Теоретический материал для музыкального развития
методическая разработка
Материал оформлен в таблицах, удобен для восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_po_muzykalnomu_razvitiyu.docx | 365.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Существуют временные рамки непосредственной музыкальной образовательной деятельности
Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | 35 мин. |
С детскими голосами необходимо быть очень бережными и осторожными, при выборе музыкальных произведений следует учитывать возрастные особенности детей и диапазон детского голоса.
Слушание
Вторая группа раннего возраста | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
-Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. -Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; | -Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. -Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). -Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). «Листопад», муз. Т. Попатенко «Воробей», муз. А. Руббах | -Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца). –Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. -Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. -Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы). «Смелый наездник» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана «Жаворонок», муз. М. Глинки | -Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, , балалайка). «Полька»; муз. Д. Львова-Компанейца, сл. З. Петровой «Кто придумал песенку?», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Л. Дымовой | -Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты —терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. -Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. -Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. -Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации. «Веселый крестьянин», муз. Р. Шумана «Тройка», муз. Г. Свиридова |
Пение
Вторая группа раннего возраста | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
-Вызывать активность детей при подпевании и пении. -Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). -Постепенно приучать к сольному пению. «Дождик», рус. нар. мелодия, обраб. B. Фере «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой | Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) —ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель «Маме в день 8 Марта», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен | -Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре —си первой октавы). -Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. -Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя). «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова | -Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. –Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. -Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. -Развивать песенный музыкальный вкус. «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. Н. Пассовой | Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. -Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). -Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева |
«Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко;
1. Тучи в небе кружатся
Что ни шаг, то лужица,
Что ни шаг, что ни шаг
Что ни шаг, то лужица.
2. День осенний хмурится,
Листопад на улице,
Листопад, листопад,
Листопад на улице.
«Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
«Ты скорей, дружок, расти».
Музыкально-ритмические движения
Вторая группа раннего возраста | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
-Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. -Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). -Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обраб. Е. Тиличеевой | -Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. | -Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. –Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. -Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный). «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, сл. Е. Каргановой «Танец с платочками», рус. нар. мелодия | -Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образ- ное содержание. -Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед). -Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. -Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. «Не выпустим», муз. Т. Ломовой «Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька») | -Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. -Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.). -Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок. «Пружинка», муз. Ю. Чичкова («Полька» «Найди себе пару», венг. нар. мелодии |
Игра на детских музыкальных инструментах
Вторая группа раннего возраста | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
-Учить различать звуки по высоте: высокое и низкое звучание. | -Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. -Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах. | Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. | -Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. -Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. | -Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. -Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле. |
Металлофон
| Ложки | Барабан |
Погремушка
| Колокольчики | Фортепьяно |
Художественно-Эстетическое развитие. Музыкально-художественная деятельность
Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Занятия музыкой влияет на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пение, слушание музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности.
С развитием музыкальности у воспитанников появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. Основными задачами музыкального воспитания можно считать: Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание — восприятие. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Дети неоднократно слушают песню, разучивая ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая разнообразные характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык». Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальным произведением разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Музыкальные движения — яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера.
Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа — все это может отражаться и в движении. Двигаясь под музыку, дети учатся полнее воспринимать ее и тем самым получать сильные впечатления от художественных произведений. При этом развивается их воображение, постепенно формируют вкус. Все музыкальные движения (упражнения, игры, хоровод, танцы) выполняют общую задачу — добиться слитности характера движения и музыки.
Пение- — сложный процесс звукообразования, в котором очень важно координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.
Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушивается к исполняемой мелодии, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыханию, укреплению голосового аппарата. В процессе обучению пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. В современных условиях, когда выражают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.
Основой разговорной и певческой речи является дыхание. С детьми необходимо делать упражнения способствующие укреплению дыхания, например: «качели», «надуй шарик», «задуй свечу». Дыхание берётся спокойно, бесшумно, через нос. Верхнее нёбо приобретает форму «купола». Грудь и плечи не поднимаются. В дыхании участвуют диафрагма и мышцы живота.
Для развития артикуляции(формирование гласных звуков) и дикции(произношение согласных звуков) необходимо делать гимнастику для губ и языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический материал и разработанная методика по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, ка...
Теоретический материал на тему: "Развитие элементарных математических представлений дошкольников через игры"
"Развитие элементарных математических представлений дошкольников через игры"...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ/
Тема:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ1. Особенности психического развития ребёнка 3-го года жизни.2. Характерист...