспитатель. А вот и Аленушка! Давайте ее пригласим за стол, угостим булочками и расскажем Алене, кто нам помог накрывать на стол и готовить булочки в детском саду. (Рассказы детей). Ребята, давайте скажем нашей няне Тамаре Викторовне и поварам большое спасибо за их работу.
Воспитатель (берет куклу и, обращаясь к ней, спрашивает).
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Наша кукла Аленушка испачкалась. Надо ей вымыть руки и лицо. Покажите, ребята, кукле, где мы умываемся. (Дети показывают кукле умывальную комнату). А откуда мы берем воду? (Из крана). Какая нам нужна вода? (Теплая). (Воспитатель моет кукле лицо и руки). Посмотрите, наша Аленушка улыбается. Ей очень понравилось в нашем детском саду. Аленушка прощается с ребятами.
Блок «Моя малая родина»
- «Знаешь ли ты свой город?»
Цель. Развивать знания детей о родном городе.
Ход работы.
Воспитатель раздает каждому ребенку по три иллюстрации с изображением различных достопримечательностей родного города и задает вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку и закрывает ту иллюстрацию, которую угадал. Выигрывает тот игрок, который первым закроет все иллюстрации.
- Игра – путешествие «Мой город»
Цель. Формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором ты живешь.
Предварительная работа. Рассматривание открыток с видами родного города.
Словарь. Город, улица, автобус.
Оборудование. Макеты зданий города, «автобус», мультимедийное оборудование.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на автобусную экскурсию.
Дети садятся в «автобус», построенный из стульчиков, и «едут» на экскурсию. Звучит музыка. Экскурсия проводится с помощью мультимедийного оборудования (ноутбук, показываются фотографии известных мест города. «Автобус останавливается», дети выходят.
Воспитатель предлагает детям последовательно посмотреть макеты зданий.
Воспитатель. Какое здание перед нами? (Наш детский сад). А для чего нужно нам это здание? (Дети ходят в детский сад, играют, учатся и т. д).
Аналогично рассматриваются остальные здания.
Воспитатель. Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей). Нравится вам наш город?
Что вам в нем нравится? (Ответы детей).
Расскажите, что вы видите вокруг? (Дома, машины, людей).
Где стоят дома? (По краям улицы).
Какие дома? (Высокие, низкие, разноцветные, красивые).
Где едут машины? (По дороге).
Где ходят люди? (По тротуару; если дети затрудняются ответить, то воспитатель объясняет.)
Воспитатель (обобщая ответы детей, делает вывод). Дома, дорога, тротуары, деревья – все это называется улицей. Улица, по которой мы гуляем, называется улица Новостройка. На ней находится наш детский сад. Улица — это часть города. Город состоит из улиц. Как называется улица, на которой вы живете? (Ответы детей). Какие улицы в нашем городе вы еще знаете? Как называется наш город?
Подошла к концу наша экскурсия, мы возвращаемся назад в детский сад.
Дети садятся в «автобус» и «едут» обратно. По дороге в детский сад воспитатель задает вопросы детям.
Воспитатель. Вам понравилась экскурсия? Что нового и интересного вы сегодня увидели и узнали? (Ответы детей). Вот мы приехали обратно.
- Словесная игра «Где это находится?»
Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах города, продолжать формировать знания о достопримечательностях родного города.
Материал: фотографии (картинки) с изображением городских достопримечательностей, фишки (медальки).
Ход игры:
Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию и постараться назвать, что на ней изображено, и где это находится. Ребенок, который ответил, верно, получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.
- Дидактическая игра «Дверная скважина»
Цели: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры:
Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.
Блок «Будем Родине служить»
- Игра-беседа «Маленький капитан»
Цель: Обогащать знания детей о моряках; формировать патриотические чувства.
Предварительная работа: Разучивание стихотворения А. Барто «Капитан».
Словарь: Матрос, капитан, бескозырка.
Оборудование: Иллюстрация к стихотворению А. Барто «Капитан».
Ход работы.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию к стихотворению А. Барто «Капитан»
- дети рассматривают.
Воспитатель: Кого вы видите на этой картине? (мальчика)
Ответы детей: …
Воспитатель: Что мальчик держит в руке? (верёвку)
Ответы детей: …
Воспитатель: Что он тянет по воде? (кораблик)
Ответы детей: …
Дети по желанию читают стихотворение «Капитан»
Матросская шапка,
Верёвка в руке.
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
«Прокати капитан!»
Игра «Плавает – не плавает»
Игра на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет плавает - дети поднимают руки. Если не плавает - руки у детей опущены.
Для детей младшего возраста называются простые предметы (кораблик, камень, самолёт, стул и т.д.)
Воспитатель: Кто плавает на кораблях? (моряки, матросы)
Ответы детей: …
Воспитатель помогает, если дети затрудняются с ответом.
Воспитатель: У моряков головной убор называется – бескозырка. Давайте повторим вместе.
Дети повторяют индивидуально и хором.
Воспитатель: Ребята, а кто самый главный на корабле? (капитан)
Ответы детей: …
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы стать, отважным моряком?
Ответы детей: …
Воспитатель выслушивает рассуждения детей. Помогает сформулировать ответ.
Воспитатель: Мальчики, кем вы хотите стать, когда вырастите?
Ответы детей: …
Воспитатель: когда вы вырастите, будите защищать нашу Родину. Чтобы мамы гордились вами, нужно быть смелым, ловким, сильным, отважным.
- Подвижная игра «Снайпер»
Цель игры: выработка меткости, четкости и координации движений.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в свою шеренгу и попадает снарядами (катать мяч) в цель (сбивают кегли). Побеждает команда, которая раньше собьёт все кегли.
- Игра-беседа «Летят самолёты»
Цель: Дать понятие о празднике День защитников Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных лётчиков; учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал воспитателя и начинать движение только после словесного сигнала; учить детей ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, заучивание стихов.
Словарь: Праздник, лётчик, моряк, крылья, парад.
Оборудование: Иллюстрации, геометрические фигуры.
Ход беседы
Воспитатель: Скоро мы будем отмечать праздник День защитника Отечества. Мы будем поздравлять солдат, которые защищали и защищают нашу Родину. Каких военных вы знаете? (танкисты, лётчики, моряки)
Ответы детей: …
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о лётчиках и о тех машинах, на которых они летают. Послушайте загадку.
Большая птица, стальная птица
За облака сейчас умчится.
Отважный лётчик её ведёт.
А птица эта……(самолёт)
Подвижная игра «Самолеты»
По команде воспитателя «Заводим моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью. При команде: «Самолёты летят» дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и бегают врассыпную. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию, на которой изображены самолёты.
Воспитатель: Что вы видите на картине? (самолёты)
Ответы детей: …
Воспитатель: Кто водит самолёты? (лётчик)
Ответы детей: …
Воспитатель: Каким должен быть лётчик? (смелым, решительным, внимательным, здоровым)
Ответы детей: …
Воспитатель: Что нужно делать с детства, чтобы стать лётчиком? (делать зарядку, кушать кашу и суп, хорошо учится)
Ответы детей: …
Подвижная игра «Самолёты летят»
Мы летаем высоко,…………идут на носочках
Мы летаем низко,……………...накланяются
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Дети ходят, имитируя полёт самолёта. По сигналу они останавливаются, изображая посадку самолёта.
Воспитатель: Из каких частей состоит самолёт? (Крылья, хвост, мотор, кабина)
Ответы детей: …
Воспитатель: Ребята, может, кто-то из вас летал на самолёте? Расскажите нам.
Ответы детей: …
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?
Ответы детей: …
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и игре нашей конец, а кто играл, тот молодец!
- Игровая деятельность «Сильные и смелые».
Цель: способствовать формированию мужских качеств: силы, ловкости, быстроты.
Предварительная работа
- беседа с детьми о солдатах, спортсменах.
- рассматривание иллюстраций.
Оборудование: кубики, голубое полотно, деревянный мостик, обручи, мешки, флаги.
Ход занятия.
Чтоб здоровьем отличаться
Надо много заниматься.
В играх правила все знать
Строго их всем выполнять.
Воспитатель:
Ребята, а что нужно сделать для того, чтоб быть: сильным, смелым, ловким?
Дети: заниматься спортом.
