Семинар-практикум "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
материал

Светлана Михайловна Чеботарева

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchas.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»

Семинар-практикум "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Чеботарева Светлана Михайловна

г. Саяногорск, 2023г.

Семинар-практикум "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.

На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Сегодня нас, педагогов, конечно же,больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки трудиться. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.

Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд- это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудовое воспитание- это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.

Чтобы у детей возникало желание трудиться, необходимо учитывать следующие моменты при организации трудовой деятельности:

- продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к вам за помощью или советом;

- труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;

- педагог должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявление настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;

В процессе ознакомления с трудом воспитатель формирует у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье, воспитывает привычку к трудовому усилию, бережливость, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц.

Таким образом, сформировать трудовые умения возможно только в специальных педагогических условиях:

- при систематической работе с детьми;

- при последовательности обучения;

- при использовании разных форм обучения;

-при различной организации обучения;

-при использовании поручений разного содержания;

-при дифференцированном обучении детей.

 

            Уважаемые педагоги, мы рады видеть вас на нашем семинар-практикуме. Всем нам хочется заглянуть в будущее. Хотя бы одним глазком взглянуть. Чтобы себя в нем увидеть, а самое главное, детей, тех, которых мы воспитываем сегодня.

Каким будет будущее зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания и даже такого, как умение трудится, которое, как и все другие, направлено на совершенствование социально- нравственных качеств. Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой», «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» - Л.Н. Толстой. Перед нами, педагогами, сегодня стоит далеко не праздный вопрос, как научить детей трудится, ибо, как подметил народ: "Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают".

Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки трудиться. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.

Об этом мы сегодня и имеем возможность поговорить на нашем ГМО, тема которого: "Трудовое воспитание дошкольников".

        Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в тайны успеха, получить ответы на многие волнующие вопросы из уст самых талантливых, самых находчивых, самых думающих, общим словом: самых, самых, самых. Воспользовавшись советом мудрого народа "Ум хорошо, а два лучше", все вопросы мы выносим на обсуждение. Подводить итоги еще рано, но первые вопросы направлены на анализ наших общих усилий, действий.

1 тур «Поехали»

Командам, поочерёдно надо ответить на вопросы по теории и методики трудового воспитания.

Вопросы для первой команды.

1. Назовите формы организации труда?(поручения, дежурство, коллективный труд)

2. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной труд)

3Какую часть работы, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? (Дежурные готовят столы и стулья для занятий, материалы, пособия (как общие для всей группы, так и индивидуальные на каждый стол, после окончания занятий: каждого ребенка следует приучать собирать свои карандаши, класть на место рисунок, лепку, ополаскивать кисть, подбирать обрезки бумаги и др.)

Вопросы для второй команды

1. В какой группе вводятся дежурства по уголку природе? (старшая группа)

2.  Действия дежурных по уголку природы?( растения поливать и мыть, обрезать у них сухие ветки и листья, рыхлить)

3. Условия для воспитания трудолюбия? (создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда, подбор оборудования для труда, систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера, создание мотивации трудовой деятельности, создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам, поощрение  процессе и по результатам труда, демонстрация заинтересованности педагога, учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка)

Вопросы для третьей команды

1. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (хозяйственно- бытовой)

2. С какого возраста систематически осуществляется трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе? (с первой младшей группы).

3.Как называется труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду? (труд в природе)

Вопросы для четвертой команды

1.  Действия дежурных по столовой? (полная сервировка стола, уборка после еды)

2. Метод стимулирования детского труда. (поощрение)

3.Этапы руководства коллективным трудом? (распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности)

Молодцы! Все справились с заданием. Приступаем ко второму этапу.

2 тур «Продолжи пословицу»

Каждой команде по три пословицы.

Я говорю начало пословицы, поговорки, а вы ее продолжаете.

1 команда

- Маленькое дело - ..................... (лучше большого безделья)

- Без труда - ........ ................ ( не вытащишь и рыбку из пруда.

- Какова пряха - ................. ......... ( такова и рубаха)

2 команда

- Терпенье и труд - ...................... (все перетрут)

- Хочешь есть калачи – ............. (не сиди на печи)

- Труд человека кормит, - ........... (а лень портит)

3 команда

- Меньше слов, ………………. (да больше дела)

- Газа страшатся, …………… ( а руки делают)

-Не потрудиться, ………………. (так и хлеба не родится)

4 команда

 -К чему душа лежит, …………… (к тому и руки приложатся)

- Что посеешь, …………(то и пожнешь)

-Тяжко тому жить,………. ( кто от работы бежит)

Отлично! Продолжаем!

3 тур «Вопрос – ответ»

Вы читали много стихотворений, сказок о труде и трудолюбии, о безделье и работоспособности, давайте сейчас вспомним эти произведения.

1команде. Какая девушка за своё трудолюбие была награждена поездкой на бал? (Золушка)

2 команде. Госпожа Метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то ее облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку?  (Смолой ее облило)

3 команде. О какой профессии идет речь в книжке Маршака, если там есть строчки:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне

С цифрой «5» на медной бляшке

В синей форменной фуражке?     (Почтальон)

4 команде: На какую работу Поп брал Балду за три щелчка и вареную полбу? (Повар, конюх, плотник)

1команде. О какой сказке идет речь: «А коровушка ей в ответ:
– Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.» (Крошечка- Хаврошечка)

2 команде. В какой сказке лень и неряшливость, лишили персонажа имущества? (Федорино- горе)

3 команде. Она по ягоды пошла,

 Да на домик набрела,

 Дом под старою сосной.

В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски,

Да спасли…пирожки.(«Маша и медведь»)

4 команде. Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)

4 тур «Из опыта»

Ситуация 1. Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?

Ситуация 2. За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?

Ситуация 3. Вы – воспитатель средней группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

Ситуация 4. Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил костюм, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!» В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему?

Ситуация 5. К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын выполняет ваши задания: и на стол накрывает, и пыль вытирает с игрушек, и убирает после занятия пособия. Но дома его ничего не заставишь сделать! Как мне следует поступать?» О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?

Ситуация 6. Вы организуете коллективный труд детей в средней группе. По окончании работы к вам подходит ребенок и жалуется на сверстника, который совсем ничего не делал, не трудился вместе с детьми. Как вы отнесетесь к его жалобе? Какие выводы сделаете для себя?

Ситуация 7. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

Ситуация 8. За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы как педагог должен себя вести?

  Деловая игра  

 Вы немножечко устали?

Очень долго размышляли?

Разомнитесь же скорей,

Поиграйте - не робей!

 5тур. «Решалкино» («Кроссворд»)

1. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей?   (самообслуживание)

2. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)

3. Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)

4.Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)

5. Метод стимулирования детского труда. (поощрение)

6. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективный)

7. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)

6  тур «Заключительный»

Заключительный этап нашего методического объединения – слово- эстафета требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

  Один человек от команды должен  продолжить такое предложение:

 «Дети будут трудиться если я...».( буду их мотивировать, буду их поощрять, внимателен к деятельности ребенка и т.д.)

Вот и закончился наш семинар-практикум . Спасибо, что все приняли в ней активное участие. Хотелось бы закончить наш мастер- класс изречением В. А. Сухомлинского, что «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...

Статья по теме "Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста"

В статье рассматриваются некоторые аспекты трудового воспитания детей,описаны виды детского труда,формы организации,задачи и условия трудовой деятельности ребенка.Затронут вопрос разнообразия професси...

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

Консультация для воспитателей "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт"

Консультация для воспитателей "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт" Федеральные государственные требования к структуре основной ...

Статья на тему : "«Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста».

Интерес к труду, трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Су...

Консультация для воспитателей «Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт»

Одной из главных задач трудового воспитания в детском саду является формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. При правильной организации трудового воспитания в...

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы. В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: о...