Познавательное развитие детей дошкольного возраста в семье
статья

в данной статье рассмотрено познавательное развитие ребенка в семье. Рассмотрена специфика познания окружающего мира ребенком дошкольного возраста и вклад семьи в развитии познавательных способностей ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Познавательное развитие детей дошкольного возраста в семье

Аннотация: в данной статье рассмотрено познавательное развитие ребенка в семье. Рассмотрена специфика познания окружающего мира ребенком дошкольного возраста и вклад семьи в развитии познавательных способностей ребенка.

Ключевые слова: семья, позновательное развитие, дошкольник, ребенок,родители.

Abstract: in this article the cognitive development of the child in the family is considered. The specifics of cognition of the world around the child of preschool age and the contribution of the family to the development of cognitive abilities of the child are considered.

Keywords: family, cognitive development, preschool child, child, parents.

Наверно во всем мире нет более неутомимого исследователя, чем маленький ребенок. Дети с азартом и завидным упорством пытаются познать все, что их окружает, им все интересно. Советский психолог Лев Семенович Выготский основой познавательного развития ребенка выделял память, которая в процессе познания ребенком окружающего мира совершенствуется и вместе с мышлением становиться высшей психической функцией.

Познавания мира в дошкольном возрасте для ребенка происходит в процессе обобщения собственного опыта, дети в столь юном возрасте не способны в должной мере перенять и оценить опыт окружающих. Именно этот возраст богат неутомимыми вопросами о происхождении различных предметов и явлений, тем самым ребенок пытается по-своему их понять и обобщить, выделяя общие и различные признаки. Множество вопросов носят принципиальных характер, например « Откуда берутся дети? Что такое смерь? Откуда взялся мир?». Задавая такие вопросы, ребенок развивает теоретическое мышление, переходя от сенсомоторного интеллекта к начальным формам логического мышления. В дальнейшем исследуя мир и развивая свою память, и мышления ребенок начинает мыслить в уме. На начальных этапах такое мышление носит эгоцентричный характер и крайне несовершенно, все обдуманные ситуации ребенок оценивает только со своей точки зрения.

Основы воспитания и знания об окружающем мире у ребенка в первую очередь закладываются в кругу его родных людей.

Семья вносит огромный вклад в развитие познавательных способностей ребенка, так как ребенок находиться в семье в течение значительной части жизни. Потребность в познании развивается у ребенка с первых дней жизни, малыши наблюдают за заинтересовавшими их погремушками, трогают их, изучая и рассматривая, наблюдают за родителями копируя их эмоции, ползут к заинтересовавшим их предметам. Тем самым семья выступает первой ступенью к познанию ребенка окружающего мира, и только от семьи зависит, насколько удачно произойдет его познание.

Но не только от семьи зависит уровень познавательного развития ребенка, немаловажным фактором являются индивидуальные особенности ребенка. Каждый ребенок индивидуален, одни дети наиболее любопытные, они активны и настойчивы в своих вопросах, другие более пассивны, их наиболее трудно заинтересовать и увлечь каким либо делом. Родители при организации познавательной деятельности ребенка должны учитывать множество факторов, такие как:

1)возраст ребенка;

2) уверенность в том, что ребенок понимает, что от него требуется;

3) ребенок заинтересован в поставленных перед ним задачах;

4) ребенок узнает, и учиться чему-то новому.

Ни один человек не может знать и понимать ребенка лучше, чем его родители. Родители, хорошо зная своего дитя должны понимать, что ему интересно, через какую игру наиболее эффективно и действенно передать эти знания и умения. Родителям необходимо организовать настолько интересную совместную деятельность со своим ребенком, чтобы установить наиболее продуктивный контакт с ним, что дает возможность выбрать новые формы совместных действий.

Для развития познавательной деятельности ребенка в семье родители должны опираться на основные принципы, такие как:

1. Необходимость изучения и познания этого мира вместе с ребенком. Зачастую дети являются лучшим зеркалом своих родителей.

2. Необходимость принятия и осознания ребенка как достойного члена семьи, который требует такого же уважения к себе, как и другие.

3. Необходимость считаться с его мнением, задавая вопросы « А как ты считаешь? А почему ты так думаешь?»;

4. Чем больше родители показывают нового ребенку, тем больше он будет знать. Детям довольно трудно узнать об окружающем его мире, если его ограничивать лишь домом. Не стоит бояться путешествовать семьей вместе с ребенком.

5. Никогда не стоит смеяться и высмеивать ребенка, это может послужить тому, что ребенок замкнется в себе, и уже не будет доверять родителям в полной мере.

6.Чем больше родители проводят свободного времени с ребенком, тем больше он узнает. Не следует игнорировать совместные походы в кино, музеи и зоопарки.

7. Любая инициатива должна поощряться и поддерживаться.

 Как отмечают психологи, большое значение в познавательной активности и закреплении познанного имеют эмоции и чувства. Поэтому эмоциональное поощрение, подбадривание, стимулирование взрослым ребёнка в учении, в развитии его наблюдательности очень желательно.

М.И.Лисина видит роль взрослого в развитии познавательной активности в том, чтобы помочь ребёнку произвести переход от процесса любопытства (ситуативного интереса) к деятельности (любознательности, познанию). Это происходит, по мнению автора, только при взаимозаинтересованном сотрудничестве взрослого и ребёнка, то есть взрослый должен помочь ребёнку перевести случайный ситуативный интерес к постоянной активной познавательной деятельности.

Поэтому если родители мало внимания уделяют своим детям, формированию у них познавательного интереса, появлению у них каких-либо увлечений, то развитие познавательной деятельности происходит менее успешно, чем в семьях, где родители активные участники познавательной деятельности. У них, как правило, много различных увлечений, они многим интересуются, достигают цели, которые перед собой ставят.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
  2. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи / М.А. Куртышева. - СПб: Питер, 2011. -288с.
  3. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. Учеб. пособие. - 2-е изд., Москва - Воронеж, 2013. - 928 с.
  4. Широков Г.А.Справочник дошкольного психолога .3-е изд. М: Ростов н/Д «Феникс»,2010.-384с.
  5. Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009
  6. Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 180-183.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в семье

Данный материал представлен для родителей,описано как и какими способами можно развить своего ребенка в домашних условиях....

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в семье.

В статье рассматривается проблема развития познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста в семье. Описываются факторы, влияющие на развитие познавательной деятельности и роль родителей в пр...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий Mimio на тему: "Моя дружная семья"

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Моя дружная семья" с использованием интерактивных технологий Mimio...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...