Планы по самообразованию на 5 лет / Детский сад (2022-2027) / Гатауллина
материал (подготовительная группа)

Гатауллина Сария Файзерахмановна

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казань

 

 

 

 

Индивидуальный план  повышения профессионального уровня

на 2024-2025  учебный год.

по теме

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

средствами нетрадиционных

техник рисования (Монотипия)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 Гатауллина С .Ф.

 

 

г. Казань, 2024 г.

 

План самообразования на 2023-2024 учебный год воспитателя  средней  группы  № 3 Гатауллиной С.Ф. по теме:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через

нетрадиционные

техники рисования» (Монотипия)

 

 Актуальность выбранной темы:

«Страна, в которой учили бы рисовать,

так же как учат читать и писать, превзошла

бы вскоре все остальные страны во всех

искусствах, науках и мастерствах…»

Дени Дидро

 

 Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Монотипия - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д.

 

Ожидаемые результаты:

 Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

 

Задачи:

 

  •           Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – предметной монотипией;
    • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
    • Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
    • Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
    • Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
    • Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества;
    • Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования;
    • Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
    • Повышение уровня творческого воображения детей  дошкольного возраста в рисовании;
    • Умение применять усвоенные техники изодеятельности;
    • Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
    • Создание творческих заданий и упражнений для повышения уровня развития творческого воображения;
    • Организация выставки в ДОУ;
    • Пронаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности;
    • Повышение педагогического уровня родителей.

 

План работы по теме (на один учебный год):

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия

Т.А. Цквитария.

  1. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
  3. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
  4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
  5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2011
  6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011
  7. Интернет-ресурсы.

 

 

 

Работа с детьми

Сентябрь - май

Дидактические игры, беседы

 Познакомить детей с историей монотипии, со способами рисования монотипии,  подбор наглядного и дидактического материала

Октябрь

 Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки, развивать пространственное мышление.

 «Бабочки, которых я видел летом»

Ноябрь

 Продолжить знакомить детей с симметрией, на примере  цветов, развивать пространственное мышление.   

 «Загадочная открытка»

 

Январь

 Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего узора на окне. Развивать чувство композиции

 «Узоры на окне»

 

Февраль

Учить передавать в рисунке образ любимой сказки, уметь создавать сюжетную композицию.

«Избушка» (по сказке «Заюшкина избушка»)

 

 

Март-апрель

 Продолжить знакомить детей с симметрией, на примере  цветов, развивать пространственное мышление.   

 «Ваза с цветами».

Работа с семьёй

Октябрь

 Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей

    «Путешествие в страну рисованию»

Январь

 Консультация для родителей

    «Что означают рисунки детей»

Апрель

 Мастер-класс для родителей 

 

 

 

«Необычными вещами рисовать умеем сами»

Самореализация

 Сентябрь - май

Научно-методические работы, издания, публикации 

  

 

 Январь

«Волшебница зима»

 

 Открытый показ непосредственно-образовательной деятельности.

 

Май

 «Пенная монотипия»

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования

( участие в МО)

      

 

Литература:

  1. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия

Т.А. Цквитария.

  1. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
  3. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
  4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
  5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2011
  6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011
  7.  С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика, Синтез, 2006
  8. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  9. Скрипторий, 2003. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество» .М. :Мозаика -Синтез, 2005

 

////////////////////////////////////////


 

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казань

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план  повышения профессионального уровня

на 2024-2025  учебный год.

по теме

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

средствами нетрадиционных

техник рисования» («насыпная» техника)

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Гатауллина С.Ф..

 

г. Казань, 2024 г.

 

План самообразования на 2024-2025 учебный год воспитателя  старшей группы   № 3 Гатауллиной С.Ф.. по теме:

 «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

средствами нетрадиционной

техники  рисования» («насыпная» техника)

 

Актуальность выбранной темы:

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

3. Внимания и усидчивости;

4. Мышления;

5. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

6. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Ожидаемые результаты:

 Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.

Цели:

- Формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.

 

Задачи:

  - Знакомить детей  с необычной техникой рисования – насыпной;  многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ            САМООБРАЗОВАНИЯ   НА 2024-2025   УЧЕБНЫЙ ГОД.

Старшая группа .

 

Цель:

- Ознакомить детей с «насыпной» техникой рисования.

- Развивать воображение, внимание, мышление, мелкую и общую моторику.

- Развивать потребность к созданию нового необычного продукта творческой деятельности.

 - Развивать наблюдательность; творческую инициативу и воображение.

 

Задачи:

- Познакомить детей с техникой изображения с помощью клея и цветных опилок, соли, яичной скорлупы, различных круп.

- Формировать умение располагать изображаемые предметы на листе.

- Раскрыть  творческий потенциал детей с помощью нетрадиционного рисования сыпучими материалами.

 

Средства обучения:

- Наглядные, словесные и практические методы:

- Наблюдения с детьми;

- Обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание    картин и  иллюстраций, несущих информацию о   предметах и явлениях;

- Объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

- Показ способов действия;

- Игровые приемы;

- Совместный анализ выполненной работы.

 

                                              СЕНТЯБРЬ.

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

 

 

1.

«Бабочки порхают».

Рисование цветной стружкой.

Познакомить с новой техникой рисования с помощью цветной стружки. Развивать усидчивость, аккуратность при выполнении, воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

  Альбомный лист, простой карандаш, цветная стружка, клей ПВА, кисть, влажные салфетки.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка».

Работа с педагогами

Семинар – практикум «Подручный материал для насыпного рисования»

 

 

                                     Октябрь.

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

 

 

1.

 «Осенний листопад»          ( коллективная работа).

Рисование цветными опилками.

Познакомить с новой техникой рисования яичной скорлупой. Развивать воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук, воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. 

  Листья для шаблона, ватман, Цветные опилки, клей ПВА, кисть, влажные салфетки.

Работа с родителями

Тематическая выставка «Необычными вещами мы рисуем без труда».

Работа с педагогами

Публикация «Влияние нетрадиционных техник рисования на положительные эмоции детей».

 

 

 

 

                                              НОЯБРЬ.

                                                           

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

 

 

1.

«Любимый медвежонок».

Рисование гречневой крупой.

Познакомить с новой техникой рисования крупой. Вызвать  интерес к крупам, развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию, развивать чувство композиции.

  Альбомный лист, простой карандаш, клей ПВА, кисть, гречневая  крупа, влажные салфетки.

Работа с родителями

Оформление альбома « Рисование крупой: оригинальные идеи для детского творчества»

Работа с педагогами

Обучающий семинар «Рисование цветными опилками».

 

 

 

 

                                               ДЕКАБРЬ.

 

 

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

 

 

1.

«Зимнее дерево».

Рисование солью.

Познакомить с новой техникой рисования солью. Развивать умение удачно располагать изображение на бумаге, развивать воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость. 

  Картон голубого цвета, простой карандаш, соль, клей ПВА, кисть, влажные салфетки.

Работа с родителями

Совместный досуг «Волшебное рисование всей семьей»

Работа с педагогами

Публикация «Нетрадиционные техники рисования и как они развивают детей».

 

 

 

                                               ЯНВАРЬ.

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

 

 

1.

«Павлин»

Рисование цветной стружкой.

Продолжать знакомить с  техникой  рисования  цветной стружкой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять композицию. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

  Белый картон, простой карандаш, цветная стружка, клей ПВА, кисть, влажные салфетки.

Работа с родителями

Семинар-практикум по многообразию насыпной техники.

Работа с педагогами

Педагогическая мастерская «Кисти в сторону: рисуем солью».

 

 

 

                                               ФЕВРАЛЬ.        

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

 

 

1.

«Снегири прилетели».

Рисование фасолью.

Продолжать знакомить с техникой рисования крупами . Продолжать учить располагать крупу на листе, развивать чувство композиции, фантазии, развивать тактильную чувствительность.

  Белый картон, простой карандаш, фасоль, клей ПВА, кисть, гуашь; влажные салфетки.

Работа с родителями

Индивидуальная беседа «Как рисовать с ребенком дома, чтобы это было в удовольствие».

Работа с педагогами

 Публикация «Многообразный мир нетрадиционных техник рисовния»

 

                                               МАРТ.

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

 

 

1.

«Цветочек для мамы»»

Рисование яичной скорлупой.

 Познакомить с техникой  рисования яичной скорлупой, учить дополнять изображение недостающими деталями. Вызвать чувство радости от полученного результата.

 Белый картон, яичная скорлупа, гуашь, клей ПВА, кисть, влажные салфетки. 

Работа с родителями

Мастер-класс по рисованию цветной стружкой «Рисуем вместе с мамой»

Работа с педагогами

Открытое занятие «Развитие воображения у детей посредством нетрадиционных техник рисования»

 

 

 

                                                     АПРЕЛЬ.

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

 

 

1.

«Радуга-дуга».

Рисование стружкой восковых мелков.

Познакомить   с техникой  рисования стружкой от восковых мелков. Продолжать учить располагать изображение на листе, развивать воображение, чувство композиции, цветовое восприятие. Развивать усидчивость, мелкую моторику пальцев рук.

 Белый картон, гуашь, клей ПВА, кисть, восковые мелки; влажные салфетки.

Работа с родителями

День открытых дверей «Рисуем без кисточки».

Работа с педагогами

Публикация «Воспитание дошкольников средствами изобразительных искусств»

 

 

 

 

 

                                              МАЙ.

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

 

 

1.

«Салют»            (коллективное рисование).

Рисование  опилками и крошкой от восковых мелков.

 Закрепить умение  рисовать цветными опилками. Продолжать учить работать в коллективе,  дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции, фантазию, воображение, тактильную чувствительность.  Испытывать радость от полученного результата.

  Ватман, простые карандаши, гуашь, цветные опилки, восковые мелки, клей ПВА, кисти, влажные салфетки.

Работа с родителями

Оформление выставки «Вот чему мы научились».

Работа с педагогами

Публикация «Нетрадиционные средства рисования и их роль в развитии детской фантазии».

 

Литература:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
  2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. 
  3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
  4. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  5. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009
  6. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
  8. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009
  9. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
  10.  Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
  11. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
  12. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011


//////////////////////////

 

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казань

 

 

 

 

Индивидуальный план  повышения профессионального уровня

на 2025-2026  учебный год.

по теме

 «Нетрадиционная изотехника- «Ниткография», как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 Гатауллина С.Ф.

 

 

 

 

 

 

г. Казань, 2025 г.

План самообразования на 2025-2026 учебный год воспитателя   подготовительной группы   № Гатауллиной С.Ф. по теме:

«Нетрадиционная изотехника- «Ниткография», как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

 И.П.Павлов

 

        Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

      Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

       Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

       Художественно-творческая деятельность предоставляет большие возможности для развития мелкой моторики детей. Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. На таких занятиях дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

       Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.

         Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

         Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т.к. зрительно - моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

        Процесс рисования нитями в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.)

       Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «Ниткография» позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов  в процессе использования разнообразной пряжи, бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.  

   Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников, через внедрение в воспитательно – образовательный процесс технологии «Ниткография».

   Задачи: 1. Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблемы развития мелкой моторики.

2. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

3. Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

 4. Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.

5. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

 6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, точность и координацию движений руки.

7. Развивать зрительно-моторную координацию.

 8. Формировать личностные качества – усидчивость, терпение, старательность, аккуратность, трудолюбие.

    «Ниткография» является отличным средством для развития движения пальцев рук.  Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения.        Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

 

План работы по теме (на один учебный год):

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1.  Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д.с.»
  2.  Рузакова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности»
  3.  Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников»  
  4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011
  5. Интернет-ресурсы.

 

Работа с детьми

Сентябрь - май

Пополнение  «Уголка изобразительной деятельности» по нетрадиционной технике рисования, аппликации, дидактические и пальчиковые  игры, беседы

 Познакомить детей с историей  ниткографии, подбор наглядного и дидактического материала

Октябрь

 Учить детей подбирать Листы картона, клей, цвет нитей в соответствии шерстяные нити разных с цветом выбранного цветов, ножницы. овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность.

 

 «Овощи»

(Листы картона, клей,   нити разных с цветом, ножницы)

 

Ноябрь

  Учить детей использовать Картон, шерстяные нити в работе творческую разных цветов, ножницы. фантазию, создавая изображение вазы с цветами. Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать желание доводить начатое до конца, помогать товарищам, испытывающим затруднения в выполнении работы.  

 «Ваза с цветами»

(Картон, шерстяные нити   разных цветов, ножницы)

Январь

 Продолжать учить детей использовать в работе приѐмы «ниткографии» соответствии с  предложенным  содержанием. Уточнить   способ изображения снеговика. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность.

 «Снеговик»

(Нити белого, оранжевого,   черного, зеленого цвета, лист картона с изображением снеговика,   клей ПВА,  ножницы,  клеенка, кисть,  салфетка)

Февраль

Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность. Закреплять умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми.

«Подарок для папы»

(Цветной картон, нити разного цвета, ножницы, клей, салфетки, клеёночки)

 

 Апрель

Уточнить знания о первоцветах и умение создавать образ. Учить нити скручивать  в жгутики, завязывается в косички, формируются шарики, пучки, волны.    Развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к живой природе, аккуратность.  

  «Подснежники»

(Нити белого,    зеленого цвета, лист картона с изображением  цветка,   клей ПВА,  ножницы,  клеенка, кисть,  салфетка)

Работа с семьёй

Октябрь- апрель

 Выставки детских  поделок  для родителей.

 

 

Консультации для  родителей

     «Осень бродит по дорожкам», «Умелые руки, не знают скуки»;   « Елочка - красавица»;  «Скоро праздник Пасхи».

 

 «Что такое ниткография?»,   «Как сохранить детские работы»

Январь

 Консультация для родителей

 «Влияние ниткографии на развитие мелкой моторики»

Февраль-март

  Памятки для родителей

 

 

  «Посмотри вокруг, какая красота»,

 

 «Условия развития художественно-творческих

способностей ребенка»

 

Самореализация

 Сентябрь - май

Научно-методические работы, издания, публикации 

  

 

февраль

Семинар-практикум

 

  «Нетрадиционная форма рисования – изонить, рисование цветными нитями» (Приемы работы в технике «Ниткография»).     

 

Май

  Аппликация из вязанных шнурков

 Мастер-класс

( участие в МО)

      

 

Список литературы:

 1. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д.с.»/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/,-Спб-КАРО.2008.

 2. Рузакова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.»-СПб-КАРО,2007,

 3. Светлова И. «Развитие мелкой моторики.»ЭКСМО-Пресс.2011.

 4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1,. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

5. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «ДетствоПРЕСС», 2005

 6. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.

7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие

для воспитателей и педагогов. М.. 2008.

8. Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития

детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007г.

9. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию

пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.

10 . Никитина А.В. « Рисование веревочкой». Практическое пособие для

работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.

11. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2

12. Казакова Р.Г. « Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные

техники, планирование, конспекты занятий». М, 2001.

 

 

//////////////////////////////

 

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казань

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план  повышения профессионального уровня

на 2022-2023  учебный год.

по теме

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

средствами нетрадиционных

техник рисования»

 («Забавные отпечатки»)

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 Гатауллина С.Ф..

 

 

г. Казань, 2022 г.

 План самообразования на 2022-2023 учебный год воспитателя   младшей группы № 3 Гатауллиной С.Ф.. по теме:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

средствами нетрадиционных

техник рисования»

Актуальность.

     Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

    Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

    Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

    В основу опыта использования нетрадиционных изобразительных  техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

     Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у детей:

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Внимания и усидчивости;

- Мышления;

- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

 

Цели:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

-  Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

 

Задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

- Наблюдения с детьми;

- Обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

- Обьяснение , рассказ воспитателя, использование художественного слова;

- Показ способов действия;

- Игровые приемы;

- Совместный анализ выполненной работы.

 

Форма обучения:

- Специально организованная образовательная деятельность;

- Подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

 

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

 

Предполагаемый результат:

- У детей повысится уровень художественных способностей;

- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;

- Освоят техники нетрадиционного рисования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование по теме самообразования

на 2022 – 2023 учебный  год

 (младшая группа)

 

 

                                 Сентябрь.

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

 « Листопад».

Печать листьями.

Познакомить с техникой печатания листьями. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати; учить аккуратности при выполнении.

Гуашь; опавшие листья разной величины и формы; альбомный лист; кисть; иллюстрации.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка»

Работа с педагогами

Семинар-практикум «Как  и из чего сделать штамп своими руками»                                                                  

 

 

                                     Октябрь.

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1

«Цветочная поляна»

Рисование штампом из овощей и фруктов          ( лимон, лук, кочерыжка  капусты, болгарский перец).

Познакомить с новой техникой рисования штампом из овощей и фруктов. Развивать восприятие, чувство формы, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Гуашь; штампы из овощей и фруктов; влажные салфетки.

Работа с родителями

Тематическая выставка «Необычными вещами мы рисуем без труда»

Работа с педагогами

Публикация на тему: «Нетрадиционные средства рисования как способ самовыражения детей»

 

                                    Ноябрь.

