Специфика работы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников
консультация (старшая группа)

Ирина Владимировна Щетинина

Система работы с родителями в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_roditelyami_v_dou.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Истема работы с родителями в Работа с родителями в ДОУ важна для воспитательного процесса. Без вовлечения мам и пап воспитателю сложнее коммуницировать с детьми. Родителям тоже непросто справляться с возникающими трудностями без общения с педагогом.

Как организовать? В арсенале воспитателя много форматов взаимодействия с представителями детей: традиционные, нетрадиционные, досуговые. Они помогут наладить партнерские отношения с родителями.

На первом этапе, который можно назвать «Давайте познакомимся», происходит знакомство родителей с ДОУ, используемыми в саду образовательными программами, педагогическим коллективом, вариантами совместной деятельности.

На втором этапе, условно называемом «Давайте подружимся», родители узнают об активных методах работы (тренингах, круглых столах, игровых семинарах и т. п.).

На третьем этапе, который можно назвать «Давайте узнавать вместе», взаимодействие родителей и педагогов становится глубже, приобретает направленность на развитие ребенка (выполнение исследовательских, проектных работ, совместных экскурсий, посещения выставок, музеев и т. п.).

Принципы работы с родителями в ДОУ

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия.

Доброжелательность в общении педагогов и родителями

В работе педагогов с родителями в группе ДОУ большое значение имеет позитивный настрой на общение. Если воспитатели начнут разговаривать со взрослыми членами семьи воспитанников в требовательной, категоричной манере, успешного взаимодействия достичь не удастся.

Администрация детского сада может разработать прекрасную модель работы с семьями дошкольников, однако для реализации ее на практике необходимо, чтобы ее применяли воспитатели. Именно от них зависит отношение взрослых и детей к детскому саду. И строится оно в процессе ежедневного доброжелательного общения.

Отдельные прекрасно проведенные мероприятия не смогут изменить впечатление в лучшую сторону, если родители каждый день сталкиваются с негативом или хамством со стороны педагогов.

Индивидуальный подход

Благодаря индивидуальному подходу, используемому при работе педагогов ДОУ с родителями, воспитатель сможет лучше понять их настроение, успокоить, посочувствовать при необходимости, а также вместе подумать, чем можно помочь ребенку в той или иной ситуации.

Большинство современных родителей знают, как надо воспитывать детей, поскольку на эту тему различными психологами и педагогами написано большое количество книг. Если воспитатель решит вести себя с ними с позиции наставника, пропагандируя педагогические знания, успеха во взаимоотношениях он вряд ли добьется.

Большего эффекта можно достичь, создав правильную атмосферу помощи и поддержки семьи в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей, продемонстрировав заинтересованность и желание ДОУ помочь в разрешении существующих сложностей.

Любая работа с родителями воспитателя ДОУ требует подробного плана и серьезной подготовки с упором на качество, а не на количество проводимых мероприятий. Низкий уровень подготовки к проведению семинара или родительского собрания отрицательно скажется на отношении взрослых членов семьи воспитанника к детскому саду.

Динамичность

В современных условиях для детских садов большое значение имеет развитие, быстрая реакция на социальные изменения в семьях воспитанников, их запросы относительно воспитания и образования детей. Направления и формы работы с родителями в ДОУ в значительной мере зависят от этих изменений.

Как поближе познакомиться с родителями воспитанников

Прежде чем начать современную работу с родителями в ДОУ, необходимо собрать о них как можно больше информации.

В первую очередь для выстраивания работы с родителями в ДОУ нужен анализ социального статуса семей воспитанников, настроя и ожиданий мам и пап от пребывания ребенка в детском саду. Для сбора информации можно использовать анкетирование, а также личные беседы с представителями детей.

Полученные данные помогут эффективнее выстроить взаимодействие с родителями, выбрать наиболее подходящие формы для работы с конкретной семьей.

В дошкольных учреждениях используются следующие формы взаимодействия родителей и воспитателей:

- мамы и папы привлекаются к участию в педагогическом процессе, а также к организации жизни ДОУ;

- родители приглашаются на открытые занятия в детском саду, им предлагают выбрать удобное для посещения время;

- создаются условия, способствующие раскрытию творческого потенциала воспитателей, родителей, детей;

- проводятся выставки работ воспитанников, предлагаются для ознакомления и изучения информационно-педагогические материалы, помогающие родителям лучше узнать специфику ДОУ, его воспитывающую и развивающую среду;

- разрабатываются различные программы для совместной детско-родительской деятельности.

Информационно-аналитическое направление работы с родителями в ДОУ

Изучить семью воспитанника, установить контакт с родителями, выяснить, какие образовательные потребности они предъявляют к детскому саду, можно с помощью анкеты «Сотрудничество детского сада и семьи».

Полученные сведения позволяют проанализировать специфику семьи дошкольника, особенности семейного воспитания, и, исходя из этого, разработать тактику воспитательной работы с родителями в ДОУ, учитывающую индивидуальные педагогические потребности семьи.

В зависимости от инициативности, ответственности и отношения к результатам совместной деятельности родителей можно отнести к одной из трех групп:

Лидеры – активно принимают участие в воспитательно-образовательном процессе, проводимых в ДОУ мероприятиях, ценящие работу детского сада.

Исполнители – участвующие в проводимых мероприятиях при достаточной мотивации.

Критические наблюдатели.

Исходя из приведенной классификации, родителей можно разделить на группы в зависимости от их отношения к воспитательно-образовательному процессу:

лидеры заинтересованы в успешности своих детей;

исполнителям интересен успех, однако для решения возникающих проблем они обращаются к специалистам;

критическим наблюдателям успехи детей не интересны, они полагают, что малыши в любом случае вырастут, нет необходимости вкладываться в их развитие и воспитание.

Благодаря такому делению мам и пап на группы воспитатели могут дифференцированно подходить к работе с родителями в ДОУ во время проведения совместных мероприятий.

Для того чтобы традиционная работа с родителями в ДОУ была успешной, важны:

активные воспитательные навыки пап и мам;

тесное взаимодействие родителей и педагогов ДОУ.

В целях успешного планирования работы с родителями в ДОУ воспитатели используют следующие формы и методы взаимодействия:

посещают на дому семьи в рамках работы с родителями ДОУ;

проводят как общие (для родителей всех воспитанников ДОУ), так и групповые (для мам и пап детей, посещающих конкретную группу детского сада) собрания, а также индивидуальные консультации;

включают в учебный план занятия, в которых принимают участие родители;

организуют выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, Дни общения, Дни добрых дел, Дни открытых дверей, семейные вернисажи;

привлекают родителей к подготовке и проведению праздников, досуговых мероприятий, например, летом в рамках работы с родителями в ДОУ возможна организация походов на природу;

вместе с папами и мамами создают предметно-развивающую среду для детей;

взаимодействуют с родительским комитетом группы;

проводят беседы с детьми и родителями;

организуют проведение тренингов, семинаров, практикумов, родительских гостиных, телефонов и почт доверия.

Такая организация работы с родителями в ДОУ способствует повышению уровня их воспитательно-образовательной деятельности, а также активизации творческих инициатив.

Для первого родительского собрания можно выбрать нетрадиционную форму его проведения, что будет способствовать формированию и развитию партнерских и дружеских отношений с воспитателями.

Например, можно предложить родителям сесть в круг и рассказать о себе и своей семье. Такой вариант проведения собрания снимет напряжение, позволит мамам и папам легче контактировать друг с другом.

Создать комфортную атмосферу и настроить родителей на доверительный лад помогут такие приемы, как негромкая музыка, мягкое освещение, доброжелательный тон воспитателей и т. п.

Наглядно-информационное направление

Наглядно-информационное направление методической работы с родителями в ДОУ предполагает следующие формы взаимодействия.

организация родительских уголков;

создание папок-передвижек «Здоровейка», «По Совету всему свету»;

оформление семейных и групповых альбомов, посвященных семье, времяпровождению, интересным воспитательным приемам и т. п.;

организация передвижной библиотеки;

оформление фотомонтажей на темы: «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»;

организация фотовыставок «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья», семейных вернисажей «Лучшая семья – моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»;

оформление эмоциональных уголков «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»;

создание копилки добрых дел.

Родительские уголки давно используются воспитателями ДОУ для организации работы с мамами и папами воспитанников. Повысить их эффективность можно через введение тематических рубрик: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики-курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание» с предоставлением практического материала, рассказывающего о занятиях детей в детском саду, а также предлагающего различные варианты проведения досуга с детьми.

Родители проявляют активность при оформлении фотогазет и выставок, а значит, такие формы взаимодействия с ними достаточно эффективны. Задача наглядно-информационного направления работы с родителями в ДОУ позволяет доступно донести до них нужную информацию, напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями ДОУ – наиболее трудное в плане организации, но при этом, благодаря ему, мамы и папы могут изнутри увидеть проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, посмотреть, как выстраивают взаимоотношения с детьми другие родители, наладить контакт не только со своим малышом, но и другими детьми и их представителями.

Работа с родителями в ДОУ

Работа с родителями в ДОУ

В рамках реализации программы этого направления работы с родителями в ДОУ воспитатели:

проводят праздники, посвященные мамам, бабушкам, дням рождения и т. п.;

тематические развлечения, например, День смеха;

организуют встречи с интересными людьми, посвященные различным профессиям, семейные спортивные праздники;

проводят вернисажи, посвященные чувствам и эмоциям;

в рамках работы с родителями в ДОУ оформляют совместные проекты на тему семьи, предков, семейные газеты, рассказывающие о близких малышей, вариантах проведения досуга, выставки семейных коллекций, реликвий;

ставят спектакли;

организуют совместные походы и экскурсии.

мам и пап в вопросах воспитания и взаимоотношений с детьми.

Нужно ли благодарить родителей за проделанную работу?

Любому человеку приятно, когда его работа ценится другими. Родители в этом плане – не исключение. Поэтому хвалить их за участие в жизни ДОУ можно и нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы "Взаимодействие с родителями воспитанников детского сада"

Родители- первые педагоги своих детей. От характера взаимодействия воспитателей с родителями зависит успех образовательного процесса в ДОУ....

План работы по взаимодействию с родителями воспитанников средней группы ДОУ

месяц:Содержаниеработы с родителями:Наглядно – информационный блокСентябрь:1.      Анкетирование родителей: «Что вы ждёте от детского сада в этом году?».2....

Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год

Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год...

Опыт работы "Взаимодействие с родителями воспитанников"

В материале представлена система работы с родителями воспитанников...

План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2 МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на учебный год.

План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на 2020-2021 учебный год....