Кружок "Подготовка руки к письму"
методическая разработка (средняя группа)
Дополнительная образовательная программа "Подготовка руки к письму"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_podgotovka_ruki_k_pismu.docx | 201.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 2 «Искорка»
Московская обл., г. Протвино, ул. Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40
Сайт: www.iskorka.caduk.ruE – maildsiskorka2@yandex.ru
Дополнительная общеразвивающая программа
«Подготовка руки к письму» (стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 3 - 7 лет Срок реализации: 4 года
Автор составитель: Чернова Любовь Николаевна, воспитатель высшей категории
г. Протвино, 2021г.
Пояснительная записка
Актуальность данной темы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
«Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Разработка рабочей программы «Подготовка руки к письму» обусловлена:
В соответствии с требованиям ФГОС
- Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
- Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
- Положение о кружковой работе
- Приказ об организации кружковой работы ДОУ.
Проблема. Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Дети понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита рука. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается». Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован.
Предполагаемый результат освоения программы
К концу реализации программы дети должны знать и уметь:
Знать | Уметь |
знать гигиенические правила письма | Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. |
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. | уметь правильно держать ручку, карандаш. |
Знать правила штриховки. | Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради. |
Знать правила работы с тетрадью. | Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила. |
Знать правила работы с ножницами. | Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры. |
Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице. | |
Уметь правильно держать ножницы и работать с ними. |
Ожидаемые результаты:
Совершенствования у детей:
- мелкой моторики руки (гимнастическое развитие, зрительно- моторная координация, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- пространственных и временных представлений
(ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени);
- крупных движений и умение владеть своим телом;
- навыков учебной деятельности;
- активной речи словарного запаса.
Направленность программы: социально – педагогическая.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.
Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "Готовим руку к письму".
Целью программы является:
Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через: Развитие мелкой моторики руки ребенка.
Развитие слухового внимания.
Развитие графического воспроизведения.
Общие задачи:
Обучающие:
Развитие тонкокоординированные движений рук.
Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие:
Развитие графических движений, зрительного восприятия,
зрительно- моторных координации;
Развитие внимания к речи воспитателя.
Воспитательная:
Воспитание старательности, аккуратности;
Воспитание навыков правильной посадки при письме.
Задачи для детей 3-4 лет:
Способствовать развитию мелкой моторики рук, кинестетических ощущений в процессе предметно-практических действий.
Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; б) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами
рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным
восприятием.
Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Задачи для детей 4-5 лет:
Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей;
Развивать слухо - зрительно- моторную координацию в работе с мелкими предметами и бумагой разной фактуры;
Формировать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и обводку трафаретов;
Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания, памяти);
Воспитывать интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности.
Задачи для детей 5-6 лет:
Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.
Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.
Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.
Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.
Расширять знания и представления об окружающем мире.
Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.
Задачи для детей 6-7 лет:
Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.
Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы
«Подготовка руки к письму» являются специальные обучающие игры, в процессе которых используются основные методы обучения: наглядный, словесный, проблемно – поисковый, метод практических заданий. Игры-упражнения, предлагаемые на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижать интереса к занятиям в целом.
Программа рассчитана на четыре года, и построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с режимом проведения 1 раз в неделю с сентября по май включительно. Занятия проходят во второй половине дня. Кружок посещают дети, начиная с 3-х лет.
Количество детей: 2 подгруппы по 12 человек. Конечный результат работы: презентация.
Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый в
мае).
Формы занятий: включаются дидактические игры и игровые упражнения,
изобразительная и творческая деятельность, наглядный метод обучения и метод
практических действий, ориентировочно-исследовательская деятельность, несложные задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Задания по развитию графических навыков создают основу произвольности движений для последующего овладения навыками письма. Произвольные движения пальцев рук развиваются и во время физкультминуток.
Принципы программы
- Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
- Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
- Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия для детей 3-4 лет 15 минут, 4-5 лет 20 минут, 5-6 лет 25 минут, 6-7 лет 30 минут.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика;
- лепка;
- аппликация;
- рисование, раскрашивание;
- работа в тетрадях в клетку;
- графические упражнения;
- графический диктант;
- игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость,
подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Лепка» дети изображают предметы действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе «Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое
мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов
вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают, не целую форму, а ее половину.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.
В разделе «Рисование, раскрашивание » дети учатся раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный
карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых
В разделе “Графические упражнения” выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и
легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.
Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
В разделе «Графический диктант» работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой
моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке,
совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.
Условия для реализации программы:
- Школьная доска.
- Мебель, соответствующая росту детей.
- Плакат "Правильно сиди при письме".
- Мелкие предметы (бусинки, пуговицы, горох, фасоль);
- Набор счетных палочек;
- Колючие мячи.
- Тетради в крупную клетку;
- Тетради подготовка руки к письму;
- Карандаш простой.
- Таблицы для зрительных диктантов.
- Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, цветные карандаши, ножницы)
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик;
- Фигурные и геометрические трафареты.
- Мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
- Конструктор («Лего», строительный).
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук
Младшая группа 3 - 4
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1. «Мой любимый детский сад». |
4. Раскрась узор. |
2. «Игры и игрушки». |
«Шарик».
| |
3. «Овощи». |
«Овощи».
| |
Октябрь | 1. «Фруктовый рай». |
|
2. «В царстве грибов и ягод». |
«Собираем ягоды».
| |
3. «Осенние странички» |
«Вышел дождик погулять».
| |
Ноябрь | 1. «Одежда, обувь, головные уборы». |
|
2. «Посуда». | 1. Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду моем», «Солнышко». 2.Игра «Выложи посуду» (фасоль .
|
5. Обведение изображения тарелку через кальку. | ||
3. «Птицы». |
6. Раскрась рисунок «Птица». | |
Декабрь | 1. «Зима» |
|
2. «Пришла волшебница зима». |
| |
3. «Новый год у ворот». |
| |
Январь | 1. «Животные наших краев». |
6. Раскрась рисунок «Лиса», не выходя за контур. |
2. «Домашние животные». | 1. Пальчиковая гимнастика: «Котик», «Идет коза рогатая …». 2.Дидактическая игра «Четвертый лишний».
| |
Февраль | 1. «Я человек». |
|
2. «Моя семья». |
| |
3.«Мои друзья». |
| |
Март | 1. «Весна». |
|
5.Раскраска рисунка «Солнышко», не выходя за контур. | ||
2. «Растения». | Пальчиковая гимнастика: «Наш мизинчик утром встал», «Пальчики».
| |
3.«Транспорт». |
| |
4.«В мире бумаги». |
| |
Апрель | 1.«Перелетные птицы». |
6. Раскрась рисунок «Птица», не выходя за контур. |
2.«Комнатные растения». | Пальчиковая гимнастика: «Наш мизинчик утром встал», «Пальчики».
| |
3.«Продукты». |
| |
4. «В мире сказок». |
| |
Май | 1. «Насекомые». |
«Муравьишка».
|
2. «Красивые цветы». |
6. Раскрась рисунок «Цветок», не выходя за контур. | |
3. «Сказочный дом». |
|
Средняя группа 4- 5 лет
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1. «Овощи» | 1.Пальчиковая гимнастика «Урожай» 2.Самомассаж карандашами.
|
2. «Фрукты» | 1.Пальчиковая гимнастика «Компот» 2.Трафареты «Фрукты»
| |
3. «Ягоды» | 1.Пальчиковая гимнастика «За ягодами» 2.Обводка по точкам «Ягоды». 3. Дорисуй узор. | |
Октябрь | 1. «Деревья» | 1.Пальчиковая гимнастика «Яблонька»» 2.Игра «Выложи дерево» (пуговицы). 3.Обводка по точкам «Деревья». 4.Обрывная аппликация «Листопад». 5. Дорисуй узор. |
2. «Домашние животные» | 1.Пальчиковая гимнастика «Про кошку». 2.Трафареты «Домашние животные» - штриховка 3.Обводка по точкам «Кошка». 4. Дорисуй узор. | |
3. «Одежда и обувь» |
| |
4. «Домашние птицы» |
(скручивание мелких шариков из салфеток). 3.Обводка по точкам «Уточка». 4. Дорисуй узор. | |
Ноябрь | 1. «Сказки» | Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки». 2.Игра «Разрезные картинки» - сказочные герои.