 

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Домик на полянке»

Штамп поролоновой губкой

Познакомить с новой  техникой рисовании

я поролоновой губкой. Закрепить умения удачно располагать изображения на бумаге; развивать воображение.

Готовые шаблоны из поролона. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации.

Работа с родителями

Оформление альбома : «Рисование штампом: оригинальные идеи для детского творчества».

Работа с педагогами

Обучающий семинар на тему: «Рисование мятой бумагой».

 

 

 

 

 

                                      Декабрь.

 

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Чудной  узор»

Штамп шпульками ниток.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Лист бумаги, шпульки ниток; цветная гуашь.

Работа с родителями

Совместный досуг «Волшебное рисование всей семьей»

Работа с педагогами

Публикация на тему: «От изобразительной деятельности к творчеству»

 

 

                                    Январь.

 

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Колючий ежик»

Штамп одноразовой вилкой.

Познакомить с новым видом штампа. Развивать воображение. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомого животного; самостоятельно планировать свой замысел. 

Гуашь черного цвета, одноразовые вилки ,  бумага.

Работа с родителями

Семинар-практикум по многообразию штампов «Сундучок идей »

Работа с педагогами

Участие в педсовете на тему: «Рисование штампами как средство самовыражения ребенка»

 

 

 

 

 

 

Февраль.

 

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

« Снегопад»

Штамп мятой бумагой

Познакомить с техникой рисования мятой бумагой. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции; развивать фантазию.

Цветная бумага голубого цвета; гуашь белого цвета, Мятая бумага.

Работа с родителями

Индивидуальная беседа «Как организовать рисование штампом дома»

Работа с педагогами

Педагогическая мастерская «Рисуем с помощью штампа из картона»

 

 

 

 

                                    Март.

       

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

 Коллективная работа «Маме красивый букет».

Штамп бутылкой ; пальчиком; гофрокартоном; тычок жесткой полусухой кистью.

 Познакомить со штампом пластикой бутылкой, гофрокартоном.

 Развивать воображение; цветовое восприятие, чувство композиции; учить работать в коллективе..

 Гуашь разных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, бумага, пластиковая бутылка; гофрокартон.

Работа с родителями

Мастер-класс по рисованию мятой бумагой «Рисуем вместе с мамой»

Работа с педагогами

Открытое занятие для педагогов «Цветик-семицветик».

 

 

 

 

 

                                    Апрель.

 

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Воздушные шары»

Штамп ватными дисками.

Познакомить с новым видом штампа с помощью  ватных дисков; учить дополнять изображение подходящими деталями; приучать к усидчивости.

 Гуашь; воздушные шарики; кисть.

Работа с родителями

День открытых дверей «Рисуем без кисточки»

Работа с педагогами

Выступление на методическом объединении на тему «От изобразительной деятельности к творчеству»

 

 

                                                      Май.

 

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

 

 

 

 

 

1.

Коллективная работа « Вечный огонь»

Штамп ладошкой.

 Закрепить умение рисовать ладошками; испытывать радость от полученного результата; умение дорисовывать недостающие детали кистью.

 Гуашь;   кисть; альбомный лист. 

Работа с родителями

Оформление фотовыставки  «Вот чему мы научились».

Работа с педагогами

Публикация на тему : «Рисование штампами как средство развития воображения у ребенка»

 

Литература:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
  2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. 
  3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
  4. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  5. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009
  6. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
  8. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009
  9. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
  10.  Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
  11. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
  12. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011


/////////////////


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Фантазеры» №70.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию

 на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»(2026-2027г.г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

imageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Гатауллина С.Ф..

 

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

План по самообразованию на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

 

 

 

 

 

Цель:  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:

  • Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
  • Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
  • Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

 

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей среднего  дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

 

 

 

Перспективный план работы на 2026-2027учебный год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.,2010

2.Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. М., 2009

3.Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. М., 2009

4.Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М., 2011

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2010г.

6.Л.М.Гурович, Л.Б. Береговая, Л.И. Логинова «Ребенок и книга» М.; Просвещение, 2009 г .

 

Работа с детьми

Октябрь

Что такое загадка? Познакомить с загадкой как с самостоятельным жанром. Что такое рифмованные загадки? Учить отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности. Разгадывание загадок об овощах и фруктах. «Отгадай загадку-нарисуй отгадку» Рисование овощей и фруктов.

Досуг «Комната загадок».

Создание картотеки «Загадки для детей».

Ноябрь

Познакомить детей с жанром литературного творчества Русской народной сказкой. Что такое сказки о животных? Познакомить детей со сказками, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы. Учить драматизировать знакомую сказку.

Подбор русских народных сказок для оформления книжного уголка.

 

Декабрь

Познакомить детей с произведениями русского фольклора, такими как   заклички, считалки. Дать понятие, что такое закличка, считалка. Учить детей использовать знакомые считалки в играх.

Проведение подвижных игр с художественным словом.

Создать картотеку «Подвижные игры с художественным словом»

Январь

Что такое бытовые сказки? Познакомить детей со сказками в основе которых лежат события каждодневной жизни. Обсуждение с детьми характеров сказочных персонажей: кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный? Просмотр мультфильмов по сюжетам знакомых бытовых сказок.

Развлечение «Прощание с ёлкой»

Показ и защита своего костюма персонажа сказки.

Февраль

Что такое волшебные сказки? Познакомить со сказками, в основе которых лежит преодоление чего-то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников.

 

Дидактическая игра «Бывает-не бывает» Учить детей различать где правда, а где вымысел; что может быть в жизни, а что нет. Выставка рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой»

Драматизация любимой сказки.

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Шустрые пальчики».

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

 

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

 

 

 

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

 

 

                 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2026-2027_g.g.odt16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Фантазеры» №70.

План по самообразованию

 на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»(2026-2027г.г.)

Воспитатель: Гатауллина С.Ф..

                                                                                                         

 

                                         

План по самообразованию на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

 

Цель:  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:  

  • Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
  • Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
  • Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей среднего  дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Перспективный план работы на 2026-2027учебный год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.,2010

2.Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. М., 2009

3.Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. М., 2009

4.Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М., 2011

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2010г.

6.Л.М.Гурович, Л.Б. Береговая, Л.И. Логинова «Ребенок и книга» М.; Просвещение, 2009 г .

Работа с детьми

Октябрь

Что такое загадка? Познакомить с загадкой как с самостоятельным жанром. Что такое рифмованные загадки? Учить отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности. Разгадывание загадок об овощах и фруктах. «Отгадай загадку-нарисуй отгадку» Рисование овощей и фруктов.

Досуг «Комната загадок».

Создание картотеки «Загадки для детей».

Ноябрь

Познакомить детей с жанром литературного творчества Русской народной сказкой. Что такое сказки о животных? Познакомить детей со сказками, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы. Учить драматизировать знакомую сказку.

Подбор русских народных сказок для оформления книжного уголка.

Декабрь

Познакомить детей с произведениями русского фольклора, такими как   заклички, считалки. Дать понятие, что такое закличка, считалка. Учить детей использовать знакомые считалки в играх.

Проведение подвижных игр с художественным словом.

Создать картотеку «Подвижные игры с художественным словом»

Январь

Что такое бытовые сказки? Познакомить детей со сказками в основе которых лежат события каждодневной жизни. Обсуждение с детьми характеров сказочных персонажей: кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный? Просмотр мультфильмов по сюжетам знакомых бытовых сказок.

Развлечение «Прощание с ёлкой»

Показ и защита своего костюма персонажа сказки.

Февраль

Что такое волшебные сказки? Познакомить со сказками, в основе которых лежит преодоление чего-то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников.

Дидактическая игра «Бывает-не бывает» Учить детей различать где правда, а где вымысел; что может быть в жизни, а что нет. Выставка рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой»

Драматизация любимой сказки.

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Шустрые пальчики».

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период 2022-2027 г.

quot;Формирование экологических знаний дошкольников через ознакомление с природой"...

План по самообразованию воспитателя МАДОУ "Детский сад № 281" Хайдаровой Зулайхи Ангамовны

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МБДОУ «Детский сад № 26 «Росинка» Лукьяненко А. В. на 2019 -2020 учебный год

Создание комплексной системы по применению интерактивных технологий, формирование у родителей и воспитанников активных форм взаимодействия. ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2022-2027 г.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2022-2027 г....

План самообразования Ушановой Елены Евгеньевны на 2022-2027 гг.

План содержит актуальность, теоритическую, практическую и итоговые части работы по самообразованию...

Перспективный план по самообразованию на тему_ _Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром

Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.        Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:...