Мини-музей
материал

Сергеева Лариса Николаевна

мини музей для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Любовь к Отчизне начинается  с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

                                                                                              Д.С.Лихачёв

          В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с  подрастающим  поколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории,  культуре,  народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.       

В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает  всё  большее  общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт.

Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. 

         Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.  

В работе  с дошкольниками  большое внимание уделяю воспитанию любви к истории и культуре малой Родины. Эту задачу считаю актуальной и важной.

Но прежде чем приступить к данной теме,  прочла много исторических местных и воронежских очерков, книг по краеведению, художественной литературы. По-моему, Воронежский край - самое лучшее место России, а отбор соответствующего материала позволяет формировать у воспитанников представление о том, чем славен родной край.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Работая над данной темой, ставлю перед собой целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским традициям и промыслам Воронежского края;

– расширение представлений о родном посёлке;

– знакомство детей с символами г. Воронежа и пос. Каменка;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения Воронежского края;

– формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи стараюсь решать во всех видах детской деятельности.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности. Основными  формами  патриотического воспитания детей являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность. 

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети младшего возраста знали названия своей улицы и той, на которой находится  детский сад, дошкольников постарше знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, масложировой комбинат, кинотеатр, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для  людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это район и посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

Особая страница истории посёлка – годы Великой Отечественной войны. Каменская земля вырастила славных сыновей. Это Герои Советского Союза Рогозин Пётр Карпович и Захарченко Василий Петрович. Их славные имена носят поселковые школы. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

В детском саду создан мини-музей «Бабушкина избушка», где  для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Попадая в мини-музей, дошкольники погружаются в мир старинного русского быта, получают возможность «пропитаться русским духом»,  приобщиться  к культурному наследию  своего народа.

В  «Бабушкиной  избушке» можно найти старинную  прялку, чугунный утюг, крынку, каток и валёк, ухват и  чугунок  для приготовления каши и щей.

Эти  предметы использую в непосредственно – образовательной деятельности  по ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица». Музей «Бабушкина избушка» постоянно пополняется. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного труда  педагогов, детей и родителей.  

         Считаю, наличие  мини - музея в ДОУ одним из достоинств детского сада. 

Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой дошкольник подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особо любимы детьми народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу». В совместной образовательной деятельности рассказываю об одной из главных достопримечательностей нашего района – марковском роднике «Серебряные ключи», где вода считается целебной, излечивая от разных недугов. Воспитанники, затаив дыхание, слушают, когда рассказываю о ежегодном фестивале поэтического творчества «Воронцовая Русь», который проходит в нашем районе и на который съезжаются участники из разных уголков нашей необъятной Родины. Это -  фестиваль  поэтов-любителей, главным организатором которого был мастер поэтического слова, настоящий ценитель красоты, наш земляк, поэт А. И. Хильченко. Фестиваль проводится в период цветения редкого лугового цветка – воронца. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяю таким темам, как «Мой посёлок», «Воронеж - столица Черноземья», «Каменка – посёлок на пятидесятой параллели».

Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает у дошкольника патриотические  чувства не менее, чем героизм военного подвига, а родной посёлок может смело гордиться своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками и  лучшими людьми. При ознакомлении детей с трудом взрослых  показываю  общественную значимость  труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина.

Важное место в патриотическом  воспитании дошкольников занимают экскурсии. Воспитанники подготовительной к школе группы побывали в районном краеведческом музее, где ознакомились с предметами культуры и быта нашего края, с историей посёлка, а также смогли и сами продемонстрировать достаточные знания.

В районной детской библиотеке дошкольники познакомились с известными сказителями воронежского края А.Н.Корольковой, А.Н.Афанасьевым.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края.  Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали сердца и воспитателей, и родителей.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. У него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Немаловажную роль в группе играет и развивающая предметно – пространственная  среда, которая  позволяет расширять представления детей о растениях, животных, профессиях, сказочных персонажах, памятных местах родного края.

Считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками ДОУ, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа.

\И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Если не мы, то кто – же

Детям нашим поможет?

Россию любить и знать.

Как важно -  не опоздать!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...