Специфика работы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников
консультация (старшая группа)
Система работы с родителями в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_roditelyami_v_dou.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Истема работы с родителями в Работа с родителями в ДОУ важна для воспитательного процесса. Без вовлечения мам и пап воспитателю сложнее коммуницировать с детьми. Родителям тоже непросто справляться с возникающими трудностями без общения с педагогом.
Как организовать? В арсенале воспитателя много форматов взаимодействия с представителями детей: традиционные, нетрадиционные, досуговые. Они помогут наладить партнерские отношения с родителями.
На первом этапе, который можно назвать «Давайте познакомимся», происходит знакомство родителей с ДОУ, используемыми в саду образовательными программами, педагогическим коллективом, вариантами совместной деятельности.
На втором этапе, условно называемом «Давайте подружимся», родители узнают об активных методах работы (тренингах, круглых столах, игровых семинарах и т. п.).
На третьем этапе, который можно назвать «Давайте узнавать вместе», взаимодействие родителей и педагогов становится глубже, приобретает направленность на развитие ребенка (выполнение исследовательских, проектных работ, совместных экскурсий, посещения выставок, музеев и т. п.).
Принципы работы с родителями в ДОУ
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия.
Доброжелательность в общении педагогов и родителями
В работе педагогов с родителями в группе ДОУ большое значение имеет позитивный настрой на общение. Если воспитатели начнут разговаривать со взрослыми членами семьи воспитанников в требовательной, категоричной манере, успешного взаимодействия достичь не удастся.
Администрация детского сада может разработать прекрасную модель работы с семьями дошкольников, однако для реализации ее на практике необходимо, чтобы ее применяли воспитатели. Именно от них зависит отношение взрослых и детей к детскому саду. И строится оно в процессе ежедневного доброжелательного общения.
Отдельные прекрасно проведенные мероприятия не смогут изменить впечатление в лучшую сторону, если родители каждый день сталкиваются с негативом или хамством со стороны педагогов.
Индивидуальный подход
Благодаря индивидуальному подходу, используемому при работе педагогов ДОУ с родителями, воспитатель сможет лучше понять их настроение, успокоить, посочувствовать при необходимости, а также вместе подумать, чем можно помочь ребенку в той или иной ситуации.
Большинство современных родителей знают, как надо воспитывать детей, поскольку на эту тему различными психологами и педагогами написано большое количество книг. Если воспитатель решит вести себя с ними с позиции наставника, пропагандируя педагогические знания, успеха во взаимоотношениях он вряд ли добьется.
Большего эффекта можно достичь, создав правильную атмосферу помощи и поддержки семьи в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей, продемонстрировав заинтересованность и желание ДОУ помочь в разрешении существующих сложностей.
Любая работа с родителями воспитателя ДОУ требует подробного плана и серьезной подготовки с упором на качество, а не на количество проводимых мероприятий. Низкий уровень подготовки к проведению семинара или родительского собрания отрицательно скажется на отношении взрослых членов семьи воспитанника к детскому саду.
Динамичность
В современных условиях для детских садов большое значение имеет развитие, быстрая реакция на социальные изменения в семьях воспитанников, их запросы относительно воспитания и образования детей. Направления и формы работы с родителями в ДОУ в значительной мере зависят от этих изменений.
Как поближе познакомиться с родителями воспитанников
Прежде чем начать современную работу с родителями в ДОУ, необходимо собрать о них как можно больше информации.
В первую очередь для выстраивания работы с родителями в ДОУ нужен анализ социального статуса семей воспитанников, настроя и ожиданий мам и пап от пребывания ребенка в детском саду. Для сбора информации можно использовать анкетирование, а также личные беседы с представителями детей.
Полученные данные помогут эффективнее выстроить взаимодействие с родителями, выбрать наиболее подходящие формы для работы с конкретной семьей.
В дошкольных учреждениях используются следующие формы взаимодействия родителей и воспитателей:
- мамы и папы привлекаются к участию в педагогическом процессе, а также к организации жизни ДОУ;
- родители приглашаются на открытые занятия в детском саду, им предлагают выбрать удобное для посещения время;
- создаются условия, способствующие раскрытию творческого потенциала воспитателей, родителей, детей;
- проводятся выставки работ воспитанников, предлагаются для ознакомления и изучения информационно-педагогические материалы, помогающие родителям лучше узнать специфику ДОУ, его воспитывающую и развивающую среду;
- разрабатываются различные программы для совместной детско-родительской деятельности.
Информационно-аналитическое направление работы с родителями в ДОУ
Изучить семью воспитанника, установить контакт с родителями, выяснить, какие образовательные потребности они предъявляют к детскому саду, можно с помощью анкеты «Сотрудничество детского сада и семьи».
Полученные сведения позволяют проанализировать специфику семьи дошкольника, особенности семейного воспитания, и, исходя из этого, разработать тактику воспитательной работы с родителями в ДОУ, учитывающую индивидуальные педагогические потребности семьи.
В зависимости от инициативности, ответственности и отношения к результатам совместной деятельности родителей можно отнести к одной из трех групп:
Лидеры – активно принимают участие в воспитательно-образовательном процессе, проводимых в ДОУ мероприятиях, ценящие работу детского сада.
Исполнители – участвующие в проводимых мероприятиях при достаточной мотивации.
Критические наблюдатели.
Исходя из приведенной классификации, родителей можно разделить на группы в зависимости от их отношения к воспитательно-образовательному процессу:
лидеры заинтересованы в успешности своих детей;
исполнителям интересен успех, однако для решения возникающих проблем они обращаются к специалистам;
критическим наблюдателям успехи детей не интересны, они полагают, что малыши в любом случае вырастут, нет необходимости вкладываться в их развитие и воспитание.
Благодаря такому делению мам и пап на группы воспитатели могут дифференцированно подходить к работе с родителями в ДОУ во время проведения совместных мероприятий.
Для того чтобы традиционная работа с родителями в ДОУ была успешной, важны:
активные воспитательные навыки пап и мам;
тесное взаимодействие родителей и педагогов ДОУ.
В целях успешного планирования работы с родителями в ДОУ воспитатели используют следующие формы и методы взаимодействия:
посещают на дому семьи в рамках работы с родителями ДОУ;
проводят как общие (для родителей всех воспитанников ДОУ), так и групповые (для мам и пап детей, посещающих конкретную группу детского сада) собрания, а также индивидуальные консультации;
включают в учебный план занятия, в которых принимают участие родители;
организуют выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, Дни общения, Дни добрых дел, Дни открытых дверей, семейные вернисажи;
привлекают родителей к подготовке и проведению праздников, досуговых мероприятий, например, летом в рамках работы с родителями в ДОУ возможна организация походов на природу;
вместе с папами и мамами создают предметно-развивающую среду для детей;
взаимодействуют с родительским комитетом группы;
проводят беседы с детьми и родителями;
организуют проведение тренингов, семинаров, практикумов, родительских гостиных, телефонов и почт доверия.
Такая организация работы с родителями в ДОУ способствует повышению уровня их воспитательно-образовательной деятельности, а также активизации творческих инициатив.
Для первого родительского собрания можно выбрать нетрадиционную форму его проведения, что будет способствовать формированию и развитию партнерских и дружеских отношений с воспитателями.
Например, можно предложить родителям сесть в круг и рассказать о себе и своей семье. Такой вариант проведения собрания снимет напряжение, позволит мамам и папам легче контактировать друг с другом.
Создать комфортную атмосферу и настроить родителей на доверительный лад помогут такие приемы, как негромкая музыка, мягкое освещение, доброжелательный тон воспитателей и т. п.
Наглядно-информационное направление
Наглядно-информационное направление методической работы с родителями в ДОУ предполагает следующие формы взаимодействия.
организация родительских уголков;
создание папок-передвижек «Здоровейка», «По Совету всему свету»;
оформление семейных и групповых альбомов, посвященных семье, времяпровождению, интересным воспитательным приемам и т. п.;
организация передвижной библиотеки;
оформление фотомонтажей на темы: «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»;
организация фотовыставок «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья», семейных вернисажей «Лучшая семья – моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»;
оформление эмоциональных уголков «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»;
создание копилки добрых дел.
Родительские уголки давно используются воспитателями ДОУ для организации работы с мамами и папами воспитанников. Повысить их эффективность можно через введение тематических рубрик: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики-курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание» с предоставлением практического материала, рассказывающего о занятиях детей в детском саду, а также предлагающего различные варианты проведения досуга с детьми.
Родители проявляют активность при оформлении фотогазет и выставок, а значит, такие формы взаимодействия с ними достаточно эффективны. Задача наглядно-информационного направления работы с родителями в ДОУ позволяет доступно донести до них нужную информацию, напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями ДОУ – наиболее трудное в плане организации, но при этом, благодаря ему, мамы и папы могут изнутри увидеть проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, посмотреть, как выстраивают взаимоотношения с детьми другие родители, наладить контакт не только со своим малышом, но и другими детьми и их представителями.
Работа с родителями в ДОУ
Работа с родителями в ДОУ
В рамках реализации программы этого направления работы с родителями в ДОУ воспитатели:
проводят праздники, посвященные мамам, бабушкам, дням рождения и т. п.;
тематические развлечения, например, День смеха;
организуют встречи с интересными людьми, посвященные различным профессиям, семейные спортивные праздники;
проводят вернисажи, посвященные чувствам и эмоциям;
в рамках работы с родителями в ДОУ оформляют совместные проекты на тему семьи, предков, семейные газеты, рассказывающие о близких малышей, вариантах проведения досуга, выставки семейных коллекций, реликвий;
ставят спектакли;
организуют совместные походы и экскурсии.
мам и пап в вопросах воспитания и взаимоотношений с детьми.
Нужно ли благодарить родителей за проделанную работу?
Любому человеку приятно, когда его работа ценится другими. Родители в этом плане – не исключение. Поэтому хвалить их за участие в жизни ДОУ можно и нужно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы "Взаимодействие с родителями воспитанников детского сада"
Родители- первые педагоги своих детей. От характера взаимодействия воспитателей с родителями зависит успех образовательного процесса в ДОУ....
План работы по взаимодействию с родителями воспитанников средней группы ДОУ
месяц:Содержаниеработы с родителями:Наглядно – информационный блокСентябрь:1. Анкетирование родителей: «Что вы ждёте от детского сада в этом году?».2....
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь»
Работа с родителями...
Работа по взаимодействию с родителями воспитанников
Консультация...
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год...
Опыт работы "Взаимодействие с родителями воспитанников"
В материале представлена система работы с родителями воспитанников...
План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2 МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на учебный год.
План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на 2020-2021 учебный год....