Мастер класс по ТИКО -конструированию
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер класс для воспитателей :
« Знакомство с конструктором ТИКО»
Целевая аудитория: воспитатели ДОУ
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников
мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО-
моделированию.
Задачи:
- знакомство педагогов с конструктором «ТИКО»
- обучение участников мастер-класса навыкам применения конструктора
«ТИКО»
- формирование у участников мастер-класса мотивации на
использование в образовательной деятельности с детьми конструктора
«ТИКО»
Материалы и оборудование:
схемы , конструктор «ТИКО»
Планируемый результат:
- информирование педагогического сообщества о системе работы по
«ТИКО»-конструированию для детей дошкольного возраста;
- сформированность представлений педагогов о возможности работы с
«ТИКО»-конструктором.
Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:
теоретическую,
практическую,
заключительную.
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы и пополнить методическую копилку методами и приёмами работы с конструктором ТИКО .
ТИКО - это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ТИКО, руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ТИКО я
Это лучшая игра!
Что такое же такое ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Использование конструктора ТИКО может быть в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры.
Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, ода шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов
по отношению друг к другу.
ТИКО-конструктор, как один из видов конструкторов, в занимательной и увлекательной форме способствуют развитию у детей навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Приёмы конструирования из деталей конструктора ТИКО просты и доступны ребёнку дошкольного возраста, начиная с младшего дошкольного возраста. Для детей младшей группы сначала рассмотреть конструктор, потом научиться классифицировать конструктор: по цветам, и форме. После того как конструктор изучен можно приступать к обучению детей конструировать.
Конструктора ТИКО формирует определенные умения:
− Творческие умения – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, тем самым, развивая творческое мышление.
− Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять;
− Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы активно общаются, называют 6 детали, ориентироваться в свойствах, сравнивают по признакам, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы.
− Речевые умения - дети запоминают буквы, звуки (гласные - согласные, твердые - мягкие), выполняют задания на звуковой анализ слов, поиск заданных звуков, составление слов и предложений. Это будет хорошей подготовкой к будущему обучению в школе!
Существует 12 наборов конструктора ТИКО:
1. Фантазёр
2. Геометрия
3. Школьник
4. Архимед
5. Класс
6. Шары
7. Платоновы тела
8. Малыш
9. Арифметика
10. Грамматика
11. Эрудит
12. Английский язык
- театрализованная деятельность - в театральном центре можно конструировать декорации и персонажи для сказок;
- валеологический центр – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
- центр «Семья» - кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью;
- центр сюжетно-ролевых игр - постройка необходимых или недостающих деталей для обыгрывания сюжета выбранной игры;
- в центре «Творчества» также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты;
- в центре конструирования строим дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Для педагога использование ТИКО конструктора интересно еще и тем, что его можно использовать как непосредственно в НОД, проводя через все образовательные области, что позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).
Младший возраст – плоскостное моделирование по образцу и схемам, средний возраст – включает объемное моделирование по образцу и схемам, также конструирование по замыслу.
Ребенок учится, использовать наглядность, соединять детали, на основе схемы располагать их относительно друг друга; в объемном моделировании – проявляет не только уже имеющиеся навыки, но и творческие способности (придумывание новой постройки на основе имеющихся представлений об объекте).
Хочу вам предложить задание для детей 2 младшей группы «Рассортировать по цвету», «Назвать и рассортировать по форме», «Рассортировать по размеру». Предлагаю вам построить из элементарных предметов, например, дорожку узкую и широкую.
Конструирование:
1 Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2 К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3 Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4 К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепите
остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская).Но мы с Вами можем сделать её объёмной.
Конструктор ТИКО можно использовать в любом виде деятельности.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучению грамоте развивает интеллект и личность детей, мотивирует их к учебе. Дети воспринимают занятия как игру и с большим удовольствием погружаются в нее.
Работая с набором «Грамматика», дети собственными руками создают из конструктора модели (схематические обозначения) звуков, букв, слогов, слов и их звуковых схем.
С помощью набора «Арифметика» дети осваивают и закрепляют состав чисел, сравнивают множества, складывают и вычитают числа.
На занятии по конструированию, тема которого «Домашние животные», ребята по схемам собрали друзей-домашних животных (корову, лошадь, овечку, свинку) для кота Тимоши. А в конце недели я с детьми реализовали итоговое мероприятие - проект «Ферма». Они сконструировали объемные фигуры – домики, сараи для животных фермы. Потом их туда заселили.
В свободной деятельности, развивая воображение, дети сами достраивают готовые фигуры, а также придумывают и мастерят свои
Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Испанский танец", конструирование из ажурных бумажных салфеток, вырубок и салфеткопластика.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1465 ИМЕНИ АДМИРАЛА Н. Г. КУЗНЕЦОВА, ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 5. ...
Мастер-класс для педагогов. Конструирование, как источник развития ребенка
Мастер-класс для воспитателей ДОУ и специалистов по развитию пространственного мышления через игры и авторские методики (игры Никитина и аналоги, Танграм, Тримино)....
Мастер класс СРЕДНЯЯ ГРУППА Конструирование в свободной деятельности детей
методы и виды работы по конструированию с детьми в свободной деятельности...
Мастер-класс по Лего-конструированию «Внедрение Лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ»
в материале представлена презентация к мастер-классу по лего-конструированию для педагогов...
Мастер-класс по «ТИКО» – моделированию для педагогических работников
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО- моделированию. Задачи:• знакомство педагогов с конструкт...
Мастер-класс «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....
Мастер класс по ТИКО для родителей
Цель: дать представление родителям (законным представителям) о конструкторе ТИКО, как о средстве речевого развития ребенка через конструкторскую деятельность...