Экскурсия на тему "Золотая осень". Старшая группа № 6 "Алёнушка"
материал (старшая группа)

Нелезина Вера Михайловна

Задачи:

• конкретизировать  и обобщить представления детей о золотой осени;

• формировать  умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и состоянием растений к этим изменениям;

• развивать потребность передавать впечатления в образной речи;

• воспитывать интерес к сезонным изменения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему«Золотая осень», просмотр видео материалов, прослушивания аудиозаписи чтение произведений об осени, заучивание примет и поговорок.

Ход экскурсии.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня получили письмо в жолтом конверте. А от кого оно мы можем узнать, отгадав загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

 Воспитатель: Осень предлагает нам прогуляться по городской  аллеи. Вы согласны?  

 Дети. Да.

Воспитатель: Только сначала давайте вспомним правила поведения в природе.  Ответы детей.

Воспитатель: Ну, теперь мы смело можем отправляться в путь.

По дороге воспитатель уточняет, какая погода.

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая она осень. Опишите её. 

Ответы детей.

  1. Основная часть.

Воспитатель: С приходом осени все вокруг изменилось. Наша аллея похожа на сказочную страну.  В аллее растут разнообразные кустарники, деревья, очень много осенних цветов.

 Воспитатель: Предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли с растениями с приходом осени. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть эти изменения, а самое главное – ответить на вопрос: почему эти изменения произошли?

(Дети проводят наблюдения за растениями аллеи.)

Воспитатель: Как изменились деревья?

Дети:  На деревьях листья пожелтели  и стали  облетать, начался листопад. Воспитатель: Как вы думаете, почему листья становятся жёлтыми? Давайте рассмотрим этот листочек (все рассматривают лист, в котором есть и зелёный и жёлтый пигменты). В нём содержится зелёное и жёлтое вещество, которое называется пигментом. С наступлением осени, когда холодает, зелёное вещество в листьях разрушается. А вот жёлтому веществу холод не страшен, поэтому листья постепенно меняют свою окраску. Иногда вместо жёлтой окраски появляется красная или малиновая как у рябины.

Воспитатель: Что изменилось на кустарниках?

Дети: На кустарниках также появились жёлтые и красные листья, как и у деревьев, они тоже начинают сбрасывать листву.

Воспитатель: А что произошло с травой и цветами?

Дети: Трава пожелтела и пожухла, покрылась разноцветными опавшими листьями, цветы постепенно увядают и засыхают.

Воспитатель: Ребята, почему произошли такие изменения в природе?

Дети: Стало меньше тепла, похолодало, сократился световой день.

(Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и на открытой полянке и отметить, чем она отличается.)

Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями. Что вы можете о ней сказать?

Дети: Трава пожелтела и покрыта листьев.

Воспитатель: А что можно сказать про траву на открытой поляне?

Дети: Трава желтая, но видна и зелёная травка, листьев на открытой поляне меньше.

Воспитатель: Почему трава такая разная? Как вы думаете?

Соня: Под деревьями на траву меньше попадает света, она засыпана листвой, засыхает и увядает.

Лена: На открытой полянке траве достаточно света и тепла,  меньше листьев поэтому она стоит зелёная.

Воспитатель: Как попали листья на полянку, ведь деревья достаточно далеко?

Дети: Опадавшие листочки ветер разносит по всей аллее.

Воспитатель: Вы знаете, как называют листья, которые лежат на земле?

Дети: Листья называют золотым ковром?

Воспитатель: Почему опавшие листья назвали ковром?

Дети: Ковром их называют, потому что листьев много, они мягкие и очень красивые.

Воспитатель: Почему назвали не простым ковром, а золотым.

Дети: Листья жёлтого цвета и похожи на золото.

Воспитатель: Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень. Как называют такую осень?

Дети: Такую осень называют золотой.

Воспитатель: Почему осень золотая?

Дети: Много жёлтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под ногами золотой ковёр.

Воспитатель: Ребята обратите внимание на деревья, всели деревья одинаковые.

Дети: Все деревья разные. Некоторые деревья

Воспитатель: Каждый лист принадлежит какому-нибудь дереву. Ребята, а все ли деревья на аллеи вам знакомы? Ответы детей.

Воспитатель. Сейчас мы это проверим.  Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».

Подвижная игра «К названному дереву беги»

Воспитатель: Вот сколько разных деревьев и кустарников растёт на аллее. У каждого дерева свой красивый и неповторимый лист. Давайте с вами соберём букет из осенних листьев. Собирайте самые красивые листочки.

Дети собирают букет из осенних листьев.

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что  насекомых стало меньше, их почти не видно. С чем это связано?

Дети: Насекомые спрятались, многие уже заснули до будущей весны.

Воспитатель: Почему насекомые прячутся?

Дети: Стало холодно, уменьшился световой день.

Воспитатель: Прислушайтесь к окружающим звукам. Что вы слышите?

Дети: Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно голосов птиц.

Воспитатель: Почему не видно и не слышно птиц?

Дети: Птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель: Зачем птицы улетают так далеко?

Дети: Становится холодно, корма всё меньше.

Воспитатель: Заканчивается наша экскурсия по аллеи. Какие изменения произошли с приходом осени? Ответы детей.

Воспитатель: Вы увидели многого интересного. Осень подарила нам красивые краски, недаром её называют «очей очарованье». Обратите внимание на красоту деревьев и постарайтесь её запомнить. В группе мы с вами превратимся в художников и попробуем нарисовать картину «Краски осени». А теперь пора возвращаться в детский сад!

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? Что вам запомнилось, понравилось больше всего? Ответы детей.

Воспитатель: Золотая осень – самое красивое и щедрое время года! О золотой осени сложено множество песен и написано большое количество стихотворений. Какие стихи или песни вы знаете про осень? Дети читают стихи, поют песни. По желанию рисуют картины на тему «Краски осени»

   

В теплый солнечный денек мы вышли с детьми на обзорную прогулку по территорий детского сада. Обратили внимание на голубизну неба, яркое солнце слабо пригревающее землю, какие красивые убранства на деревьях и кустарниках.

          Проговорили с детьми про то, как деревья и кустарники готовятся к зиме. Какие из деревьев и кустарников  пожелтели (береза, ива, тополь, черемуха) , а какие стали оранжево – красными (осина, красная рябина, черноплодная рябина).

          Собрали и сравнили листья черемухи, рябины красной, березы и черноплодной рябины. Определили , что в данный момент листьев больше на деревьях и кустах, чем на земле, и этот период осени можно назвать – «Золотая осень».

*Как узнать березу среди других деревьев?

*Какого цвета ствол у березы? (белый с черными пятнами).

*Какого цвета листья у березы осенью? (зеленые и желтые).

*Какие части березы вы знаете? (корни, ствол, ветки, крона)

*Для чего деревьям корни? (питают дерево чтобы росло, держит его)

*Как называется это дерево? (осина).

*По каким признакам и приметам вы узнали, что это осина?(ствол светло – серый, листья по форме напоминают монетку, листва на дереве «дрожит» и без ветра.

Исследовательская деятельность.

-Рассмотрели листья от каждого дерева и кустарника, сравнили их по окраске, по размерам (методом прикладывания друг к другу).

Выяснили, что листья у разных деревьев отличаются по размерам, по форме, по цвету, что они не похожи друг на друга.

Увидели, что листья у одного дерева или куста, также могут отличатся по размеру (большие, средние, маленькие; по цвету – ярче, бледнее).

Собрали листья для будущих поделок.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ в библиотеку»

ЗАДАЧИ:1) формировать у детей реалистические  представления о труде...

осенняя экскурсия в парк для старшей группы

Систематизировать знания детей о деревьях, кустарниках, умение узнавать их по листьям...

Осенняя экскурсия в парк для старшей группы

Мы мало задумываемся о том, насколько деревья важны для жизни людей и всего живого на Земле.  Получая знания о деревьях, дети будут, бережно к ним относится, будут эмоционально отзывчивы....

Календарно тематическое планирование Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ». Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).

Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ».Старшая группа  компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)....