Проект "Сказочные шахматы"
проект (средняя группа)
Проект: «Сказочные шахматы»
Цель: Знакомство детей с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazochnye_shahmaty.docx | 40.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
456208, Россия, Челябинская область, город Златоуст, ул. им Н.П.Полетаева, 8. тел.+7(3513)755121
e-mail: mdou98.zlat@mail.ru сайт: https://dou98-zlatoust.educhel.ru/
Проект по курсу "Шахматно-шашечный всеобуч" для детей с 4 до 5 лет. «Сказочные шахматы»
Разработала и провела:
Смирнова Гульчячак Марсовна
Воспитатель
I-квалификационная категория
2021
Проект: «Сказочные шахматы»
Цель: Знакомство детей с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
- Обучить детей основным приемам игры в шахматы с помощью сказок и сказочных героев.
- Привить интерес и любовь детей к игре.
- Развивать аналитические способности детей, целеустремленность.
- Формировать стратегическое мышление, тренировать память.
- Расширять кругозор ребенка, вырабатывать волю и характер.
- Формировать познавательную активность.
Вид, тип проекта: образовательный, долгосрочный, групповой.
Сроки реализации: Сентябрь 2020 - Май 2021
Участники: воспитанники, родители, педагоги.
Возраст детей: с 4 до 5-ти лет.
Актуальность.
Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные ЭВМ в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, телефонов, планшетов и прочих «мымриков». В наше время шахматы стали прочно входить и в образовательный процесс. Во многих школах нашей страны и за рубежом, на протяжении многих лет, ведутся шахматные уроки.
Занятия шахматами в детском саду помогут детям лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики или геометрии в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности.
Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам. В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка.
Формы и методы работы: беседы, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность, дидактические игры, инсценировки сказок.
Формы и методы работы с родителями: консультации, творческие конкурсы.
Ожидаемый результат:
Дети знают шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, партнеры. Знают шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Знают, как фигуры ходят на шахматной доске. Умеют правильно расположить на доске шахматные фигуры в начальное положение. Придумывают разнообразные сказки со сказочными героями, которые есть в уголке «Шахматы».
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный.
I этап. Подготовительный.
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, и т.п.).
- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.
II этап. Основной.
Работа с детьми по перспективному плану.
III этап. Заключительный.
Показ и обыгрывание лучшей придуманной сказки ребенком и родителями, для всех детей.
Перспективное планирование.
Тема, мероприятие | Цель | Сроки проведения |
Написание проекта. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. | Разработать проект на основе программы обучения детей игре в шахматы, адаптировать под детей средней группы. | Сентябрь |
Подбор методической литературы для реализации проекта. | Покупка и распечатка методической литературы для реализации проекта. | Сентябрь - май |
Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе. | Оформление уголка «Шахматы», закупка и выполнение самодельных дидактических игр. | Сентябрь - май |
Консультация для родителей | Информировать родителей о теме проекта взятого на учебный год. Консультация для родителей в закрытой группе В Контакте. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Октябрь- май |
Чтение художественной литературы. | Знакомство детей с историей возникновения шахмат. Чтение шахматной сказки про Шаха. | Ноябрь |
Игра в самодельную дидактическую игру «Репка» | Познакомить детей с шахматной доской, шахматными фигурами. Закреплять в течение месяца белые и черные поля, название шахматных фигур. Развивать у детей воображение и умение придумывать новые сказки с персонажами из сказки «Репка» | Декабрь |
Игра в самодельную дидактическую игру «Колобок» | Закрепить у детей понятие шахматная доска, белые и черные поля, название фигур. Познакомить детей с шахматными терминами: горизонталь, вертикаль, диагональ. Закреплять в течение месяца шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ. Развивать у детей воображение и умение придумывать новые сказки с персонажами из сказки «Колобок» | Январь |
Игра в самодельную дидактическую игру «Теремок» | Закрепить у детей понятие шахматная доска, белые и черные поля, название фигур, шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ. Познакомить детей с каждой фигурой, как она ходит, инсценируя придуманные сказки с персонажами из сказки «Теремок» Закреплять в течение месяца называние фигур, как они ходят. Развивать у детей воображение и умение придумывать новые сказки с персонажами из сказки «Теремок» | Февраль |
Игра в покупную игру «Веселые шахматы» | Закрепить у детей понятие шахматная доска, белые и черные поля, название фигур, как каждая фигура ходит, шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ. Познакомить с шахматным термином: партнеры. Познакомить с начальным положением фигур на шахматной доске, разучить стих для запоминания начального положения фигур. Закреплять в течение месяца шахматный термин: партнеры. Повторять стих для запоминания начального положения фигур на шахматной доске. Развивать у детей воображение. | Март |
Игра в покупную дидактическую игру «Шахматы в поисках приключения» | Закрепить у детей понятие шахматная доска, белые и черные поля, название фигур, как каждая фигура ходит, шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ, партнеры. Закрепить начальное положение фигур, стих о начальном расположение фигур на шахматной доске. Показать детям, как играть с партнером из начального положения фигур. Закреплять в течение месяца игру партнеров из начального положения фигур. Развивать у детей воображение. | Апрель |
Итоговая работа
|
| Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ детям о шахматах и консультации для родителей к проекту Шахматы
Рассказ об детям об истории шахмат...
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "
Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...
Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] ОглавлениеПояснительная записка..........
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....
- Мне нравится (1)