Тематический досуг «История создания фортепиано»
материал (старшая, подготовительная группа)
Иллюстрированный рассказ о том, как создавалось фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_fortepiano.docx | 40.47 КБ |
istoriya_fortepiano.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ тематического досуга «История создания фортепиано»
Для старших дошкольников и их родителей
Цель – приобщать детей к истории музыкальной культуры
Задачи
- оказывать посильную помощь родителям в воспитании гармоничной личности.
- Вызвать интерес у дошкольников к истории музыки, к истории создания музыкальных инструментов.
- Вызвать желание у дошкольников и их родителей быть активными участниками в преобразовании развивающей среды в детском саду.
- Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах (внешний вид, устройство, тембр звучания).
Дети с родителями рассаживаются свободно в зале перед экраном
МУЗ.РУК. Сегодня вы узнаете, как в нашей жизни появилось фортепиано. А скажите, задумывались ли вы когда-нибудь, что это, собственно, за инструмент -фортепиано, и почему оно занимает важное место в музыке?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем отправиться в путешествие в далекое прошлое.
- СЛАЙД 1
«Название презентации»
- СЛАЙД 2
Давным- давно, много- много лет назад ( 570 до н. э.) в Древней Греции жил учёный Пифагор. Он изучал свойства различных материалов. И вот он создал не то прибор, не то музыкальный инструмент:
- СДАЙД 3-4
прямoугольный ящик, на верхней части которого была нанесена шкала, а сверху крепилась только одна струна. Назвал он это устройство монохорд. Перемещая подвижную подставку по разным точкам шкалы, Пифагор получал звучание различных по высоте звуков. Монохорд и был «прадедушкой» фортепиано.
Его начали совершенствовать, размещая на поверхности всё больше струн.
- СДАЙД 5
Так появились гусли.
Струн становилось все больше и больше…
Затем придумали соединить клавиатуру и многострунный монохорд.
СЛАЙД 6
Так родился клавикорд.
Что за удивительный получился инструмент!
Играть на нем было легко – достаточно было легкого прикосновения, чтобы он зазвучал нежно, мягко.
Клавикорд был удобным и легким.
Его можно было поставить на стол, или держать на коленях.
Всем был хорош клавикорд…
Но его звучание было очень тихим, едва слышным в большом помещении.
И еще – невозможно было извлекать звуки разные по силе звучания.
Люди хотели, чтобы звучание музыкальных инструментов напоминало пение птиц, интонацию голоса.
Но клавикорд не мог подражать этому.
Поэтому музыканты продолжали совершенствовать инструмент.
- СЛАЙД 7- 8- 9
Так появился Клавесин - первый клавишно-струнный инструмент
Клавесин звучал немного громче клавикорда.
Внешний вид клавесина стал богатым – мастера расписывали его красивыми узорами, резьбой, украшали инкрустацией.
Клавесины были разными по форме, но основных форм было две:
у одной струны располагались горизонтально (прототип рояля), у другой – вертикально (прототип пианино).
Как и клавикорд, клавесин имел недостаток - звук был почти одинаковой громкости.
Невозможно было извлекать громкие и тихие звуки.
И вот, в самом начале 18 века, итальянский мастер и коллекционер клавесинов Бартоломео Кристофори, изобрел «клавесин с тихим и громким звуком» - так он сам назвал свой инструмент.
Он усовершенствовал механизм инструмента и обтянул молоточки кожей.
Все оценили его «улучшенный клавесин».
Никто даже не подозревал, что этот новый клавесин даст жизнь новому «королевскому» инструменту – роялю…
На «трон» взошел рояль (что значит «королевский»), а клавикорды и клавесины перестали изготавливать.
На рояле можно было играть тихо и громко.
Мастера стали улучшать звучание рояля.
Они делали струны, по которым ударяли молоточки, более толстыми и длинными, и еще больше натягивали их.
Но корпуса роялей ломались от сильного натяжения.
- СЛАЙД 10
Когда люди научились использовать металл, они сделали чугунную раму, на которую и натянули струны.
Рама выдерживала натяжение струн до 20-ти тонн!
- СЛАЙД 11
Изменились и молоточки – их стали покрывать войлоком.
- СЛАЙД 12
И рояль «запел» - звук стал громче, ярче.
- СЛАЙД 13
Позже изобрели педали для продления звука.
Педаль делает звук еще ярче, выразительнее.
Рояль был замечательным инструментом, но очень… большим!
Он помещался в больших залах.
А в небольших помещениях его нельзя было использовать…
- СЛАЙД 14
Тогда мастера принялись за создание фортепиано, удобного для домашнего музицирования – пианино.
Так что рояль и пианино – совсем близкие «родственники».
Их называют «фортепиано», потому, что сила звука может быть разной - от едва слышного (пиано) до очень громкого (форте)!
На фортепиано можно исполнять и певучие мелодии, и многозвучные аккорды.
Чем отличается пианино от рояля? (ответы детей)
Музыкальный руководитель предлагает посмотреть видео, в котором пианист исполняет музыкальное произведение.
Музыкальный руководитель благодарит за внимание и прощается с детьми и их родителями
Список источников
- Медушевский В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта М; Педагогика 1985 г.
- https://www.youtube.com/watch?v=rl5sTS56k-AЭнциклопедия для детей. Искусство. Аванта +. Москва, 2001 г.
- Гельберквит М. Рождение фортепиано – М.: Детская литература, 1984 г.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М.: Всесоюзное издательство советских композиторов, 1986 г.
- Об истории создания фортепиано – http://euro-piano.ru/reviews/
- История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-www/dudkaland/ru/st19.html
- http://muzik.lenschool7.edusite.ru/p8aa1.html
- https://infourok.ru/beseda-dlya-detey-istoriya-sozdaniya-fortepiano-871120.html
- http://piano.ucoz.org/pianino2.jpg
- http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/173/172519/img7.jpg
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Г У С Л И
К Л А В И К О Р Д
К Л А В Е С И Н
КЛАВЕСИН
К Л А В Е С И Н
Р О Я Л Ь
ФОРТЕПИАНО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности Тематический досуг «Часы в гостях у сказки» В рамках проекта «Раньше и теперь в истории часов» с детьми подготовительной группы
Конспект совместной образовательной деятельности...
Проект тематического досуга ко Дню Космонавтики «Космические истории
Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим....
Сценарий тематического досуга ко Дню Космонавтики (для детей средней группы) «Космические истории»
Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим;развивать творческие способности обучающихся, внимание, па...
Сценарий тематического досуга ко Дню космонавтики для детей средней группы «Космические истории»
middot; Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим;р...
интегрированное тематическое развлечение "ЗНАКОМСТВО С ФОРТЕПИАНО"
Интегрированное тематическое развлеченик "Знакомство с фортепиано". Знакомство со звуками инструмента: низкие - высокие,громкие -тихие, долгие - короткие. Знакомство с "родственниками&q...
27-30 апреля тематическая неделя "День Победы" Презентация "История создания песни "Катюша"
Цикл бесед по истории создания военных песен.. ...