Развитие экологического воспитания детей средней группы через игровую деятельность
учебно-методический материал

Даминова Гульнур Фасхутдиновна

Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание наших детей. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.25-26.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

                           Индивидуальная траектория развития  

                                 профессиональной компетенции

                                             на 2025-2026 г.

                    Тема: «Развитие экологического воспитания детей  

                                средней группы через игровую деятельность»

                                                                                          Составила:

                                                                                          воспитатель Iквал. категории

                                                                                         Даминова Г.Ф.

                                                         

                                                    2025 год

Тема: «Развитие экологического воспитания детей средней группы через игровую деятельность»

Учебный год: 2025-2026 г.

Составила: Даминова Гульнур  Фасхутдиновна

Направление: познавательное развитие

Дата начала работы над темой: сентябрь

Окончание работы: май

Срок реализации: 1 год        

Актуальность темы

Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание наших детей. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Цель:

-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;

- обосновать влияние дидактических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников;                                                            ---- продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность;

-внедрять всвою  работу новейшие  методы и направления в воспитании и обучении детей;

-объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности через дошкольников через дидактические игры, эксперименты, опыты;

- привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.

Задачи:

- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-усвоение системы знаний о природе( о ее компонентах и взаимосвязах между ними);

- формирование представлений об универсальной ценности природы;

- воспитание потребности в общении с природой;

- привитие трудовых природоведческих навыков;

- развитие экологического сознания;

- эстетическое воспитание.

Предполагаемый результат:

Ожидаемые результаты для воспитателя:

• повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру

• совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.

Ожидаемые результаты для детей:

• позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным

• осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры

• активность в познании окружающего мира через игры

• воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)

Форма отчета по проделанной работе :

 - наглядно-информационные материалы для родителей

 - сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;

- изготовить экологические игры, пособия, картотеку опытно-экспериментальной деятельности в средней группе;

- составить конспекты занятий, развлечений;

- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;

- создание и внедрение проекта «Эколята дошколята».

Этапы создания системы работы:

1.Теоретический этап -изучение учебно- методической литературы;

    изучить статьи в интернете

2. Практический этап – изучение опытов педагога ДОУ;

     подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных    

особенностей детей; консультации, памятки для родителей;

     составить перспективный план работы с детьми и родителями.

3. Заключительный этап – презентация (отчет по самообразованию)

Форма работы с детьми :

Групповая;                                                                                                                       Подгрупповая;                                                                                                         Индивидуальная;

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядные методы: наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала.

Словесные методы: рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы, беседы, чтение художественной литературы,

Практические методы: опыты и экспериментирование, тематические занятия, ознакомление детей с природой в играх, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность.

Форма самообразования:

   Индивидуальная

Изучение учебно- методической литературы:

        

 1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

2. Л.В.Лункевич, Экологическое воспитание  дошкольников, Москва, 1998г.

3.О.А.Соломенникова, Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе , Москва, 2010г.

4. Н.Г.Калегина , Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Казань,  2014 г. 

5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятии по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007

6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

7. М.Ф. Кашапова, Табигатьнесаклыйк, балалар. Казань , 2017г.

8. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

9. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.

10. Молодова. Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.

11. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой – М.: АРКТИ, 2004.

12. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-август

Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Круглый стол с детьми на тему: «Игра как метод экологичес-кого воспитания».

Работа с детьми

Сентябрь

Знакомство с комнатными  растениями группы.

Беседа с детьми о уходе за растениями.

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Сюжетно-ролевая игра: создание проблемной ситуации «Научим Мишку поливать растение»

Квест - игра

«Вода нужна всем»

Ноябрь

Активизация совместного творчества воспитанников и их родителей ; передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры, воспитание духовно богатой личности.

Совместный конкурс

 «Осенняя фантазия»

Январь

В мире животных. Сравнение диких и домашних животных

2.Кто где живёт

Закрепить знания и представления о животных. Учить различать диких и домашних животных, узнавать и называть их детёнышей. Учить сравнивать и обобщать. Развивать способность имитировать движение Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за животным

Настольный театр «Снегурушка и лиса»

Март

Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, -  пользуясь цветовыми моделями.

Экологический квест «Проделки Бабы Яги».

Май

Отображение впечатлений, полученных во время развлечений, в подвижных и дидактических играх.

Создание фотоальбома

«Эколята – дошколята»

Работа с родителями

Октябрь

Устный журнал.

«Развитие

экологического воспитания детей средней группы через игровую деятельность»

Ноябрь

Краткосрочный проект на тему:

«Осень разноцветная»

Презентация для родителей на тему: «Как ты, осень, хороша!»

Январь

Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. Рассказать об играх, их правилах.

ZOOM- конференция для родителей на тему:

«Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе»

Апрель

Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Мастер класс  «Экологическое воспитание в семье» 

Май-август

Совместное творчество воспитателя,  родителей и детей.

«Совместное изготовление книги загадок»

Самореализация

Ноябрь-Май

Научно- методические разработки, печатные издания, публикации.

Распространение собственного опыта педагогической деятельности на МО

Публикации  на тему: «Развитие экологического воспитания детей средней группы через игровую деятельность»

Декабрь

Распространение собственного опыта педагогической деятельности. Открытый показ непосредственно- образовательной деятельности.

Показ открытой образовательной деятельности по экологии с элементами экспериментирования в средней группы на тему:

«Свойства воздуха»

Февраль

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

«Роль игры в экологическом воспитании детей средней группы»

Май

Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

Планирование деятельности и перспектив развития на 2026-2027 учебный год.

По теме: «Развитие экологического воспитания детей средней группы через игровую деятельность»

Пополнение предметно- пространственной развивающей среды.

октябрь

Изготовление дидактических и сюжетно-ролевых игр, пальчиковых игр

Дидактические игры «Кто что ест»

«Подбери листья»

Дерево «Времена года»

С.р игра «Ферма»

январь

Наглядно-демонстрационные материалы

Картотека опытно-экспериментальной деятельности в средней            группе

 «Перелетные птицы!»

«Времена года»

Апрель-июль

Лэпбуки

«Времена года»

«Животный мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Консультация " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Автором представлена  консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .

Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»           Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей среднего возраста через игровую деятельность"

  Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ...