Программа саморазвития «Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
материал (младшая группа)

Боброва Анастасия  Александровна

Программа саморазвития «Сенсорное развитие  детей 3-4 лет  посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_po_samoobrazovaniyu.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сал №16 г. Лысково

 

Программа

саморазвития

«Сенсорное развитие  детей 3-4 лет  посредством дидактических игр»

                                           

                                 

                              Разработчик:

                                                            Боброва Анастасия Александровна,

                                                                        воспитатель

Лысково

2021

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Актуальность…………………………………………………………………….4

Цель, задачи………………………………………………………………………4

Срок реализации…………………………………………………………………5

Ожидаемые результаты…………………………………………………………5

Этапы работы……………………………………………………………………5

План мероприятий………………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………………….6

Литература……………………………………………………………………….8

Пояснительная записка

Известно, что младший дошкольный  возраст   самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Поэтому нельзя занижать важность развития у младших дошкольников сенсорных представлений и педагогу важно идти в ногу со временем, постоянно совершенствуя свои знания в данной области.  

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Именно младший возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий. представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно же, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Помощь взрослого очень важна на  формирование основ сенсорных представлений.   Педагоги,  используя  дидактические игры и пособия по сенсорному развитию, осуществляют развитие сенсорных представлений  последовательно, планомерно.

Актуальность

        Актуальность темы обусловлена тем, что именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры,    задачей которых является - накопление разнообразного сенсорного опыта. Дидактические игры педагог использует в младшем дошкольном возраста как непосредственно при проведении образовательной деятельности, так и   в режимных моментах, тем самым деятельность  с детьми по формированию сенсорных представлений происходит в системе и планомерно, что способствует основательному и быстрому усвоению дошкольниками  сенсорных эталонов.

Цель:    анализ   педагогических технологий по формированию сенсорных представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру и их использование в работе с детьми

Задачи:

  • изучить  педагогические технологии по формированию сенсорных представлений у младших дошкольников;
  • пополнить (изготовить)  РППС  дидактическими играми, отвечающие  требованиям ФГОС ДО, способствующие развитию сенсорных способностей детей;
  • использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие сенсорных представлений у младших дошкольников;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры».

  Срок реализации программы - 1 год.

Ожидаемые результаты:

  • изучены технологии по формированию сенсорных представлений у детей 3-4 лет;
  • подобраны дидактические игры по сенсорному развитию и используются в образовательной деятельности с детьми 3-4 лет;
  • взаимодействие с семьёй позволило добиться наибольших  результатов в  сенсорном развитии младших дошкольников.

Этапы работы по самообразованию:

  1. Формирование потребности в самообразовании,  самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
  2. Планированные работы по самообразованию.
  3. Теоритическое изучение проблемы (выборочное изучение анализ и самооценка результатов).
  4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике).
  5. Подведение итогов самообразования.

План мероприятий по реализации программы

Сентябрь – октябрь

           - Изучение научно -  методической литературы.

- Пополнение  развивающей  предметно-пространственной среды по сенсорному  развитию детей 3-4 лет.

- Обмен  опытом с другими педагогами ДОУ.

- Беседы с родителями о формировании сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Ноябрь – декабрь

  - Активное использование дидактических игр по сенсорному развитию в образовательной деятельности.

 - Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет.

- Разработка конспектов по ОО «Познавательное развитие».

Январь – февраль

- Обобщение опыта работы по использованию дидактических игр в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и  развитию сенсорных представлений.

- Папка-передвижка для родителей на тему «Сенсорные игры малышей».                                                                                                                            - Продолжать изготовление дидактических игр и материалов к ним.

Март – апрель

 - Презентация  для педагогов ДОУ «Особенности сенсорного  развития детей 3-4 лет через дидактические игры».

- Публикации в интернет - сообществе, районной газете  города «Приволжская правда», электронная публикация  на сайте  научных журналов.

Май

- Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных способностей.

- Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры».

- Анализ самообразования. Выводы.

Заключение

        Исходя из данных проведенной  педагогической диагностики, можно сделать вывод, что  использование дидактических игр и игровых приемов по их применению способствует успешному развитию  сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста,  так как игровая деятельность является ведущим видом деятельности. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение     воспринимать  и различать свойства предметов, сравнивать предметы. Дети стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры совместно с педагогом. Малыши стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

          Родители воспитанников   узнали и закрепили свои знания о том, что такое сенсорное развитие, какое оно имеет значение на развитие ребенка в целом и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

        Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру при проведении  режимных моментах.

Литература

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.

2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. И. А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012.

5.  И.С. Погудкина Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей младшего дошкольного возраста. - СПб: Детство - Пресс, 2013.

6. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

7. Н.Н. Подъяков Сенсорное воспитание в детском саду.- М..: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа саморазвития "Развитие мелкой моторики по средствам дидактической игры"

Цель: повышение своего теоретического и  практического  уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:1.     Изучить  методическую литературу по ...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2019-2022 учебный год на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Актуальность:Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными при...

Программа саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» 2020- 2021 учебный год

Введение:Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого нев...

Программа саморазвития воспитателя Салаевой Любовь Валентиновны «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» на 2020-2023 год

Программа саморазвитиявоспитателя Салаевой Любовь Валентиновны«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» на 2020-2023 год...

Программа саморазвития "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Программа саморазвития "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

Программа саморазвития Воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»

Программа саморазвитияВоспитателя«Сенсорное развитие детей младшего возрастачерез дидактические игры»на 2022-2024 год....