Консультация для педагогов "Социальное здоровье детей"
консультация

Положкова Маргарита Владимировна

Консультация для педагогов "Социальное здоровье детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»

Положкова Маргарита Владимировна

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно

формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных

процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают

смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и

невнимательность.У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они

то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и

покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка

обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный

период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и

всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый

ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых.

Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном

развитии детей дошкольного возраста. Психическое здоровье малыша формируется под

влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент,

характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и

психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей.

Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском

саду.

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к

общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная

обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального

развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в

детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье

находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне

редко.

Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется

личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста.

Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя,

дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе

социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы

поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет

ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная

компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается

информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не

входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в

будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.

Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в

себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку

общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное

здоровье и поведение.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно

опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование

социального статуса ребенка , относят следующие виды деятельности:

1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые

дают им чувствовать себя полноправными членами общества.

2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения

самостоятельно.

3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и

удовлетворяет его познавательные интересы.

4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым,

получить его поддержку и оценку.

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только

передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию

внутреннего потенциала.

При исследовании социального компонента здоровья детей от двух до 18 лет, было отмечено, что

в основном трудности социально-психологической адаптации начинают наблюдаться с младшего

школьного возраста, усиливаясь в подростковом возрасте, снижаясь в старшем школьном

возрасте.

Говоря о социальном здоровье дошкольников, назовем критерии:

1. Принятие социальных правил и норм.

2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица.

3. Знание своих прав и обязанностей.

4. Признание интересов других людей.

5. Проявление толерантности и эмпатии.

6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

7. Оптимистическое отношение к трудностям.

8. Способность помогать и поддерживать других.

9. Контроль и регулирование своего поведения.

10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша.

11. Владение этикетом.

12. Разделение зла и добра.

13. Человечность и справедливость и т. д.

Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить

профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми,

входящими в группу риска:

-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем,

-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей,

-одаренные,

-дети с проблемами в учебной деятельности,

-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком,

-дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах,

-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д.

Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не

может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и

проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры

складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования.

Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является

игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит

социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность

воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся

разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это - атмосфера, дух

детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.

Особые качества, которые требуются от педагогов:

• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;

• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом»

ребенка;

• Психологическая зрелость и уравновешенность;

• Умение выбирать средства общения;

• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.

Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей?

1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с

коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не

только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и

выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят

превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место

гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает

воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и

устанавливать контакты.

2. Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка

показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему

приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и

пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить,

«проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в

ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми

3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения

социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся

налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки

культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт

взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со

сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно

развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания.

Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для

успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но

и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с

проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в

достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства.

Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня

положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых,

а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы,

ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность.

5. Ритуалы и традиции группы. - Ежедневные ритуалы.

Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром

обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет

рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет

поработать.Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день,

чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить,

сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно

составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунокпиктограмма)

- Традиционные еженедельные ритуалы. По окончании недели проводите «Пятничный круг»,

обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался.

Пересматривайте листочки календаря.

- Традиционные ежемесячные ритуалы. По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с

(название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному.

Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели

сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте

календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ

В современном обществе, в XXI в., предъявляются новые, более высокиетребования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.~ Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала ...

Консультация для родителей «Здоровые дети - в здоровой семье!»

Цель консультации: воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья всей семьей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»...

Консультация для родителей "Здоровые дети - в здоровой семье"

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» ....

Консультация для родителей "Здоровые дети-в здоровой семье"

Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни....