Развитие экологического воспитания детей средней группы через игровую деятельность
учебно-методический материал
Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание наших детей. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальная траектория развития
профессиональной компетенции
на 2025-2026 г.
Тема: «Развитие экологического воспитания детей
средней группы через игровую деятельность»
Составила:
воспитатель Iквал. категории
Даминова Г.Ф.
2025 год
Тема: «Развитие экологического воспитания детей средней группы через игровую деятельность»
Учебный год: 2025-2026 г.
Составила: Даминова Гульнур Фасхутдиновна
Направление: познавательное развитие
Дата начала работы над темой: сентябрь
Окончание работы: май
Срок реализации: 1 год
Актуальность темы
Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание наших детей. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Цель:
-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;
- обосновать влияние дидактических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников; ---- продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность;
-внедрять всвою работу новейшие методы и направления в воспитании и обучении детей;
-объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности через дошкольников через дидактические игры, эксперименты, опыты;
- привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-усвоение системы знаний о природе( о ее компонентах и взаимосвязах между ними);
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание потребности в общении с природой;
- привитие трудовых природоведческих навыков;
- развитие экологического сознания;
- эстетическое воспитание.
Предполагаемый результат:
Ожидаемые результаты для воспитателя:
• повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру
• совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.
Ожидаемые результаты для детей:
• позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным
• осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры
• активность в познании окружающего мира через игры
• воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)
Форма отчета по проделанной работе :
- наглядно-информационные материалы для родителей
- сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
- изготовить экологические игры, пособия, картотеку опытно-экспериментальной деятельности в средней группе;
- составить конспекты занятий, развлечений;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
- создание и внедрение проекта «Эколята дошколята».
Этапы создания системы работы:
1.Теоретический этап -изучение учебно- методической литературы;
изучить статьи в интернете
2. Практический этап – изучение опытов педагога ДОУ;
подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных
особенностей детей; консультации, памятки для родителей;
составить перспективный план работы с детьми и родителями.
3. Заключительный этап – презентация (отчет по самообразованию)
Форма работы с детьми :
Групповая; Подгрупповая; Индивидуальная;
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные методы: наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала.
Словесные методы: рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы, беседы, чтение художественной литературы,
Практические методы: опыты и экспериментирование, тематические занятия, ознакомление детей с природой в играх, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность.
Форма самообразования:
Индивидуальная
Изучение учебно- методической литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
2. Л.В.Лункевич, Экологическое воспитание дошкольников, Москва, 1998г.
3.О.А.Соломенникова, Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе , Москва, 2010г.
4. Н.Г.Калегина , Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Казань, 2014 г.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятии по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
7. М.Ф. Кашапова, Табигатьнесаклыйк, балалар. Казань , 2017г.
8. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.
10. Молодова. Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.
11. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой – М.: АРКТИ, 2004.
12. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-август | Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Круглый стол с детьми на тему: «Игра как метод экологичес-кого воспитания». |
Работа с детьми | Сентябрь | Знакомство с комнатными растениями группы. Беседа с детьми о уходе за растениями. Дать детям представление о роли воды в жизни растений. Сюжетно-ролевая игра: создание проблемной ситуации «Научим Мишку поливать растение» | Квест - игра «Вода нужна всем» |
Ноябрь | Активизация совместного творчества воспитанников и их родителей ; передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры, воспитание духовно богатой личности. | Совместный конкурс «Осенняя фантазия» | |
Январь | В мире животных. Сравнение диких и домашних животных 2.Кто где живёт Закрепить знания и представления о животных. Учить различать диких и домашних животных, узнавать и называть их детёнышей. Учить сравнивать и обобщать. Развивать способность имитировать движение Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за животным | Настольный театр «Снегурушка и лиса» | |
Март | Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями. | Экологический квест «Проделки Бабы Яги». | |
Май | Отображение впечатлений, полученных во время развлечений, в подвижных и дидактических играх. | Создание фотоальбома «Эколята – дошколята» | |
Работа с родителями | Октябрь | Устный журнал. | «Развитие экологического воспитания детей средней группы через игровую деятельность» |
Ноябрь | Краткосрочный проект на тему: «Осень разноцветная» | Презентация для родителей на тему: «Как ты, осень, хороша!» | |
Январь | Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. Рассказать об играх, их правилах. | ZOOM- конференция для родителей на тему: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе» | |
Апрель | Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом. | Мастер класс «Экологическое воспитание в семье» | |
Май-август | Совместное творчество воспитателя, родителей и детей. | «Совместное изготовление книги загадок» | |
Самореализация | Ноябрь-Май | Научно- методические разработки, печатные издания, публикации. Распространение собственного опыта педагогической деятельности на МО | Публикации на тему: «Развитие экологического воспитания детей средней группы через игровую деятельность» |
Декабрь | Распространение собственного опыта педагогической деятельности. Открытый показ непосредственно- образовательной деятельности. | Показ открытой образовательной деятельности по экологии с элементами экспериментирования в средней группы на тему: «Свойства воздуха» | |
Февраль | Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. | «Роль игры в экологическом воспитании детей средней группы» | |
Май | Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. Планирование деятельности и перспектив развития на 2026-2027 учебный год. | По теме: «Развитие экологического воспитания детей средней группы через игровую деятельность» | |
Пополнение предметно- пространственной развивающей среды. | октябрь | Изготовление дидактических и сюжетно-ролевых игр, пальчиковых игр | Дидактические игры «Кто что ест» «Подбери листья» Дерево «Времена года» С.р игра «Ферма» |
январь | Наглядно-демонстрационные материалы Картотека опытно-экспериментальной деятельности в средней группе | «Перелетные птицы!» «Времена года» | |
Апрель-июль | Лэпбуки | «Времена года» «Животный мир» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483695-1411133985.jpg)
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483695-1411133985.jpg)
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-107713-1491913890.jpg)
Консультация " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автором представлена консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-963094-1510570453.jpg)
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .
Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/19/picture-1491878-1729351277.jpg)
План по самообразованию "Экологическое воспитание детей среднего возраста через игровую деятельность"
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ...