ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ ПОДВИГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
статья (средняя группа)

Кирина Анна Владимировна

История ВОВ предельно ясно доказывает одно: одерживает победу та держава, у которой выше боевой дух, которая крепче своей морально-нравственной чистотой, которая верит в своих руководителей. Советское руководство во главе со Сталиным осознавали важность поддержки духовенства среди советских граждан (это доказывает встреча Сталина с митрополитами, главным результатом которой стало разрешение на проведение Поместного Собора и выборов Патриарха).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кирина А.В,

Осинцева М.А,

воспитатели

МАДОУ «Детский сад

Комбинированного вида №2 «Ромашка»

г. Губкин Белгородская область

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ ПОДВИГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Сберегите память, сберегите!

В круг молчанья бережно вступите.

Дайте слово тем, кто не вернулся,

До победных дней не дотянулся.

Евгений Прасолов

История ВОВ предельно ясно доказывает одно: одерживает победу та держава, у которой выше боевой дух, которая крепче своей морально-нравственной чистотой, которая верит в своих руководителей. Советское руководство во главе со Сталиным осознавали важность поддержки духовенства среди советских граждан (это доказывает встреча Сталина с митрополитами, главным результатом которой стало разрешение на проведение Поместного Собора и выборов Патриарха).

О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих эта страница церковной истории остается неизвестной. В советской школе на уроках истории об этом умалчивалось, и позднее в российских учебных пособиях церковно-патриотический сюжет хотя и упоминается, но педагоги, как правило, в силу скудности достоверных материалов, не уделяют ему должного внимания. А ведь сложно недооценить роль Русской Православной церкви в эти тяжелейшие времена. Патриотическая деятельность РПЦ распространялась в разных направлениях: подбадривающие послания и обращения к пастве; критика фашизма как античеловеческой идеологи; был организован сбор денежных пожертвований на оружие и боевую технику, был открыт уникальный фонд помощи детям и семьям бойцов Красной армии; помощь госпиталям и содержание детей-сирот.

   Тот факт, что духовенство и священноначалие Московской Патриархии, несмотря на свое отчаянное положение в условиях преследования со стороны коммунистической власти, сохранило трезвость ума, верно оценило грозные перемены и истолковало цели нацистского руководства в отношении России, не должен быть забыт или извращен. Это особенно важно в условиях современного информационного пространства, когда человек, интересующийся историей, неизбежно сталкивается с огромным количеством противоречивых оценок исторического прошлого Русской Православной Церкви. [1]

       Сегодня, к сожалению, обычно материальные ценности преобладают над духовными, чаще всего у подрастающего поколения неверное суждение о добре, сострадательности, бескорыстии, справедливости, идейности и патриотизме. [2]

Зарождение нравственных основ личности начинается в семье и важнейшим этапом этого процесса является всестороннее развитие ребенка. Родители наших воспитанников в основном школьники 90-х, времени, когда тема воспитания детей настолько отстала от образования, что в программах школ перестали появляться такие понятия, как мораль, нравственность, духовность, патриотизм, когда происходили процессы, разрушающие и дезориентирующие человека. Таким образом, выросло целое поколение, лишённое очень важных нравственных, а в первую очередь, патриотических ценностей. [3] По своей природе дети очень любознательные, восприимчивые к окружающей атмосфере бездуховности. Знание истории своего Отечества просто необходимо для целостного становления личности. Каждый ребенок по-разному воспринимает рассказы о войне: будь то героизм, проявленный в бою или милосердная забота о пострадавших.  При раскрытии темы ВОВ у детей складываются, возможно, первые моральные суждения, оценки тех или иных поступков, воспитывается патриотическое осознание, любовь к Родине.

Наша задача, как воспитателей не в том, чтобы учить детей смотреть на уже устоявшиеся исторические факты и беспрекословно принимать их, а развивать сознательный рассудок. В этом помогает чтение художественной литературы о добре и зле, справедливости, дружбе, честности, о Родине. [4]

Одной из форм воспитательной работы являются беседы с родителями, проводимые в формате «вопрос – ответ». Здесь мы расширяем знания о событиях ВОВ, о роли церковного духовенства в те страшные года.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка берет свои фундаментальные истоки на примерах милосердного отношения к ближнему (за основу взято житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского). Применяя разнообразные формы и методы работы с родителями наших воспитанников, мы определяем направления духовно-просветительских бесед с детьми. Ребята совместно с родителями, бабушками и дедушками готовят рисунка на заранее выбранные тематики (православные праздники, День Победы, сестры милосердия, монастыри и т.д)

Несмотря на определенные трудности, совместно с родителями, мы плодотворно работаем над созданием атмосферы, в которой дети познают всю важность подвигов и судеб соотечественников. Правильное формирование отношения к своей стране, своей религии позволяет быть уверенными в нравственном воспитании подрастающего поколения.

Литература:

  1. Болотов, С. А.  На всех нужна одна Победа: Русская Православная Церковь и начало Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.pravmir.ru/na-vsex-nuzhna-odna-pobeda-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-i-nachalo-velikoj-otechestvennoj-vojny
  2. Черноморова,  Е.И.  Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://for-teacher.ru/edu/obschestvoznanie/doc-j2o4b6x.html
  3. Борисова, Л.В. Семья как основа становления личности // Актуальные задачи педагогики: материалы V Международной научной конференции. Чита: Молодой ученый, 2014. – С.227-229.  
  4.  Радонежский, А.  Православный мир. М.: Круг чтения, 2004. – 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелиск жителям поселка Русские Липяги, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в Русских Липягах.

Для детей , чтобы знали что в их городе тоже есть --- Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелис...

Опыт работы СП ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани по патриотическому воспитанию дошкольников при ознакомлении детей с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны

Доклад руководителя ДОО на областной методической неделеСИПКРО по организации в учреждении работы с дошкольниками по ознакомлению с жизнью родного края в годы ВОв...

Патриотическая деятельность Православной Церкви во время Великой Отечественной войны

Патриотизм – незаменимая ценность духовно-нравственного и культурного развития общества. Для русского народа патриотизм носит характер особенный, православный. В статье раскрывается позиция Русс...

Тихий подвиг воспитателей детских садов в годы Великой Отечественной Войны

Тихий подвиг воспитателейдетских садов в годы  Великой Отечественной ВойныСколько надо ласки и заботыВсех одеть и каждого обнять.Благодарная и трудная работа-Ежедневно маму заменять.Страницы дошк...

Тихий подвиг воспитателей детских садов в годы Великой Отечественной Войны

Тихий подвиг воспитателейдетских садов в годы  Великой Отечественной ВойныСколько надо ласки и заботыВсех одеть и каждого обнять.Благодарная и трудная работа-Ежедневно маму заменять.Страницы дошк...