Воспитатель:
правильно дети. И я вам предлагаю поиграть в игру, чтобы узнать какие вы смелые, сильные, ловкие.
1 игра:
«Попади в цель»
оборудование: мячи, корзины.
2 игра:
«Найди флажок»
На полу раскладываются флажки. Их должно быть на один флажок меньше чем детей. Под музыку дети бегают возле них, по окончанию музыки берут один флажок, кто не успел тот выходит из игры.
3 игра:
«Пограничный столб»
Пограничный столб разрушен. Наша задача восстановить пограничный столб. Для этого предлагается конструктор лего (5 зеленых и 5 красных деталей). Можно взять 2 или 3 набора таких деталей. Собираем столб на скорость, кто быстрее соберет тот и выиграл.
Ребята, я считаю, вы все молодцы, потому что вы доказали, что можете быть не только смелыми и ловкими, но и дружные.
Вы со мной согласны?
Ответ детей:….
Награждение детей. Медали за смелость.
Воспитатель: молодцы ребята, вы теперь настоящие солдаты.
- Подвижная игра «Перестрелка»
Цель: развитие умения взаимодействовать в команде, меткости
и ловкости.
Площадка разделена на две половины. Команды свободно располагаются на своих половинах. У каждой команды по мячу. По сигналу начинается перестрелка -дети бросают мячи, стараясь выбить игроков команды соперника, те отвечают им тем же.
Поймавший мяч, бросает его в любого из другой команды.
Побеждает команда, которая быстрее выбьет своих соперников.
Правила:
засчитываются только попадания в игрока с лёта. Игрок может спастись,
если поймает мяч, летевший в него, или увернется от него
Блок «Культура и традиции»
- Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»
Цель: воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Задачи: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх. Развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.
Оборудование: костюмы матрешек, игрушка-матрешка, аудиозаписи русской народной мелодии.
Ход работы: Воспитатель с детьми входит в «русскую избу». Девочки одеты в костюм матрешек.
Воспитатель: Ребята, в этой избе бабушка живет. Сегодня она ждет в гости внуков. Всех-то она любит, всех-то она голубит. Как увидите, что бабушка у окошка села, подойдите поближе к дому и постучитесь к ней.
Дети стучат. Выходит, бабушка.
Бабушка. Внучата мои пришли. Здравствуйте! Много у меня внуков, и для каждого ласковое слово найдется.
Наша внученька в дому что оладушек в меду,
Что оладушек в меду, сладко яблочко в саду!
У Вани руки в бок, глазки в потолок.
Пошел за порог, упал поперек!
Котик в избушке печет ватрушки.
Тому, сему продает, а Машеньке так дает!
Кого приласкала, кого пожалела, а кого рассмешила.
А теперь садитесь рядком, а я на вас полюбуюсь.
Бабушка садится перед детьми и предлагает поиграть в игру «Десять внучат». Дети сжимают пальчики в кулачки.
У нашей бабушки десять внучат: открывает мизинцы.
Две Ульки в люльках качаются,
Две Аленки в подушках валяются, Четыре пальца.
Две Аринки на перинках удивляются, Шесть пальцев.
Два Ивана на лавках сидят, ещё два пальца, итого восемь пальцев.
Два Степана учиться хотят!
Десять внуков, а бабушка одна!
Бабушка. Идите, внучата мои, ко мне! Какие вы нарядные, красивые. А платочки на вас какие нарядные!
Воспитатель.
Ой, да мы матрешки,
Неуклюжие немножко!
Вот матрешки встали в ряд,
Что-то вам сказать хотят.
Матрешки исполняют песню-танец «Мы веселые матрешки».
В сарафанах наших пестрых
Мы, веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Нарядили нас в платочки,
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки,
Ладушки, ладушки!
Бабушка.
Очень весело плясали,
Но еще мы не играли.
Музыкальная игра –
Всем понравиться она.
Называется игра «Возьми матрешку».
Воспитатель ставит на пол большую матрешку. Играющие дети становятся вокруг нее. Звучит русская народная мелодия. Ребята идут по кругу и выполняют движения по тексту.
Ну-ка, «русскую» давайте,
Веселее начинайте,
Прогуляемся, прогуляемся.
Мы похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко.
Забавляемся, забавляемся.
Ножкой громко застучали,
Чтобы все нас услыхали, -
Постараемся, постараемся!
А теперь пошли в присядку,
Вот какие мы ребятки –
Не стесняемся, не стесняемся.
Вы, ребята не спешите,
А немного попляшите.
Кончит музыка играть –
Матрешку нужно быстро взять.
Бабушка. Ах вы мои лапушки! Порадовали бабушку, повеселили мое сердечко! Пришла пора и мне побаловать вас. Хочу угостить вас вкусными пирожками, которые сама испекла. Угощайтесь, милые мои!
Спасибо большое за угощенье.
А теперь пора прощаться,
Хоть и жалко расставаться.
Приходите и вы к нам,
Рады мы всегда гостям!
- Игра — развлечение «Кот Васька».
Цель: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми.
Задачи: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.
Оборудование: солнышко, игрушка кота.
Ход занятия.
На экране появляется бабушка в русской избе. Вот и детушки мои пришли. Мои внучата пришли! Здравствуйте, мои любимые, здравствуйте, мои хорошие! Очень люблю, когда вы ко мне в гости приходите! Садитесь на лавочку да слушайте загадочку:
Весь мохнатенький.
Сам усатенький, четыре лапки, а в лапках –
Цап-царапки. Кто это?
(Котик).
На экране появляется котик. Правильно, котик. Зовут его Васька. Как мы будем киску звать? (Кис-кис-кис).
Бабушка. Посмотрите, ребята, какая у моего котика шубка? (Теплая, пушистая, мягкая). Какие у него глазки? (Зеленые, хитрые). А усы – удивительной красы! Я так люблю своего котика! Он мне песенки поет, любит слушать мои сказки, потешки. Но что-то мой котик глазки жмурит. Да ведь он спать хочет! Я осторожно положу котика, пусть он спит, а мы с вами пока поиграем.
Игра «Водят мыши хоровод»
Водят мыши хоровод, Дети водят вокруг кота хоровод.
В колыбельке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите. Приседают и грозят пальчиком.
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька-кот, стучат ладошками по коленям.
Разобьет ваш хоровод.
Кот просыпается и сердито кричит: «Мяу! Кто меня разбудил? Поцарапаю!». Дети убегают от кола на лавочки.
Бабушка. Не сердись, Васька! Ребята с тобой играли! Может, теперь поиграешь ты с ними?
Котик. Не хочу! Я люблю на солнышке греться, а у вас оно спит.
Бабушка. Ребята, давайте позовем солнышко.
Дети исполняют песенку про солнышко. На слайде появляется солнышко.
Бабушка. Вот и солнышко к нам пришло! Всем оно улыбнулось ласково: и детям, и котику, и гостям!
Котик. Хорошо, что солнышко позвали! Мне так тепло стало, хорошо и весело! Мяу! Я даже с вами поиграть захотел! Повторяется игра «Водят мыши хоровод».
Бабушка. Молодцы, ребята, ловко от котика убежали, никого не догнал! Вот какой котик живет у меня. Приходите к нам в гости, рады мы таким гостям. Я вас с остальными жильцами познакомлю. До свидания.
- Подвижная игра «Мы повесим шарики»
Цель: Развитие быстроты, внимания; формирование у детей понятие о русских народных традициях.
Дети повторяют движения за воспитателем под музыку на ускорение.
- Подвижная игра «Соберем урожай».
Цель: развитие быстроты, внимания; продолжать обогащать знаниями о традициях празднования народных праздников; вызвать положительные, радостные эмоции у детей.
Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Сбор урожая».
Оборудование: две небольшие корзины, резиновые или пластмассовые фрукты и овощи.
В игре участвуют два ребенка, «фрукты и овощи» лежат на столе. Задача первого ребенка быстро собрать в корзину урожай фруктов, второго-урожай овощей. Задание выполняется под ритмичную музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно- патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Презентация еа тему :Задачи нравственно -патриотического воспитания в младшем дошкольном возрасте....
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»
Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность: В младшем дошкольном возрасте у детей н...
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»
В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна больша...
Сборник игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре....
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»
В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...
Сборник игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре....