диагностический минимум
учебно-методический материал

Воропаева Наталья Степановна

небходимые инструменты для работы психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy-minimum.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Реестр психодиагностического инструментария

 педагога-психолога ДОУ (диагностический минимум)

Психодиагностический инструментарий

Направление и цель психодиагностического обследования и исследования

Возраст

Форма проведения

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

А.С. Роньжина Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

От 2 до 4 лет

Индивидуальная / групповая

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

«Классификация предметов» (К. Гольдштейн, видоизменение Л.С. Выготского и Б.В. Зейгарник) (детский вариант).

Исследование процессов обобщения, абстрагирования, анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций на свои достижения и неудачи.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Метод «корректурных проб» Анфимова-Бурдона, кольца Ландольта.

Исследования внимания, утомляемости, темпа деятельности, работоспособности, умственной продуктивности, произвольности задачи, удержания и коррекции программы деятельности.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная / групповая

Кубики Кооса.

Диагностика комплекса качеств восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, пространственных представлений и эвристических способностей, оценка способности к выполнению основных мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, умозаключения, экстрополяции, интрополяции, получить интегральную характеристику практического, наглядно-действенного мышления, выявить уровень развития невербального интеллекта, исследование обучаемости

Модификация для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Индивидуальная

Доска Сегена.

Методика направлена на исследование доступности простых целенаправленных действий, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, ориентационной основы деятельности, зрительного-пространственного гнозиса, действия «на глаз», пространственного мышления, исследование обучаемости.

Модификация для детей дошкольного возраста от 2-3 лет

Индивидуальная

Альбом «Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте» Е.Д. Хомской.

или

Альбом «Нейропсихологическая диагностика ВПФ» (Л.С. Цветкова)

или

Альбом нейропсихологической диагностики в детском возрасте А.В. Семенович

(для специализированных садов).

Комплексная оценка произвольности, регуляции и характеристик высших психических функций и аффективного состояния.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

«Простые аналогии».

Диагностика понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.

Модификация для детей дошкольного возраста от 4 лет

Индивидуальная

Соотношение пословиц, метафор и фраз Б.В. Зейгарник.

Методика применяется для исследования мышления. Выявляет понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Установление последовательности событий методом А.Н. Бернштейна.

Методика предназначена для выявления умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Классификация фигур предложена Ю.Ф. Поляковым для переработана А.Я. Ивановой по принципу обучающего эксперимента.

Исследования процесса обобщения в наглядном и словесном плане.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия.

Исследование характеристик вербальной памяти, утомляемости, внимания.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Тест Торренса «завершение картинок»

(адаптация А.Н. Воронина).

Диагностика творческого мышления.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений Л.Г. Руденко , Н.Н.Павловой.

Комплексное обследование познавательных процессов.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Психолого-педагогическая диагностика развития детей под. ред. Е.А. Стребелевой

Изучения уровня познавательного развития.

Для детей от 2 до 7 лет.

Индивидуальная

Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф, К. Маховер и т.д.

Исследование уровня психического и интеллектуального развития ребенка.

Для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Тест Дж. Равена.

Измерение уровня интеллектуального развития.

С 5 лет.

Индивидуальная

ДИАГНОСТИКА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

«Графический диктант» Д.Б. Эльконина.

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности, умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи, выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы, выявление пространственной ориентировки и развитие мелких движений, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, самостоятельного анализа образца.

Старший дошкольного возраст

Индивидуальная / групповая

Сборник методик «Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка 6 – 7 летнего возраста к обучению в школе» /составитель Г.Ф. Кумарина.

Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Модификация для детей дошкольного возраста 6-7 лет

Индивидуальная

Скрининговая программа диагностики готовности к школе (Семаго Н.Я., Семаго М.М.).

Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Модификация для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Индивидуальная/групповая

Скрининговая программа диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности Е.А. Екжановой

(по запросу городского комитета).

Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Модификация для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Индивидуальная/групповая

Беседа о школе Т.А. Нежновой.

Исследование отношения к школе.

Для детей подготовительных групп

Индивидуальная

«Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга.

Исследование учебной мотивации.

Для детей подготовительных групп

Индивидуальная

А.Л. Венгер «Мотивационная готовность».

Исследование учебной мотивации.

Для детей подготовительных групп

Индивидуальная

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций «Домики» О.А. Ореховой.

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д. Б. Эльконину)

Схемы наблюдения Г.А. Урунтаевой или Р.Р. Калининой.

Диагностика совместной групповой деятельности, соблюдение правил, умение задавать правила и сюжеты, оценка сформированности сюжетно  - ролевой игры.

Модификация для детей дошкольного возраста

Групповая

Методика Я.З. Неверович «Психологический анализ формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».

Оценка уровней поведения детей при запоминании поручения по А. А.Смирновой.

Диагностика уровня сформированности совместной деятельности, общения, особенности поведения и взаимоотношений детей в процессе труда при разных его целях.

Старший дошкольный возраст

Групповая

Схема анализа совместной деятельности разработана на основе критериев, выделенных Т.А.Репиной, Л.Н. Башлаковой.

Наблюдение детей в совместной игровой, трудовой и учебной деятельности (Диагностика способности детей к партнерскому диалогу А. М.Щетининой).

Диагностика совместной деятельности и общение со взрослыми и сверстниками

Старший дошкольный возраст

Групповая

Диагностика дезадаптации в ДОУ

Методика Лисиной М., Шерьяздановой X. «Специфика восприятия и общения у дошкольников»

Рисование на тему «Мой воспитатель».

Рисование на тему «Моя группа».

Рисование на тему «Ребенок - детское общество».

Диагностика эмоционального благополучия и адаптации в ДОУ.

Старший дошкольный возраст

Групповая

Социометрические методики («Два домика», «Капитан корабля»)

Оценка структуры отношений в группе.

Старший дошкольный возраст

Индивидуальная

ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Восьмицветовой тест Люшера.

Исследование эмоциоанльного состояния ребенка.

Старший дошкольный возраст 5-7 лет

Индивидуальная

Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

Диагностика самооценки.

Старший дошкольный возраст 5-7 лет

Индивидуальная

Сравнительная оценка нравственных качеств у себя и сверстников методом Т.А. Репиной.

Диагностика самооценки личностных качеств и позиции в общении.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Исследование тревожности в дошкольном возрасте (Тест тревожности Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен).

Исследование ситуативной и личностной тревожности.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Методика «Метаморфозы» (изучение «образа Я» ребенка, отношения к значимым взрослым, автор Ж. Руайер).

Исследование эмоционально-личностных особенностей.

С 4 лет.

Индивидуальная

Тест «Сказки» Л. Дюсса.

Исследование эмоциональной сферы.

Старший дошкольный возраст 5-7 лет

Индивидуальная

Проективный тест выявления эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах «разноцветные домики» Н.И. Гоношенко, И.В. Тихомирова.

Диагностика эмоциональной сферы.

С 4 лет.

Индивидуальная.

Методика «Страхи в домиках». Модификация М.А. Панфиловой.

Диагностика страхов ребенка.

С 3 лет.

Индивидуальная.

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений, автор Г.Т. Хоментаускас).

«Семья в образе животных»

Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

Методика «Почта» (диагностика отношения ребенка к членам семьи. Модификация А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой).

Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

Модификация для детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальная

Фильм-тест Р. Жиля.

Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

Модификация для детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальная

Изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.

Для детей с 4 лет.

Индивидуальная

Диагностическое сопровождение  родителей дошкольников:

  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих  

  особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)

  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного  

  воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)

  • Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
  • Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
  • Тест семейная социограмма Эйдемилира.
  • Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:

  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
  • Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон.
  • Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е.
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
  • Шкала самоманиторинга М. Снайдера
  • Самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская.
  • Опросник самоорганизации деятельности ОСД (Е.Ю. Мандрикова).
  • Опросник способов совладания WCQ (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк).
  • Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).
  • Измерение эмоционального интеллекта – опросник ЭМИН (Д.В. Люсин).
  • Вербальный фрустрационный тест (Л.Н. Собчик).
  • Диагностика социального интеллекта (Дж. Гилфорда).
  • Опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова
  • Шкала оценки мотивации одобрения Ю.Л. Ханина (адаптация Марлоу-Кроуна).
  • Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко
  • Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф. Зимбардо, Дж. Ньютенна.
  • Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту (УМК), 4-7 лет

Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку  по учебно-методическому комплекту (УМК), 4-7 лет...

Памятка "Теоретический минимум по ТРИЗ для воспитателей"

Краткий обзор терминов, приемов фантазирования и обучения детей по ТРИЗ....