|
2. «Игрушки» |
| |
3. «Осень» | 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2.Графический диктант - рисование горизонтальных линий «Дождь идёт». 3. Игра с семенами – выложи по контуру «Листья». 4.Обводка по точкам «Тучки». 5.Дорисуй узор. | |
4. «Дикие животные» | 1.Пальчиковая гимнастика «На лужок». 2.Самомассаж шишкой. 3.Обводка по точкам «Дикие животные». 4.Лепка «Ёжик». 5. Дорисуй узор. | |
Декабрь | 1. «Профессии» | 1 . Пальчиковая гимнастика «Профессии». 2 . Игра с палочками «Инструменты».
|
5. Дорисуй узор. | ||
2. «Зимующие птицы» |
4.Дорисуй узор. | |
3. «Новый год» | 1.Пальчиковая гимнастика «На ёлке». 2.Рисование «Украсим ёлочку» (пальчиками). 3.Обводка по точкам «Дед Мороз». 4.Дорисуй узор. | |
4. «Музыкальные инструменты» | Пальчиковая гимнастика «Балалайка и дудочка». 2.Трафареты «Музыкальные инструменты» - штриховка. 3.Лепка «Барабан». 4. Дорисуй узор. | |
Январь | 1. «Зимние забавы» | 1.Пальчиковая гимнастика «Снежный кролик». 2.Обводка по точкам «Снежинки». 3.Игра «Выложи Снеговика» (пуговицы). 4.Рисование «Снег идёт» (пальчиками). 5. Дорисуй узор. |
2. «Мебель» |
| |
3. «Наш город» | 1.Пальчиковая гимнастика «В гости». 2.Игра «Выложи домики» (палочки). 3.Обводка по точкам «Домик».
| |
Февраль | 1. «Зима» |
|
2. "Защитники отечества" |
| |
3. | ||
Март | 1. «Мамин праздник». | 1.Пальчиковая гимнастика «Поможем маме» 2.Выкладывание по контуру жгутиками из пластилина "Цветок для мамы". 3.Обводка по точкам «Солнышко». 4.Разрезные картинки «Цветы». 5. Дорисуй узор. |
2. «Посуда» | 1.Пальчиковая гимнастика «Моем посуду». 2.Обводка по точкам «Посуда».
| |
3. «Весна» | 1.Пальчиковая гимнастика «Весна». 2.Рисование «Весенний дождик» (рисование пальчиками). 3.Обводка по точкам «Зонтик». |
| ||
4. «Рыбы» | 1.Пальчиковая гимнастика «Рыбка». 2.Рисование «Рыбки в аквариуме» (отпечаток ладошкой). 3. Обводка по точкам «Рыбки». 4.Трафареты «Рыбки» - штриховка. 5. Дорисуй узор | |
Апрель | 1. «Космос» | 1.Пальчиковая гимнастика «Пилот». 2.Игра «Выложи ракету» (фасоль). 3. Обводка по точкам «Ракета». 4.Разрезные картинки «Космос». 5. Дорисуй узор. |
2."Перелётные птицы" | 1.Пальчиковая гимнастика «Птичек стая». 2.Обводка по точкам «Птицы улетели». 3.Разрезные картинки «Перелётные птицы». 4.Игра «Выложи птиц» (фасоль). 5. Дорисуй узор | |
3.«Праздник весны и труда» | 1.Пальчиковая гимнастика «Весенние деньки». 2.Штриховка «Дождик». 3. Обводка по точкам «Трава». 4.Рисование «Одуванчик» (тычок полусухой кистью) 5. Дорисуй узор. | |
4. «Транспорт» | 1.Пальчиковая гимнастика «Транспорт». 2.Игра «Выложи машину» (пуговицы). 3. Обводка по точкам «Транспорт». 4.Обрывная аппликация «Самолёт». 5. Дорисуй узор | |
Май | 1. «День победы» | 1.Пальчиковая гимнастика «Солдаты». 2.Обводка по точкам «Танк». 3.Игра «Выложи цветок» (пуговицы) 4.Рисование «Салют» (пальцами). 5. Дорисуй узор |
2. «Насекомые» | 1.Пальчиковая гимнастика «Паучок». 2.Обводка по точкам «Насекомые».
| |
3. «Цветы» |
5. Дорисуй узор. |
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук Старшая группа 5 - 6 лет
Месяц | Содержание работы | Цели и задачи |
Октябрь | 1.Обследование руки | Выявить отклонения для дальнейшей работы |
2.Рамки и вкладыши | Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении | |
3.Штриховка | Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах |
4.Пальчиковые игры « Встреча», « Спит на льдинке целый день». | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | |
Ноябрь | 1.Математическая мозаика | Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур. |
2.Конструирование из геометрических фигур | Развивать воображение, сообразительность. | |
3. «Продолжи узор» | Формирование образного мышления, развитие координации движений | |
4.Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто» Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Веточки на яблоньках» | Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | |
Декабрь | 1. «Продолжи узор» | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать. |
2.Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц. | Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер | |
3.Игры с мелким строительным материалом | Развивать ручную умелость, оптико- пространственное восприятие | |
4.Пальчиковые игры: «Заводные машинки», «Утречко», «Ножки идут по дорожке». | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | |
Январь | 1.Штриховка косыми линиями | Развивать умение штриховать в определенном направлении. |
2.Работа в тетрадях. | Развивать координацию движений | |
3.Пальчиковые игры: «Цветные ниточки», « В огороде за забором», «Колокольчик». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Февраль | 1.Штриховка дугами | Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом. |
2. Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
3. Рисование по точкам. | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать. | |
4.Пальчиковые игры: «Цепочка», «Пекарь», «Скакалка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Март | 1.Штриховка волнистыми линиями | Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность. |
2. Рисование по клеткам. | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма. | |
3. Рисование по контурам «Птицы». | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать. | |
4.Игры: «Цветок», «Составные картинки», « Нанизывание пуговиц», «Шнуровка». | Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер | |
Апрель | 1.Книжки- раскраски | Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки. |
2. Дорисовка до образа. Игры: «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко», «Засолка овощей». | Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами. | |
3.Математический диктант | Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление | |
4.Пальчиковые игры: «Зайчики и волк», « | Развивать чувство ритма, координацию |
Строим дом», «Мальчик-пальчик, где ты был?» | движений, мелкую моторику рук | |
Май | 1.Штриховка «Цветик – семицветик». | Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность. |
2.Рисование по контуру «Неваляшка» | Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами. | |
3. Продолжи ряд. | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать. |
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук Подготовительная группа 6 - 7 лет
№ | Тема занятия | Цель | ООД |
Октябрь | Рисование точек. |
|
по контуру.) |
Рисование точек и крестиков. |
|
| |
Рисование коротких вертикальных линий. |
двигательной функции кисти руки; | -Пальчиковая гимнастика « Вышел дождик погулять»;
| |
Рисование длинных вертикальных линий. |
|
| |
Ноябрь | Рисование наклонных линий. |
|
руками в такт стихотворению). |
Рисование наклонных линий и вертикальных линий. |
| -Пальчиковая гимнастика « Вышел дождик погулять»; - Упражнения: «Сложи лист» (выкладывание листа разрезанного на 6 частей); «Осенний дождь» (Изображение прямых, наклонных линий, раскрашивание тучки в пределах контура). | |
Рисование коротких | 1.Учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и | - Пальчиковая гимнастика «Мишка косолапый»; |
горизонтальных линий | самостоятельно; 2.Развивать зрительное восприятие; |
| |
Рисование уголков | 1. Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; 2.Развиватьконструктивные навыки; координацию движений; 3. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. |
| |
Декабрь | Рисование бордюра |
|
|
Рисование уголков |
|
«Домик»;
| |
Рисование бордюра |
|
подготовленную дощечку с размазанным пластилином). | |
Январь | Рисование квадратов |
|
|
Рисование квадрата |
тактильные ощущения. |
-Работа в тетради. | |
Нарисуй узор из горизонтальных и вертикальных линий. |
|
сюрпризом» (размотать и смотать клубок, внутри его находится |
направлении; 3.Развивать внимание и память. | мелкая игрушка). | ||
Февраль | Рисование прямоугольников |
|
|
Рисования бордюра. |
|
«Подарки»;
| |
Рисование по точкам. | 1.Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги; 2.Развивать пространственное видение, раскрашивать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. |
с военной техникой и раскрасить). | |
Рисование кружков. |
|
«Колечки»
| |
Март | Рисование по контуру. | 1.Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, точных и координированных движений пальцами рук. |
«Колечки»
«Карандаш».
-Раскрашивание. |
Рисование кружков. |
|
«Колечки»
| |
Рисование предметов из кругов. |
| 1.Выкладывание по контуру.
| |
Рисование фигур и предметов из кругов. |
аккуратность в работе. |
| |
Ап ре | Рисование вертушек. | 1.Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; | 1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня». |
2. Развивать конструктивные навыки. | 2.Работа в тетради. 3.Офтальмотренаж 4.Зрительный диктант со счетными палочками. | ||
Рисование елочек. | 1.Закрепить навык рисования прямых и наклонных линий. |
4.Зрительный диктант «Жук» с использованием счетных палочек. | |
Рисование треугольников | 1.Учить рисовать треугольники по точкам и самостоятельно; 2.Развивать конструктивные навыки; 3.Закрепить умение штриховать в заданном направлении. | 1.Самомассаж пальцев рук. 2.«Фигурки из палочек». 3.Работа в тетради. 4.Офтальмотренаж «Жмурки». 5.Зрительный диктант. | |
Рисование палочек с при- соединением уголков |
З.Развивать конструктивные навыки, | 1.Пальчиковая гимнастика «Жук». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз. | |
Май | Рисование узоров из квадратов и кругов | 1. Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор; 2.Рисовать предметы из прямых и наклонных линий. |
«Посчитаем в первый раз…»
4. Зрительный диктант. |
Рисование круга |
|
| |
Рисование по точкам. | 1.Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги; 2.Развивать пространственное видение, раскрашивать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. |
|
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия | Развитие графических навыков |
Имя ребенка | Срисовывание образца | Штриховка | Графический диктант | Тест Керна Йерасика |
1. | ||||
2. |
Список используемой литературы:
- Алифанова Е.А., ЕгороваН.Е. Точки, линии, фигуры. М., 2001г.
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2001г..
- С.Е. Большакова Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г.
- Косина Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
- Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.// Дошкольное воспитание №2 2008.
- Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду- Ярославль: ООО «Академия развития»,2012.
- Новикова Л. В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»;http://dohcolonoc.ru
- Рымчук Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
- Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
- Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: «Владос», 2001г.
- Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: Издательство ГНОМ,2013.-120с.
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010 16.Шибанова А. Подготовка руки к письму. // Мой ребенок / Август, 2009
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
- Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Учимся писать красиво | 34 | 4 | 30 |
1.1 | Вводное занятие | 6 | 2 | 4 |
1.2 | Учимся писать | 26 | 2 | 24 |
1.3 | Итоговое диагностическое занятие | 2 | - | 2 |
Содержание обучения Раздел 1. Учимся писать красиво
Тема 1.1 Вводное занятие.
Теория. Диагностика координации, ориентировки на листе бумаги, навыков работы с карандашом; развития фонематического слуха; оценка навыков работы по слову воспитателя.
Практика. Игры - задания, тестирование, беседа
Тема 1.2. Учимся писать.
Теория. Поза письма, ориентиры для сохранения позы. Значение аккуратности и чистоты написания. Как правильно держать карандаш; зачем это нужно.
Практика. Беседа, игры, упражнения, артикуляционный тренинг.
Зарядка для сохранения зрения Упражнение в развитии мелкой моторики рук.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарно - учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» (стартовый уровень)
Год обучения: 4
Группа: 14
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе ния занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
I. | сентябрь - май | По календарю. | 1.15.10 – 15.25; 2.15.10 - 15.30; 3.15.10 - 15 -35; 4.15.10- 15.40. | Игровые упражнения, конструирование | 2.7 часа в месяц | Согласно плану. | Группа | Просмотры. Запись на видео. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы по подготовке руки к письму
Советы по подготовке руки дошкольника к письму Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе п...
Игровой самомассаж руки как средство подготовки руки к письму.
Консультация для родителей...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....
Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»
Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)
laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей 6-7 лет
Игры для развития мелкой моторики рук...