Экскурсия на тему "Золотая осень". Старшая группа № 6 "Алёнушка"
материал (старшая группа)
Задачи:
• конкретизировать и обобщить представления детей о золотой осени;
• формировать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и состоянием растений к этим изменениям;
• развивать потребность передавать впечатления в образной речи;
• воспитывать интерес к сезонным изменения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему: «Золотая осень», просмотр видео материалов, прослушивания аудиозаписи чтение произведений об осени, заучивание примет и поговорок.
Ход экскурсии.
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня получили письмо в жолтом конверте. А от кого оно мы можем узнать, отгадав загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
Воспитатель: Осень предлагает нам прогуляться по городской аллеи. Вы согласны?
Дети. Да.
Воспитатель: Только сначала давайте вспомним правила поведения в природе. Ответы детей.
Воспитатель: Ну, теперь мы смело можем отправляться в путь.
По дороге воспитатель уточняет, какая погода.
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая она осень. Опишите её.
Ответы детей.
- Основная часть.
Воспитатель: С приходом осени все вокруг изменилось. Наша аллея похожа на сказочную страну. В аллее растут разнообразные кустарники, деревья, очень много осенних цветов.
Воспитатель: Предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли с растениями с приходом осени. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть эти изменения, а самое главное – ответить на вопрос: почему эти изменения произошли?
(Дети проводят наблюдения за растениями аллеи.)
Воспитатель: Как изменились деревья?
Дети: На деревьях листья пожелтели и стали облетать, начался листопад. Воспитатель: Как вы думаете, почему листья становятся жёлтыми? Давайте рассмотрим этот листочек (все рассматривают лист, в котором есть и зелёный и жёлтый пигменты). В нём содержится зелёное и жёлтое вещество, которое называется пигментом. С наступлением осени, когда холодает, зелёное вещество в листьях разрушается. А вот жёлтому веществу холод не страшен, поэтому листья постепенно меняют свою окраску. Иногда вместо жёлтой окраски появляется красная или малиновая как у рябины.
Воспитатель: Что изменилось на кустарниках?
Дети: На кустарниках также появились жёлтые и красные листья, как и у деревьев, они тоже начинают сбрасывать листву.
Воспитатель: А что произошло с травой и цветами?
Дети: Трава пожелтела и пожухла, покрылась разноцветными опавшими листьями, цветы постепенно увядают и засыхают.
Воспитатель: Ребята, почему произошли такие изменения в природе?
Дети: Стало меньше тепла, похолодало, сократился световой день.
(Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и на открытой полянке и отметить, чем она отличается.)
Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями. Что вы можете о ней сказать?
Дети: Трава пожелтела и покрыта листьев.
Воспитатель: А что можно сказать про траву на открытой поляне?
Дети: Трава желтая, но видна и зелёная травка, листьев на открытой поляне меньше.
Воспитатель: Почему трава такая разная? Как вы думаете?
Соня: Под деревьями на траву меньше попадает света, она засыпана листвой, засыхает и увядает.
Лена: На открытой полянке траве достаточно света и тепла, меньше листьев поэтому она стоит зелёная.
Воспитатель: Как попали листья на полянку, ведь деревья достаточно далеко?
Дети: Опадавшие листочки ветер разносит по всей аллее.
Воспитатель: Вы знаете, как называют листья, которые лежат на земле?
Дети: Листья называют золотым ковром?
Воспитатель: Почему опавшие листья назвали ковром?
Дети: Ковром их называют, потому что листьев много, они мягкие и очень красивые.
Воспитатель: Почему назвали не простым ковром, а золотым.
Дети: Листья жёлтого цвета и похожи на золото.
Воспитатель: Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень. Как называют такую осень?
Дети: Такую осень называют золотой.
Воспитатель: Почему осень золотая?
Дети: Много жёлтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под ногами золотой ковёр.
Воспитатель: Ребята обратите внимание на деревья, всели деревья одинаковые.
Дети: Все деревья разные. Некоторые деревья
Воспитатель: Каждый лист принадлежит какому-нибудь дереву. Ребята, а все ли деревья на аллеи вам знакомы? Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас мы это проверим. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».
Подвижная игра «К названному дереву беги»
Воспитатель: Вот сколько разных деревьев и кустарников растёт на аллее. У каждого дерева свой красивый и неповторимый лист. Давайте с вами соберём букет из осенних листьев. Собирайте самые красивые листочки.
Дети собирают букет из осенних листьев.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что насекомых стало меньше, их почти не видно. С чем это связано?
Дети: Насекомые спрятались, многие уже заснули до будущей весны.
Воспитатель: Почему насекомые прячутся?
Дети: Стало холодно, уменьшился световой день.
Воспитатель: Прислушайтесь к окружающим звукам. Что вы слышите?
Дети: Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно голосов птиц.
Воспитатель: Почему не видно и не слышно птиц?
Дети: Птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель: Зачем птицы улетают так далеко?
Дети: Становится холодно, корма всё меньше.
Воспитатель: Заканчивается наша экскурсия по аллеи. Какие изменения произошли с приходом осени? Ответы детей.
Воспитатель: Вы увидели многого интересного. Осень подарила нам красивые краски, недаром её называют «очей очарованье». Обратите внимание на красоту деревьев и постарайтесь её запомнить. В группе мы с вами превратимся в художников и попробуем нарисовать картину «Краски осени». А теперь пора возвращаться в детский сад!
- Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? Что вам запомнилось, понравилось больше всего? Ответы детей.
Воспитатель: Золотая осень – самое красивое и щедрое время года! О золотой осени сложено множество песен и написано большое количество стихотворений. Какие стихи или песни вы знаете про осень? Дети читают стихи, поют песни. По желанию рисуют картины на тему «Краски осени»
В теплый солнечный денек мы вышли с детьми на обзорную прогулку по территорий детского сада. Обратили внимание на голубизну неба, яркое солнце слабо пригревающее землю, какие красивые убранства на деревьях и кустарниках.
Проговорили с детьми про то, как деревья и кустарники готовятся к зиме. Какие из деревьев и кустарников пожелтели (береза, ива, тополь, черемуха) , а какие стали оранжево – красными (осина, красная рябина, черноплодная рябина).
Собрали и сравнили листья черемухи, рябины красной, березы и черноплодной рябины. Определили , что в данный момент листьев больше на деревьях и кустах, чем на земле, и этот период осени можно назвать – «Золотая осень».
*Как узнать березу среди других деревьев?
*Какого цвета ствол у березы? (белый с черными пятнами).
*Какого цвета листья у березы осенью? (зеленые и желтые).
*Какие части березы вы знаете? (корни, ствол, ветки, крона)
*Для чего деревьям корни? (питают дерево чтобы росло, держит его)
*Как называется это дерево? (осина).
*По каким признакам и приметам вы узнали, что это осина?(ствол светло – серый, листья по форме напоминают монетку, листва на дереве «дрожит» и без ветра.
Исследовательская деятельность.
-Рассмотрели листья от каждого дерева и кустарника, сравнили их по окраске, по размерам (методом прикладывания друг к другу).
Выяснили, что листья у разных деревьев отличаются по размерам, по форме, по цвету, что они не похожи друг на друга.
Увидели, что листья у одного дерева или куста, также могут отличатся по размеру (большие, средние, маленькие; по цвету – ярче, бледнее).
Собрали листья для будущих поделок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ в библиотеку»
ЗАДАЧИ:1) формировать у детей реалистические представления о труде...
Экскурсия детей и родителей старшей группы в библиотеку.
Совместная работа с родителями....
осенняя экскурсия в парк для старшей группы
Систематизировать знания детей о деревьях, кустарниках, умение узнавать их по листьям...
Осенняя экскурсия в парк для старшей группы
Мы мало задумываемся о том, насколько деревья важны для жизни людей и всего живого на Земле. Получая знания о деревьях, дети будут, бережно к ним относится, будут эмоционально отзывчивы....
Календарно тематическое планирование Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ». Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).
Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ».Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)....