Консультация для педагогов "Социальное здоровье детей"
консультация
Консультация для педагогов "Социальное здоровье детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов "Социальное здоровье детей" | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»
Положкова Маргарита Владимировна
Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно
формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных
процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают
смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и
невнимательность.У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они
то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и
покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка
обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный
период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и
всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый
ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых.
Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном
развитии детей дошкольного возраста. Психическое здоровье малыша формируется под
влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент,
характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и
психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей.
Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском
саду.
Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к
общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная
обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального
развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в
детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье
находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне
редко.
Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется
личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста.
Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя,
дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе
социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы
поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет
ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная
компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается
информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не
входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в
будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.
Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в
себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку
общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное
здоровье и поведение.
Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно
опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование
социального статуса ребенка , относят следующие виды деятельности:
1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые
дают им чувствовать себя полноправными членами общества.
2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения
самостоятельно.
3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и
удовлетворяет его познавательные интересы.
4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым,
получить его поддержку и оценку.
Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только
передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию
внутреннего потенциала.
При исследовании социального компонента здоровья детей от двух до 18 лет, было отмечено, что
в основном трудности социально-психологической адаптации начинают наблюдаться с младшего
школьного возраста, усиливаясь в подростковом возрасте, снижаясь в старшем школьном
возрасте.
Говоря о социальном здоровье дошкольников, назовем критерии:
1. Принятие социальных правил и норм.
2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица.
3. Знание своих прав и обязанностей.
4. Признание интересов других людей.
5. Проявление толерантности и эмпатии.
6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
7. Оптимистическое отношение к трудностям.
8. Способность помогать и поддерживать других.
9. Контроль и регулирование своего поведения.
10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша.
11. Владение этикетом.
12. Разделение зла и добра.
13. Человечность и справедливость и т. д.
Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить
профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми,
входящими в группу риска:
-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем,
-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей,
-одаренные,
-дети с проблемами в учебной деятельности,
-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком,
-дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах,
-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д.
Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не
может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и
проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры
складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования.
Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является
игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит
социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность
воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся
разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это - атмосфера, дух
детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.
Особые качества, которые требуются от педагогов:
• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;
• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом»
ребенка;
• Психологическая зрелость и уравновешенность;
• Умение выбирать средства общения;
• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.
Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей?
1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с
коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не
только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и
выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят
превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место
гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает
воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и
устанавливать контакты.
2. Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка
показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему
приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и
пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить,
«проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в
ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми
3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения
социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся
налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки
культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт
взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со
сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно
развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания.
Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для
успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но
и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с
проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в
достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства.
Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня
положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых,
а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы,
ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность.
5. Ритуалы и традиции группы. - Ежедневные ритуалы.
Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром
обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет
рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет
поработать.Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день,
чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить,
сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно
составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунокпиктограмма)
- Традиционные еженедельные ритуалы. По окончании недели проводите «Пятничный круг»,
обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался.
Пересматривайте листочки календаря.
- Традиционные ежемесячные ритуалы. По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с
(название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному.
Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели
сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте
календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ
В современном обществе, в XXI в., предъявляются новые, более высокиетребования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.~ Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала ...
Консультация для родителей «Здоровые дети - в здоровой семье!»
Цель консультации: воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья всей семьей....
Консультация для родителей: «Здоровые дети- в здоровой семье».
Конспект по ЗОЖ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»...
Консультация для родителей "Здоровые дети - в здоровой семье"
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» .
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» ....
Консультация для родителей "Здоровые дети-в здоровой семье"
Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни....