Проект "По страницам "Детского альбома" Чайковского
проект (старшая группа)
Долгосрочный проект по творчеству П.И.Чайковского. Дети знакомятся с произведениями из "Детского альбома". Кроме слушания дети знакомятся с художественной литературой, используются мультимедийные презентаци, ритмопластика. Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_stranitsam_detskogo_alboma_chaykovskogo.docx | 179.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №9 «СОЛНЫШКО»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «По страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского»
Долгосрочный
Старшая группа детского сада
Подготовила:
Содомовская
Татьяна Владимировна
музыкальный руководитель
г.о.г.Чкаловск
2021г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности.
ЦЕЛЬ:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре, художественной литературе и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
ЗАДАЧИ:
- Развивать интерес к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста.
- Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
- Стимулировать самостоятельное проявление и участие детей в художественно творческой деятельности, умение проявлять эмоциональную отзывчивость.
- Способствовать развитию творческих, слушательских и исполнительских навыков детей в процессе музыкальной деятельности.
- Совершенствовать речевое развитие детей, умение высказываться об эмоциональном образном содержании музыки.
- Привлечь родителей к сотрудничеству при формировании художественно- эстетического развития ребенка.
ТИП ПРОЕКТА: творческий.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: с января по май 2021г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети подготовительной группы,
- родители воспитанников,
- руководители проекта: музыкальный руководитель – Содомовская Т.В.., воспитатель – Комлева О.Н.
ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА
Основные принципы:
- развивающего образования;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- обеспечение интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Подготовительный:
- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
- подбор необходимых материалов: репродукций, художественной литературы и музыкальных произведений;
- обновление уголка по художественно-эстетической деятельности в группе.
Данный проект предполагает активное участие родителей:
- встречи с родителями;
- участие в создании на мультимедийном проекторе «мини-галереи» (картин, портрета великого композитора);
- участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);
- участие в оформлении выставки детских работ;
- совместные встречи в музыкально-творческой гостиной
2. Основной – практический:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Восприятие музыки | Ритмопластика | Художественная литература | Художественно-творческая деятельность | Мультимедийные презентации | Наглядные пособия | Срок |
П.И.Чайковский | Эмоции | В.Берестов «Больная кукла» | Рисование «Кукла заболела» | «О бережном отношении к игрушкам» | Иллюстрации Ю.Кротова, Кустодиева | Январь |
П.И.Чайковский | Танец кукол Танец с куклами | В.Брестов «Непослушная кукла», А.Барто «Кукла» М.Яснов «Мои игрушки» | Изготовление тряпичной или нитяной куклы Рисование «Новая кукла» | Мультфильм «Босоножка и её друзья» | Иллюстрации В.Тропинина, А.Харламова | Январь |
П.И.Чайковский | Марши различного характера | Г-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Лепка «Солдатики» | Просмотр фильма «Старая, старая, сказка» | Иллюстрации | Февраль |
П.И.Чайковский | Игра «Лошадки» | И.Токмакова «Счастливо, Иванушкин», | Пластилинография | Иллюстрации | Февраль | |
П.И.Чайковский | «Детский молитвослов» | Изготовление ангелочков из ткани | Иллюстрации из пособия «Добрый мир» | Март | ||
П.И.Чайковский» | Плавные движения руками | Ю.Мориц, Э.Машковская «Сто фантазий», | Аппликация «Жар – птица» | Презентация «Мечты сбываются» | Иллюстрации | Март |
П.И.Чайковский | Разучивание элементов вальса | История возникновения вальса. Что значит слово «вальс» | Рисование «Танцующие пары» | Иллюстрации А.Швецовой, А.Углова, | Апрель | |
П.И.Чайковский | Разучивание шага польки | История возникновения польки. Что значит слово «полька» | Рисование «Танцующие пары» | Иллюстрации А.Швецовой, А.Углова, | Апрель | |
П.И.Чайковский | Изображение в движении сказочных героев | Пушкин «Няне», Э.Успенский «Рассеяная няня», В.Степанов «Няня-Ваня» | Рисование любимой сказки | Викторина «По страницам любимых сказок» | Картины, иллюстрации | Май |
П.И.Чайковский | Ритмопластика «Баба-Яга» | Подбор сказок, в которых встречается Баба-Яга | Аппликация «Укрась ступу Бабы-Яги» | Просмотр сказок | Картины, иллюстрации | Май |
3. Итоговый:
- Выставка творческих работ детей и родителей «По страницам «Детского альбома»
- Проведение итогового музыкального занятия.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
- Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы.
- Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
- Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
- Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки"), эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки».
- Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий и т.д.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро). Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с произведениями классической музыки в музыкально-творческой гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством.
Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:
- интерес детей к классической музыке, художественной литературе, изобразительному искусству;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству,
- развить вдумчивого восприятия подлинных произведений русского классического искусства;
- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
- обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Список литературы:
- Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.
- И. В. Штанько Воспитание искусством в д/с., М. 2007.
- В.В.Стасов «Собрание статей о Чайковском и его
произведениях» Москва – 1987
- Н.С.Новиков «Звук родной струны…» Москва АСТ 2006 год.
- Музыкальная энциклопедия. /Гл.ред.Ю.В.Келднин, Г.5.М., «Сов.Энциклопедия», 1981/.
- М. Кароткова «Проблемы музыкальной классики» Москва – 1998 год
- Максим Юрьев. «П.И.Чайковский. Биография» ОАО «Издательство «Просвещение» 2005 год
- П. Соломонов «Архив классической музыки» Издательство «Музыка» Санкт-Петербург 2001 год
- Р.Петров «Художественные тенденции в музыкальном искусстве 19 века» Москва АСТ 2006 год
10. А.Строкина «Чайковский. Торжество света» , «Книжный дом Анастасии Орловой, 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»
Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога» (Дошк...
Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...
Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.
Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....
Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...